Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы докладов и сообщений. 1. Типология социального характера Д.Рисмена.






1. Типология социального характера Д.Рисмена.

2. Основные социологические теории личности.

3. Личность в социологии: основные факторы её развития.

4. Традиционный и современный тип личности.

5. Особенности современной российской социализации личности.

6. Особенности социализации студентов ВоГТУ.

7. Статус маргинала в современном обществе.

Контрольные вопросы и задания

1. Укажите соответствие между понятиями и их определениями:

Понятия:

а) личность; ж) ролевой конфликт;

б) диспозиция; з) «зеркальное» «Я»;

в) социализация первичная; и) ресоциализация;

г) социальный статус; к) статус аскриптивный;

д) социальная роль; л) статус достигаемый;

е) агенты социализации; м) ролевая дистанция.

Определения;

1) положение, приобретаемое индивидом в обществе, благодаря его собственным усилиям;

2) прирождённый, унаследованный статус;

3) система социально значимых черт, характеризующих индивида и делающих его уникальным;

4) процесс усвоения новых ролей, ценностей на каждом этапе жизни;

5) предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к поведению в этих условиях;

6) позиция, занимаемая индивидом в обществе, связанная с определенными правами и обязанностями;

7) формирование у ребёнка речи, мышления, сознания, усвоение социальных норм и ценностей;

8) переживаемые индивидом противоречивые чувства, связанные с одновременным выполнением нескольких ролей;

9) поведение, предписанное в определенных обстоятельствах и ожидаемое другими участниками взаимодействия;

10) термин И.Гофмана для обозначения способности человека отличать свои разные роли от себя самого;

11) концепция Ч.Кули, утверждающая, что человек познает себя, представляя, что о нём думают другие;

12) люди и учреждения, с помощью которых осуществляется социализация личности.

 

2. В чём сущность социологического подхода к анализу личности?

3. Что представляет собой модальная личность? Приведите примеры.

4. «Чем примитивнее общество, тем более сходство между составляющими его индивидами» (Дюркгейм Э.). Как вы понимаете это высказывание?

5. Что включается в понятие диспозиционной установки личности:

а) потребности;

б) ценностные ориентации;

в) интересы;

г) структура мотивов?

6. Проанализируйте, какие потребности личности реализуются во время участия в спортивных состязаниях, митингах, рок-фестивалях. В чём привлекательность для личности массовых действий?

7. Согласны ли вы с утверждением, что в основе отношений между людьми лежат не столько интересы и потребности, сколько установки и ценностные ориентации?

8. Какие этапы проходит социализация? В какой половине жизни (первой или второй) человек усваивает больше социальных ролей?

9. Подсчитайте, сколько, примерно, социальных ролей вы исполняете в течение одного дня?

10. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребёнка. Объясните, почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему? Приведите примеры.

11. Сравните, как протекает процесс социализации у мальчиков и девочек. Есть ли отличия? Рассмотрите, с помощью каких средств социализации и каким образом формируются желательные образцы поведения у представителей мужского и женского пола. К каким социальным последствиям это приводит?

12. Что такое статусные символы и статусный имидж? Приведите примеры.

13. Вам придётся проверить свои способности в проведении социологического анализа. В качестве объекта исследования выступят ваши родители, бабушка с дедушкой, братья и сестры, наконец, вы сами. Вам надо:

а) составить статусный портрет каждого члена семьи. Желательно как можно подробнее;

б) проанализировать, каким образом, статус того или иного человека влияет на его поведение и на отношение к нему окружающих.

14. Какая из ниже перечисленных ситуаций является примером «ролевого конфликта»?

а) чиновник идёт на работу, хотя чувствует себя больным;

б) преподаватель хотел бы больше времени посвятить подготовке занятий со студентами, однако должен писать диссертацию, ибо если он её не напишет, то потеряет работу;

в) известный теннисист старается вернуться на корт после долгого перерыва, но его возраст уже не позволяет ему играть так, как прежде;

г) студентка хотела бы купить новые джинсы и итальянские туфли, но её стипендии хватит только на одну покупку,

д) работник ненавидит свою профессию, но должен работать, чтобы прокормить семью.

15. Наше представление о самих себе, опирающееся на то, как оценивают нас другие, мы называем: а) индивидуальностью, б) национальным характером, в) гордостью, г) стереотипом, д) «зеркальным Я».

16. Какая из перечисленных ниже позиций является наилучшим примером «предписанного статуса»: а) дантист, б) жених, в) обвиняемый, г) женщина, д) отец?

17. Вторичная социализация проявляется в следующих формах, за исключением одной. Какой?

а) профессиональная социализация,

б) включение в политическую культуру,

в) обучение речи и чтению,

г) ресоциализация.

д) супружеская социализация.

18. Оптимальный результат социализации в каждом обществе – это:

а) поступают по правилам конформизма, потому что боятся полиции,

б) имеют чувство вины или стыда, когда нарушают общественные правила,

в) им даже в голову не приходит, что можно поступать в противоречии с общественными правилами,

г) все правила они считают выдумкой дураков,

д) они заявляют свою идентичность с помощью девиации.

19. Предвосхищающая социализация – это:

а) то же самое, что ресоциализация.

б) приобщение к нормам и ценностям групп, к которым человек хочет принадлежать,

в) социализация в раннем детстве,

г) приготовление к смерти.

д) школьное образование.

20. Как студент Вы имеете определенные обязанности перед профессором. Они формируют: а) твою социальную роль, б) твой комплекс ролей, в) сегмент твоей роли. г) статусный набор, д) твоё эго.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.