Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка






ХИМИЯ

Методическое пособие по выполнению самостоятельной работы

для студентов 1 курса

профессий технического профиля

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическое пособие по выполнению самостоятельной работы для профессий технического профиля составлено на основе рабочей программы учебной дисциплины «Химия», являющейся частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС. Рабочая программа по химии утверждена 30.08.2013 года.

Методическое пособие предназначено для организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по дисциплине «Химия» на первом курсе. Данные методические указания представлены титульным листом, пояснительной запиской, содержанием, таблицей с указанием видов самостоятельной работы, заданиям по темам на 58 листах.

Внеаудиторная самостоятельная работа (39 часов) может включать домашнюю работу (оформление лабораторных работ и практических занятий, написание рефератов, подготовка докладов и сообщений) и домашнее задание (проработка изученного теоретического материала, подготовка пересказа, составление электронных и структурных формул, решение задач). Тематика рефератов и докладов представлена в Таблице 1.

Главным преимуществом данного методического пособия является то, что учебный материал изложен кратко, содержит образцы выполнения заданий и практические упражнения по темам. Для подготовки студентов к рубежному и текущему контролю знаний в методические указания включены вопросы для дифференцированных зачётов, задания для самоконтроля, варианты контрольных работ по дисциплине.

В результате освоения дисциплины «Химия» студентдолжен знать:

З 1. важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология.

З 2. основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;

З 3. основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;

З 4. важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.

уметь:

У 1. называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

У 2. определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;

У 3. характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;

У 4. объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;

У 5. выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;

У 6. проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

У 7. связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;

У 8. решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;

У 9. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

- для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

 

Таблица 1

Наименование разделов и тем Самостоятельная внеаудиторная работа студентов
Раздел 1 Общая и неорганическая химия
Тема 1.1 Основные понятия и законы химии 1) Рефераты: «Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит), кислорода (кислород, озон). 2) Решение расчетных задач на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.
Тема 1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома 1) Рефераты: «Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях», «Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине», «Моделирование как метод прогнозирования ситуации на производстве». 2) Составление схем электронного строения, электронных и графических формул атомов химических элементов 1-4 периодов.
Тема 1.3 Строение вещества 1) Сообщения на темы: Полярность связи и полярность молекулы. Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Сублимация и десублимация. Аномалии физических свойств воды. Жидкие кристаллы. Минералы и горные породы как природные смеси. Эмульсии и суспензии. Золи и гели. Коагуляция. Синерезис. 2) Составление электронных и структурных формул веществ.
Тема 1.4 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация. 1) Рефераты «Растворение как физико-химический процесс. Тепловые эффекты при растворении. Кристаллогидраты». 2) Решение задач на массовую долю растворенного вещества. 3) Подготовка сообщений по темам: «Применение воды в технических целях», «Жесткость воды и способы ее устранения», «Минеральные воды».
Тема 1.5 Классификация неорганических соединений и их свойства 1) Сообщения на темы: Правила разбавления серной кислоты. Использование серной кислоты в промышленности. Едкие щелочи, их использование в промышленности. Гашеная и негашеная известь, ее применение в строительстве. Гипс и алебастр, гипсование. Понятие о рН раствора. Кислотная, щелочная, нейтральная среды растворов.
Тема 1.6 Химические реакции 1) Решение задач на скорость химических реакций. 2) Доклады студентов по темам: Понятие об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов. Электролитическое получение алюминия. Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов. Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы. Производство аммиака: сырье, аппаратура, научные принципы. 3) Выполнение заданий методом электронного баланса по составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Тема 1.7 Металлы и неметаллы 1) Составление уравнений химических реакций по цепочкам превращений. 2) Рефераты по темам: «Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Способы защиты», «Производство чугуна и стали», «Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом растворов или расплавов электролитов», «Силикатная промышленность», «Производство серной кислоты».
Раздел 2 Органическая химия
Тема 2.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений. 1) Сообщения студентов по вопросам: Понятие о субстрате и реагенте, Реакции окисления и восстановления органических веществ, Сравнение классификации соединений и классификации реакций в неорганической и органической химии.  
Тема 2.2 Углеводороды и их природные источники 1) Составление уравнений химических реакций по цепочкам превращений. 2) Составление структурных формул углеводородов по названиям, составление формул изомеров, выполнение упражнений по составлению названий углеводородов по ИЮПАК. 3) Рефераты студентов на темы: «Классификация и назначение каучуков, резин. Вулканизация каучука», «Получение ацетилена. Поливинилхлорид и его применение», «Понятие об экстракции», «Гомологический ряд аренов. Толуол. Тротил», «Основные направления промышленной переработки природного газа», «Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг», «Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива», «Коксохимическое производство и его продукция».
Тема 2.3 Кислородосодержащие органические соединения 1) Составление уравнений химических реакций по цепочкам превращений. 2) Составление структурных формул кислородсодержащих органических веществ по названиям, их изомеров. 3) Выполнение упражнений по составлению названий спиртов, альдегидов, эфиров, карбоновых кислот по ИЮПАК. 4) Сообщения студентов по вопросам: Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним. Получение фенола. Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолоформальдегидную смолу. Ацетальдегид. Применение ацетона в технике и промышленности. Многообразие карбоновых кислот (щавелевая кислота как двухосновная, акриловая кислота как непредельная, бензойная кислота как ароматическая). Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Синтетические моющие средства. Молочнокислое брожение глюкозы. Кисломолочные продукты. Силосование кормов. Нитрование целлюлозы. Пироксилин.
Тема 2.4 Азотсодержащие органические соединения. Полимеры. 1) Доклады студентов по темам: «Аминокапроновая кислота. Капрон как представитель полиамидных волокон», «Использование гидролиза белков в промышленности», «Поливинилхлорид», «Политетрафторэтилен (тефлон)», «Фенолоформальдегидные пластмассы», «Целлулоид», «Промышленное производство химических волокон».

 

В методическом пособии «Химия» по выполнению самостоятельной работы по дисциплине приведены не только определения и основные закономерности, но и формулы с названиями важнейших химических веществ для запоминания обучающимися по профессии в группах технического профиля.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.