Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткая характеристика отрасли и анализ предприятия за 2 года






 

ОАО «ЧЭАЗ», как и любое другое предприятие, функционирует в условиях внешней среды, которая существует независимо от него. К внешним факторам, оказывающим непосредственное воздействие на предприятие можно отнести: государство, конкуренты, поставщики, покупатели.

Факторами косвенного воздействия являются экономическое развитие региона и государства в целом, политическая ситуация в стране, правовая среда, географическое положение предприятия, НТП и инновации, социокультурный фактор, институциональный фактор, международная среда.

Рассмотрим факторы, оказывающие наибольшее влияние на деятельность ОАО «ЧЭАЗ».



Государственная политика. Согласно разработанной экономической стратегии РФ одним из главных направлений промышленной политики РФ является радикальное улучшение инвестиционного климата. Прежде всего, речь идет о внутренних капиталовложениях, т.к. крупные иностранные инвесторы придут в Россию лишь после того, как отечественный бизнес начнет инвестировать средства в развитие российской экономики. В условиях массового износа и выбытия устаревших основных фондов инвестиции должны быть направлены не только на становление новых производств, но и на поддержание и модернизацию уже существующих.

Производство электротехнического оборудования, на долю которого приходится 13% от всего производства машиностроительного комплекса России, является достаточно привлекательным для инвесторов. В особенности это касается производства низковольтных установок. Эксперты приводят следующие аргументы, свидетельствующие о надежности и рентабельности данной отрасли:

1. Согласно энергетической стратегии в России до 2020 г. электропотребление будет увеличиваться. Функционирование промышленных предприятий, не говоря уже об энергосистемах, невозможно без различных реле, магнитных пускателей, контакторов, аппаратуры контроля, защиты и сигнализации и др.

2. Инвесторам, вкладывающим свои средства в укрепление энергетической безопасности страны, предоставляются различные льготы со стороны государства.

3. Гарантией возврата инвестиций является и солидный возраст отрасли. Большинство электроаппаратных заводов никак нельзя назвать «фирмами-однодневками», что в первую очередь относится к Чебоксарскому электроаппаратному заводу.

4. Активность западных фирм таких, как концерна АВВ, компании Siemens, Shneider Electric Alstom на низковольтном рынке России – еще одно доказательство значительной инвестиционной привлекательности отрасли.

Пока сектор промышленного производства не характеризуется сверх высокой рентабельностью. Однако следует принять во внимание, что по принципу Парето-эффективности «20/80», планирование портфельных инвестиций в условиях недостаточной экономической определенности оптимально, когда 80% составляют невысокорентабельные, но надежные ценные бумаги, и 20% - высокорентабельные, но характеризующиеся большим риском.

Следующая, не менее важная задача государства – создание равных условий конкуренции для всех хозяйствующих субъектов. Поскольку именно угроза потери своего места на рынке является движущей силой повышения эффективности производства.

Кроме того, необходимо укрепление валютно-финансовой системы, защита национальной собственности, включая интеллектуальную, расширение международного сотрудничества в экономической, научно- технической, информационной областях.

Конкуренты

Наиболее значимыми зарубежными предприятиями – конкурентами являются: Schneider – Electric, Alston, Siemens, Legrand, АВВ. Многие из западных компаний занимаются не только экспортом своей продукции на российский рынок, но и основывают дочерние фирмы, филиалы, совместные предприятия. Неоспоримыми конкурентными преимуществами зарубежных производителей электрооборудования являются, прежде всего, высокое качество изделий, большие по сравнению с российскими предприятиями финансовые возможности для диверсификации производственных мощностей, внедрения передовых технологий, разработки новых видов изделий, обладающих более совершенными техническими характеристиками, Кроме того, хорошая репутация этих зарубежных корпораций также способствует укреплению их позиций и расширению деловых связей.

Среди российских производителей электротехнической продукции выделяются: АО «Электроаппарат» (Курская область), АОЗТ «Контактор» (Ульяновская область), ООО «МЭЛ» (г. Москва), ОАО «Дивногорский завод низковольтной аппаратуры».

В Чувашии в производстве электротехнической продукции специализируются такие предприятия, как ВНИИР, ООО «АББ-Автоматизация», НПП «Экра», НПП «Динамика», НПО «Электроаппарат», НПП «Бреслер», ООО «ЭТМ».

