Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Основные принципы построения стратифицированной выборки
Первая модификация случайного отбора получила название районированной (или стратифицированной) выборки4. Сущность стратифицированной выборки сводится, как уже отмечалось, к уменьшению ошибки за счет межгрупповой дисперсии. Поясним это на примере. Ранее отмечался факт сильного влияния уровня образования человека на структуру его внерабочего времени. Поэтому исследователь, составляющий прогнозы, касающиеся досуга в будущем, при проектировании выборки должен, естественно, особое внимание уделить тому, чтобы в его выборке соотношение лиц с различным уровнем образования было примерно таким же, как в изучаемом им объекте. Конечно, он может положиться полностью на случайный отбор, обладающий свойством «самовзвешивания». Иначе говоря, если объем выборки будет достаточно велик, то доля лиц с высоким и низким уровнем образования в выборке будет отличаться от истинных значений на величину заранее прогнозируемой ошибки. Можно, однако, свести ошибку по этому показателю до минимума. Для этого необходимо выделить отдельные страты, например, для лиц со средним и высшим образованием и лиц, не имеющих среднего образования, и из каждой страты уже производить случайный отбор. При этом общий объем выборки чаще всего следует распределить пропорционально численности людей в каждой страте. Предположим, выборка объемом в 2000 человек производится из взрослого населения города (старше 16 лет), насчитывающего 20 тыс. человек, из которых 4 Нередко используется также и другой термин — «типическая выборка». Однако использование понятия «типа» применительно к описываемому способу отбора вызывает возражение, так как выделяемые в генеральной совокупности группы, слои, страты далеко не всегда можно считать типическими группами, если сохранять за понятием «типа» его обычное значение. В то же время целесообразно с нашей точки зрения использовать этот термин, когда идет речь о методе типических единиц (об этом см. дальше). картинка
Благодаря такому приему социолог гарантирует себе соответствие выборки генеральной совокупности по данному показателю, сохраняя при этом в неприкосновенности основной принцип случайной выборки — равенство всех единиц перед возможностью попасть в объектив исследователя. Обеспечение жесткого контроля за такой переменной, как уровень образования, понадобилось исследователю не для того, чтобы получить из выборки точные данные о соотношении лиц, окончивших и не окончивших среднее учебное заведение. Ведь именно этими данными он располагал еще до начала самого исследования. Контроль за этой переменной обещает быть эффективным благодаря тому, что «образование» (в соответствии с накопленными ранее знаниями) сильно влияет как раз на те переменные, для изучения которых и проводится само исследование (в данном случае затраты времени на чтение, просмотр телепрограмм и т. п.) 1. Значит, ошибки репрезентативности для этих переменных будут (при том же объеме выборки) меньше, чем следовало бы ожидать из основной формулы случайной выборки2. В общем виде принцип районированной выборки может быть описан следующим образом. Предположим, в объекте исследования выделены L однородных страт и выборка из каждой 1-й страты, осуществленная случайным 1 Заметим, что стратифицированная выборка в определенном смысле соприкасается с целенаправленной (и, в частности, квотной) выборкой. Ведь в обоих видах выборки исследователь жестко контролирует в процессе отбора некоторые переменные. 2 Имеются примеры, свидетельствующие о том, что действительное соотношение случайной и стратифицированной выборок не вполне понимается даже учеными, активно применяющими математические методы в социально-экономических исследованиях. Утверждается, например, что «случайная выборка обеспечивает равную возможность попасть в выборку для каждой единицы отбора (т. е. для каждого города), но не равную (курсив наш.— В. Ш.) репрезентативность всех типов» [107; 19—20]. Между тем очевидно, что случайная выборка (в рамках ее объема) обеспечивает репрезентативное представительство всех типов единиц отбора.
картинка
Первый множитель представляет собой квадрат ошибки случайной выборки, второй характеризует влияние стратификации, точнее, зависимости между стратифицирующим и изучаемым признаками. При приближении р к единице ошибка стратифицированной выборки сильно уменьшается по сравнению с ошибкой чисто случайной выборки. При обратном движении эффект районирования уменьшается1. Следует отметить, что практики часто преувеличивают эффективность стратификации. Дело в том, что обычно используемые для стратификации признаки не в состоянии обеспечить формирование однородных с точки зрения изучаемых признаков групп. Эффект стратификации бывает особенно невелик, когда идет речь о качественных признаках. Если доля единиц, обладающих определенным признаком, колеблется в отдельных стратах в пределах, скажем, 35—65%, то выигрыш из-за стратификации будет крайне мал. В интервале от 20 до 80% величина дисперсии р{1—р} весьма нечувствительна к сравнительно небольшим изменениям. Иначе дело обстоит в отношении крайних значений р (до 20 и более 80) [289; 88—89]. При использовании стратифицированной выборки в зависимости от того, как решается вопрос о репрезентативности выделяемых страт, могут возникнуть две ситуации. Чаще всего исследователь, проявляя озабоченность по поводу -обеспечения высокой представительности для характеристик генеральной совокупности в целом, не проявляет беспокойства о репрезентативности данных, относящихся к отдельным стратам, выделяемым на стадии проектирования выборки. Так дело обстоит часто в обследованиях, проводящихся в масштабе страны. Объем выборки в таких обследованиях чаще всего не таков, чтобы обеспечить репрезентативность используемых в качестве страт регионов2. ' Влияние величины коэффициента корреляции между изучаемым и стратифицируемым признаками на ошибку выборки подробно рассмотрена в [21; 65—78]. 2 Такова была, например, ситуация во всесоюзных исследованиях центральных газет (1966—1970 гг.). В это же время в подготовленном под руководством автора книги проекте сравнительного исследования подписчиков «Правды» предполагалось обеспечение репрезентативности данных для каждой из областей, отобранных на первой ступени. Однако в некоторых обследованиях, особенно локальных и монографических, положение иное, и социолог, определяя объем выборки и распределяя ее между страта-ми, принимает в расчет указанное обстоятельство. Следует отметить, что стратификация выборки осуществляется не только на стадии ее проектирования, но и после сбора информации. К апостериорной стратификации приходится прибегать тогда, когда сведения о стратифицирующем признаке могут быть получены только в ходе опроса; когда исследователь был вынужден опираться на стихийную выборку; когда в ходе сбора информации произошли отклонения от модели выборки1.
|