Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Основные процедуры одномерной стратифицированной выборки
Выше был изложен общий принцип построения районированной выборки. На основе этого принципа разработаны различные процедуры, отличающиеся друг от друга прежде всего использованием при выделении страт одного или нескольких признаков, отбором из каждой страты числа единиц пропорционально или непропорционально объему страты, формированием страты на основе примерных соображений или с использованием формальных методов. Простейшая процедура стратификации предполагает использование для выделения страт одного признака, формирование страт на основе эвристических соображе--ний и применение пропорционального отбора. Эта процедура называется одномерной пропорциональной районированной выборкой. В качестве исходных моментов при использовании данной процедуры выступает обычно ранжированный ряд, характеризующий вариацию 'в исходной совокупности признака, используемого для стратификации. Нередко этот ряд предварительно преобразуется в интервальный с тем, чтобы из каждой выделенной группы отбирать число единиц пропорционально ее объему. Одномерная районированная пропорциональная выборка до сих пор чаще всего применялась в отечественной социологии при стратифицированной выборке. Заметим при этом, что стратификация применяется на разных ступенях отбора, так что ее объектом оказываются и непосредственные (или конечные) единицы наблюдения, и так называемые промежуточные единицы (области, города, предприятия, вузы и т. д.). Наиболее часто стратификация применяется именно по отношению к последним. В этих целях обычно используют: для стратификации областей и городов — интенсивность того или иного показателя, характеризующего уровень экономики или культуры; для стратификации предприятий — отрасли народного хозяйства, ведомственную принадлежность, численность рабочих и служащих, размер средней заработной платы, процент выполнения плана, удельный вес групп рабочих с различным содержанием труда и т. д.; для стратификации вузов— отрасль народного хозяйства или науки, число студентов и т. д. Усовершенствование одномерной выборки может быть осуществлено несколькими способами: за счет отказа при определенных условиях от принципа пропорциональности при размещении выборки в стратах и за счет применения более строгих приемов формирования страт. Во всех случаях прогресс в технике отбора опирается на использование априорной информации о дисперсии признака, служащего основой для стратификации, и о характере его связи с изучаемым признаком. Если страта состоит из единиц, очень похожих друг на друга, и имеет, следовательно, небольшую дисперсию, то при прочих равных условиях она может быть представлена в выборке меньшим числом представителей, чем разнородная страта. Процедура стратифицированного отбора, построенная на этих идеях и разработанная независимо друг от друга А. А. Чупровым (1923 г.) и Е. Нейманом (1934 г.), получила название оптимального размещения. Эта процедура обеспечивает максимально экономное использование ресурсов, - выделяемых на обследование. При простейшем варианте этого метода (он иногда называется методом минимальной дисперсии) исходят из предположения, что денежные и прочие затраты на изу- картинка
Важно подчеркнуть, что оптимальное размещение, предусматривая непропорциональный объем выборки из каждой страты, предполагает в то же время как само собой разумеющееся применение весов страты при исчислении всех характеристик совокупности (средней, ошибки средней и т. д.) 1. Заметим также, что в условиях пропорционального отбора можно воспользоваться в качестве весов в итоговых расчетах объемами выборки из каждой страты. Самовзвешивающийся характер пропорциональной выборки гарантирует, что структура выборки будет соответствовать структуре генеральной совокупности. В условиях применения оптимального размещения или других способов непропорционального отбора (например, при размещении в каждой страте выборки равного объема) объем выборки из страты уже не может играть роль «веса», и нужны прямые данные об объеме страты. Это обстоятельство в известной мере увеличивает затраты на обработку материалов обследования. Метод оптимального размещения можно рационально использовать, как видно из сказанного выше, только тогда, когда имеется необходимая информация о дисперсии стратифицирующего признака и если дисперсии этого признака в отдельных стратах сильно отличаются друг от друга1. Особое значение имеют