ОАО «ЧЭАЗ» не только конкурирует, но и активно сотрудничает с другими предприятиями Чувашии, работающих в сфере разработки и производства релейных защит в рамках некоммерческого объединения Чебоксарский центр релейной защиты и системы автоматики, в состав которого входят также АО ВНИИР, ООО «АББ-Автоматизация», НПП «Экра», НПП «Динамика», НПП «Бреслер», отделение релейной защиты и автоматики кафедры теоретической электротехники ЧГУ, НПФ «Регион–Техно» с учебным центром «Лидер». Кроме того, ОАО «ЧЭАЗ» является членом российского объединения ЗАО «Союзэлектроавтоматика» наряду с ООО НПП «Экра» (г. Чебоксары), ООО НПФ «Радиус» (г. Москва), ЗАО «Модульные системы Торнадо» (г. Новосибирск), НПП «Электроаппарат» (г. Чебоксары). Данное объединение берет на себя комплексное оснащение предприятий, включая инжиниринг, изготовление, поставку, монтаж и наладку электрооборудования.

Обмен опытом с другими предприятиями электротехнической области и совместные разработки позволяют ОАО «ЧЭАЗ» совершенствовать свою научно-конструкторскую и исследовательскую базы, что является одним из главных составляющих конкурентоспособности продукции и способствует укреплению имиджа предприятия. Кроме того, такое сотрудничество ориентировано на осуществление комплектных поставок, что способствует привлечению новых заказчиков, более полному и качественному обслуживанию клиентов, а к конечном счете, укреплению рыночных позиций предприятий-участников холдинга.

В число крупнейших поставщиков ОАО «ЧЭАЗ» входят:

1. Липецкий меткокомбинат, прокат черных металлов;

2. Ижевский, Челябинский, Белорецкий, Магнитогорский меткокомбинаты, проволока стальная;

3. «Юнона-Трейд»(г. Каменск – Уральск), никелевый прокат;

4. «Чувашкабель», эмальпровода;

5. Белгородский меткокомбинат, медный прокат;

Как видно, ОАО «ЧЭАЗ» сотрудничает, как с предприятиями Чувашской Республики, так и с компаниями других регионов. Однако зарубежные поставки носят разовый характер, что связано с высокими ценами на их продукцию.

ОАО «ЧЭАЗ» реализует свою продукцию, как населению (товары народного потребления), так и предприятиям газоперерабатывающей промышленности, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, металлургической отрасли и нефтепереработки.

В число постоянных покупателей входят:

1. российские: РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», ВТО «Технопромэкспорт», ОАО «Мосэнерго», ОАО «Ленэнерго», ОАО «Лукойл», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Юкос», ОАО «Норильский никель», ОАО «Северсталь», ОАО «Башнефть», ОАО «Татнефть», ОАО «Кузнецкий металлургический комбинат», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», ОАО «Московский метрополитен».

2. зарубежные: Нефтяное месторождение «Западное Курно», Ирак; Нефтеперерабатывающий завод г. Измир, Турция;

Местными заказчиками продукции ОАО «ЧЭАЗ» являются:

· «Электроприбор»;

· ОАО «Химпром»;

· ИПП «Теко».

Долговременное, взаимовыгодное сотрудничество завода со многими крупными заказчиками дало возможность предприятию участвовать в некоторых специализированных программах. Так, «ЧЭАЗ» является единственным из предприятий республики, которое вошло в создающийся консорциум по проектированию и строительству электростанций в содружестве с РАО «ЕЭС России», «Газэнерго» и некоторыми крупными электротехническими компаниями. Для завода участие в данной программе – новые заказы, так как консорциум будет заниматься проектированием, производством, установкой и монтажом средних электростанций.

Организация стремится быть как можно ближе к своим клиентам, чтобы максимально удовлетворить их запросы, учитывая их индивидуальные особенности и предложения. SWOT-анализ деятельности ОАО «ЧЭАЗ»

В таблице 4 представлен результат комплексного SWOT-анализа положения ОАО «ЧЭАЗ» на рынке, рассмотрены сильные и слабые стороны предприятия.

Основное отличие ОАО «ЧЭАЗ» от остальных российских предприятий состоит в том, что завод является наиболее универсальным предприятием, представляет собой несколько разноплановых заводов, объединенных общей стратегией развития, территорией, вспомогательными производствами. В зависимости от производственной, маркетинговой и финансовой политики такое положение предприятия может являться как преимуществом, так и недостатком по сравнению со специализированными предприятиями.

Открытое Акционерное общество «Чебоксарский электроаппаратный завод» (ОАО «ЧЭАЗ») зарегистрировано Постановлением главы администрации Ленинского района города Чебоксары № 380 от 7.06.94г. Уставный капитал общества составляет 27 779 752 руб. и разделен на 55 559 504 обыкновенных именных акций. Номинальная стоимость акции составляет 0, 50 руб.

