Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Тема 1.4 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация






    Раствор – гомогенная система, состоящая из двух или более самостоятельных веществ и продуктов их взаимодействия. Вещество раздроблено до молекул или ионов размеров менее 1нм.

    Растворы – это физико-химические системы, а не механические смеси частиц растворителя и растворенного вещества (Менделеев, 1887г)

    Коэффициент растворимости – масса безводного вещества, растворяющегося при данных условиях в 100 г растворителя с образованием насыщенного раствора.

    Насыщенный раствор – раствор, в котором растворяемое вещество при данной температуре не растворяется, так как находится в равновесии с избытком растворенного вещества.

    Ненасыщенный раствор – раствор, в котором еще можно растворить добавочное количество растворенного вещества.

    Концентрация раствора – численная величина, которая показывает содержание растворенного вещества в определенном количестве или объеме раствора.

    Способы выражения концентрации растворов:

    1. Массовая доля растворенного вещества – это отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.

    2. Молярная концентрация раствора вещества – отношение количества, растворенного вещества к объему этого раствора.

    1М раствор – одномолярный раствор – 1 моль раствора вещества в 1 л раствора.

    3. Нормальность – число эквивалентов вещества, растворенного в 1 л раствора.

     

    Согласно теории электролитической диссоциации С.Аррениуса (1887г.) при растворении в воде электролиты распадаются на свободные ионы.

    Проводниками электрического тока растворы веществ становятся, когда они содержат ионы, которые в электрическом поле приходят в направленное движение.

    Электролитическая диссоциация распад электролита на сольватированные (гидратированные) ионы под действием молекул растворителя.

    AlCl3 → Al 3++ 3Cl-

    a - степень электролитической диссоциации – отношение числа молекул электролита, распавшихся на ионы, к общему числу растворенных молекул.

     

    1) если a = 0, то вещество – неэлектролит (керосин, бензин, ацетон)

    2) если a ≈ 1 или > 30 %, то вещество – сильный электролит (соли, неорганические кислоты, щелочи).

    3) если a от 2 до 30 %, то вещество – средний электролит.

    Слабыми электролитами являются органические кислоты, слабые неорганические кислоты, Н2О, некоторые основания, соли.

    Реакциями ионного обмена (РИО)- реакции между ионами в водном растворе. Эти реакции протекают только в растворах и не сопровождаются изменением степеней окисления реагирующих веществ.

    Правило Бертолле:

    РИО протекает необратимо в случае, если:

    1) образуется твердое труднорастворимое вещество - осадок (¯),

    2) выделяется летучее вещество - газ (­),

    3) образуется малодиссоциирующее соединение (слабые электролиты, в том числе Н2О).

    Пример оформления РИО:

    Al2(SO4)3+3BaCl2 = 2AlCl3+3BaSO4¯ - молекулярная формула

    Р р р н

    -полное ионное уравнение

    - сокращенное ионное уравнение.

    Десятичный логарифм концентрации ионов водорода, взятый с обратным знаком, называется водородным показателем.

    рН = -lg[Н+] – водородной показатель

    100 107 1014

     
     


    рН 0 7 14

    - среда нейтральная

    - среда кислая

    - среда щелочная.

     

    Задания для самоконтроля:

    Задание № 1. Напишите уравнения электролитической диссоциации:

    а) нитрата калия, б) хлорида кальция, в) сульфата натрия, г) йодоводорода, д) гидроксида калия, е) серной кислоты.

    Задание № 2. Напишите в ионной форме уравнения реакций, представленных следующими схемами:

    а) Ca(NO3)2+K2CO3→,

    б) CaCO3+НNO3 →,

    в) NaOH+ H2SO4→,

    г) MgCO3 + H2SO4 →.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.