сведения о тесноте связи между стратифицирующим и изучаемым признаками. «Оптимальное размещение» оказывается «самым лучшим» при коэффициенте корреляции между указанными признаками, близком к единице. Если же этот коэффициент мал, то легко себе представить ситуацию, при которой «оптимальное размещение» даст худший результат по сравнению с пропорциональной выборкой2. Необходимо подчеркнуть еще одно принципиальное обстоятельство. Исследователь всегда работает в режиме неполной информации. Поэтому в лучшем случае социолог может рассчитывать на получение с помощью метода оптимального размещения высокорепрезентатив-ных данных только в отношении признаков, о которых он обладает какой-то априорной информацией. Что же касается других изучаемых признаков, то его отказ от механизма «самовзвешивания», присущий пропорциональному отбору, означает готовность идти на известный 1 Именно поэтому эффективность рассматриваемого метода сильно снижается, если изучаются качественные признаки. И дело в том, что, как уже отмечалось, дисперсия р(\—р) малочувствительна к колебаниям между 0, 2 и 0, 8. Указанный метод невозможно применить и тогда, когда разность между значениями признака в крайних группах очень велика. В этом случае применение оптимального размещения требует выборки очень большого размера. См. об этом [226; 97], [89а; 119]. 2 Представим себе, что мы, изучая интенсивность чтения книг, вновь воспользовались для стратификации уровнем образования. Мы, однако, не подозревали, что зависимость между интенсивностью чтения и образованием в данной совокупности была весьма слабой (например, из-за влияния «третьей» переменной — возраста, семейного положения и т. д.). Руководствуясь, однако, предположениями о сильной зависимости между этими признаками, мы в соответствии с принципами оптимального размещения из группы лиц с законченным высшим образованием отобрали для опроса гораздо меньше людей, чем из группы лиц, не имеющих среднего образования, полагая, что во второй группе разброс по уровню образования довольно большой, в то время как в первой он почти равен нулю. В действительности же в первой группе дисперсия изучаемого признака — интенсивности чтения — была намного выше, чем во второй группе, и избранная стратегия отбора оказалась крайне неудачной. риск ухудшения репрезентативности указанных признаков1. Все описанные выше обстоятельства объясняют, почему на практике оптимальное размещение используется сравнительно редко. Вместе с тем разработка этого метода серьезно углубила понимание многих проблем применения выборки2. Если первый путь улучшения стратификации основывается на манипулировании структурой выборки при заданном расчленении совокупности на страты, то второй путь ориентирован на поиск лучших вариантов разделения генеральной совокупности на страты.
картинка
Современные вычислительные средства позволяют эффективно формировать страты (если их число невелико) с помощью прямого перебора. Само собой разумеется, что ориентация проектировщика выборки одновременно на оптимальную стратификацию и оптимальное размещение теоретически обещает получение при заданном объеме выборки наилучших оценок. Однако и здесь следует напомнить, что такая стратегия предполагает теснейшую связь между изучаемым и стратифицирующим признаками. Если же эта связь является слабой, то тогда в силу вступает так называемая схема Далениуса [21; 70—71], которая, решая вопрос о формировании страт и размещении между ними выборки, учитывает тесноту связи между соответствующими признаками и допускает отклонение от пропорционального отбора только в той мере, в какой позволяет идти на этот риск конкретный коэффициент корреляции 1. Практика применения оптимальной стратификации очень бедна. Один из немногих примеров — работа, проделанная Ю. П. Вороновым 'при проектировании выборки в исследовании аудитории «Литературной газеты» [40], [197]. В качестве признака стратификации использовался показатель плотности подписки на газету в расчете на 10 тыс. жителей. На первой ступени отбора 150 территориальных единиц были объединены в страты так, чтобы был обеспечен минимум дисперсии по указанному признаку. Следует подчеркнуть, что эффективность стратификации находится в определенной зависимости от числа страт. Увеличение числа страт выше определенного уровня приносит очень небольшой выигрыш. С учетом этих соображений можно полагать, что число страт при использовании одного стратифицирующего признака может быть в интервале от 3 до 10 [289; 102].
|