 

 

Таблица 4
Матрица SWOT-анализа ОАО «ЧЭАЗ»

  Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)
  1. Высокая репутация на внутреннем рынке 2. Широкий ассортимент выпускаемой продукции 3. Хорошее качество продукции 4. Большая доля рынка РЗА 1. Морально устаре­вающая продукция 2. Сложность самостоятельной разра­ботки новой продукции 3. Большие постоянные издержки из-за избытка площадей 4. Недостаточный уровень развития каналов товародвижения 5. Неконкурентоспо­собность продукции на зарубежных рынках
Возможности (О) SO-стратегия WO-стратегия
1. Развитие приоритетных направлений за счет стабильного положения на рынке 2.Реструктуризация РАО «ЕЭС России» и реконструкция электростанций 3. Высокие темпы роста нефтегазовой промышленности 1.Развитие торговой марки, брэнд-менеджмент 2. Работа над качеством и дизайном продукции 3. Комплектные поставки крупным заказчикам 4. Освоение новых видов продукции, проведение собственных НИОКР 1. Закупка современного оборудования и технологий 2. Переход к методу исчисления затрат «директ-костинг» 3.Ужесточить критерии отбора дилеров, проводить ежегодные встречи с представи­телями дилеров
Угрозы (Т) ST-стратегия WT-стратегия
1. Внедрение микропроцессорной техники 2. Конкуренция со специализированными предприятиями 3. Сильные позиции зарубежных конкурентов 1. Определить опти­мальный ассор­тимент постав­ляемой продукции 2. Полномасштабный выход на внешний рынок 3. Участие в российских и международных выставках, ярмарках 1. Закупка лицензий на изготовление перспек­тивной продукции 2. Вести мониторинг цен конкурентов, их мероприятия ФОССТИС 3. Организация четкой, целенаправленной ценовой политики 4. Выход на другие секторы рынка

Таблица 5

Технико-экономические показатели ОАО «ЧЭАЗ»

на 31 декабря 2009-2010 гг. тыс. руб.

Наименование показателя на 31 декабря 2009 г. на 31 декабря 2010 г. Отклонение, (+; -) Темп изменений, %
Выручка от продажи товаров, продукции, оказания услуг (за минусом НДС, акцизов и т.п.) 2 201 308 2 533 170 331 862  
Себестоимость проданных товаров, продукции, услуг 1 655 257 1 900 997 245 740 114, 8
Валовая прибыль 546 051 632 173 86 122 115, 7
Коммерческие расходы 55 198 63 941 8 743 115, 8
Управленческие расходы 289 902 361 516 71 614 124, 7
Прибыль (убыток) от продаж 200 951 206 716 5 765 102, 8
Прибыль (убыток) до н/о 99 783 169 567 69 784  
Текущий налог на прибыль 24 299 34 051 9 752 140, 1
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) 70 039 134 915 64 876 192, 6
Численность работающих, чел.   2 418   102, 4
Производительность труда, тыс.руб./чел 932, 3 1047, 6 115, 3 112, 3
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб.       100, 4
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.     -40058 84, 1
Фондоотдача, руб. 13, 5 15, 6 2, 1 115, 5
Фондовооруженность, тыс. руб./чел. 69, 15 67, 2 -1, 95 97, 18
Рентабельность продаж, % 9, 1 8, 1 -1  

Проанализировав технико-экономические показатели ОАО «ЧЭАЗ» видим, что производительность труда и прибыль выросли, что говорит о том, что предприятие динамично развивается. Но в тоже время конкурентная среда достаточно сложная, и если затраты на маркетинговые исследования будут менее 1%, то предприятие не только не улучшит свои показатели, но и потеряет уже приобретенные позиции. Это говорит о необходимости постоянно исследовать динамично развивающийся рынок и продвигать свой товар.

Миссия ОАО «ЧЭАЗ»: деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала, поддержание высокого уровня разработок, создание новых рабочих мест и культуры производства, сохраняющейся и защищающей окружающую среду.

ОАО «ЧЭАЗ» – одно из крупнейших предприятий электротехнической промышленности России по выпуску современной низковольтной и высоковольтной электрической аппаратуры, обеспечивающее промышленные предприятия и организации широким спектром электротехнического оборудования. Виды деятельности ОАО «ЧЭАЗ»

ОАО «ЧЭАЗ» действует на рынках продукции электротехнического назначения и товаров народного потребления. Основным направлением рыночной деятельности является реализация продукции электротехнического назначения – низковольтной и высоковольтной аппаратуры:

· Низковольтных комплектных устройств (НКУ);

· Устройств релейной защиты и автоматики (РЗА),

· Низковольтных аппаратов управления (НВА),

· Высоковольтной аппаратуры (ВВА).

К основному виду текущей деятельности относится также производство и реализация товаров народного потребления (ТНП) и оказание услуг промышленного характера. Неосновные виды деятельности – розничная торговля, общественное питание, услуги автотранспорта составляют незначительный удельный вес в общем объеме продукции и услуг.

2.2. Цели и задачи планируемой службы маркетинга ОАО «ЧЭАЗ»

Основные задачи отдела:

1. Исходя из общих целей предприятия, целью отдела маркетинга является выработка рекомендаций по формированию и продвижению производственно- сбытовой политики предприятия, а также координация координация деятельности в этой области всех подразделений предприятия. Его рекомендации по рыночной ориентации производственно – хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия после утверждения руководством предприятия обязательны для соответствующих служб, занятых указанными видами деятельности.

2. Отдел маркетинга не подменяет другие подразделения, а ориентирует деятельность других подразделений на рынок и коррелирует их работу в соответствии с общими для всего предприятия целями рыночной деятельности.

Цели отдела:

· Разработка краткосрочной, средне- и долгосрочной стратегии маркетинга и ориентация работников и производства на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции

· Исследование потребительских свойств и производимой продукции и предъявляемых к ней покупателями требований, исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия и разработка кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов потребности в выпускаемой продукции

· Организация рекламы и стимулирование сбыта продукции, определение наиболее эффективных направлений проведения рекламы с учетом особенностей выпускаемой продукции и конъюнктуры рынка.

Функции отдела:

1. Совместно с другими подразделениями предприятия и руководством предприятия выработка целей и стратегий рыночной деятельности предприятия на внутреннем и внешнем рынках в целом и в отношении отдельных видов товарной продукции.ю относительно продуктовой и ценовой политики, выбора рациональных каналов товародвижения и методов продвижения продукции.

2. Выработка рекомендаций по установлению контактов с внешними организациями, предприятиями, кооперативами, частными лицами. Порядок и уровень подобных контактов определяются руководством предприятия.

3. Анализ и прогнозирование основных конъюнктурообразующих факторов настоящих и потенциальных рынков сбыта выпускаемой продукции, включая экономическую ситуацию и финансовое состояние настоящих и потенциальных покупателей, реальный платежеспособный спрос на выпускаемую продукцию и соотношение спроса и предложения на конкретные виды продукции, ее преимуществ и недостатков по сравнению с продукцией ОАО; наличия новых рынков сбыта и новых потребителей выпускаемой предприятием продукции.

4. Исследование потребительских свойств производимой продукции и сбор информации об удовлетворенности ими покупателей.

5. Выявление передовых тенденций в мировом производстве по профилю предприятия.

6. Выявление системы взаимосвязей между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж.

7. Анализ конкурентоспособности продукции предприятия, сопоставление ее потребительских свойств, цены, издепржек производства с аналогичными показателями конкурирующей продукции, выпускаемой другими предприятиями.

8. Координация и согласование действий всех функциональных отделов в выработке единой коммерческой политики.

9. Сбор, систематизация и анализ всей коммерческо-экономической информации по конъюнктуре потенциальных рынков сбыта продукции предприятия, создание информационно-статистического банка данных по маркетингу, включая данные по заявке на поставку продукции, ее производству, наличию запасов, использование этих данных для ускорения сбыта продукции.

10. Определение удельного веса продукции основных конкурентов в общем объеме сбыта.

11. Организация обратной связи с потребителями: изучение мнения потребителей и их предложений по улучшению выпускаемой продукции

12. Разработка стратегии рекламы по каждому изделию и плана проведения рекламных мероприятий.

13. Организация рекламы и подготовка статей для СМИ.

14. Осуществление прямой почтовой рекламы: плановых и разовых рассылок писем, посылок с информационным материалом.

15. Организация выставок, семинаров, конференций.

16. Создание имиджа преуспевающей и надежной фирмы.

17. Анализ действенности рекламы, ее влияния на сбыт продукции, информированности потребителей о продукции предприятия; разработка предложений по совершенствованию рекламы.

18. Изучение передового опыта рекламы и стимулирование спроса в стране и за рубежом.

19. Анализ состояния реализации продукции предприятия, выявление продукции не имеющей достаточного сбыта, определение причин недостаточного сбыта.

20. Формирование новых потребностей с целью расширения рынка и поиск новых форм применения выпускаемой продукции.

21. Разработка предложений по созданию принципиально новой продукции. Разработка предложений и рекомендаций по изменению характеристик, конструкции и технологии производства выпускаемой продукции с целью улучшения ее потребительских свойств.

22. Подготовка предложений и рекомендаций к плану производства продукции предприятия по номенклатуре и количеству, исходя из результатов анализа конъюнктуры рынков и спроса на отдельные виды продукции.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.