Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы докладов и сообщений. 1. Групповое поведение как особая форма социального взаимодействия.






1. Групповое поведение как особая форма социального взаимодействия.

2. Лидерские стили в группе.

3. Организационный климат: факторы эффективности.

4. Межгрупповое восприятие.

5. Конфликты в группе.

6. Группы и развитие личности.

7. Проблема принятия решений в группе.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные критерии классификации социальных групп.

2. Укажите соответствие между понятиями и их определениями:

Понятия:

а) первичная группа; ж) «мозговой штурм»;

б) референтная группа; з) внешняя группа;

в) групповая структура; и) малая группа;

г) групповая динамика; к) вторичная группа;

д) внутренняя группа; л) групповая сплоченность;

е) групповая дискуссия; м) «рефлексивная рамка».

Определения:

1) группа, с которой в данный момент конкретный человек себя не идентифицирует; даже будучи её членом, чувствует себя как бы со стороны, наблюдателем; по отношению к другим людям, входящим в её состав, переживает чувство «они»;

2) система иерархически расположенных внутригрупповых отношений;

3) развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой и с руководителем группы, а также внешним воздействием на группу;

4) способ принятия группового решения, предполагающий высказывание и обсуждение участниками доводов и аргументации с целью найти верное решение путём всестороннего сопоставления различных мнений;

5) группа, с которой человек в данной ситуации идентифицирует себя, т.е. переживает чувство «мы», чувствует себя комфортно;

6) степень взаимной принадлежности членов группы и группы как целого;

7) объединение людей, для которого характерны немногочисленность, наличие общей цели, непосредственное личное общение, наличие общих норм поведения и развитой структуры;

8) группа, в которой между людьми устанавливаются прямые эмоциональные контакты, личность проявляет себя разносторонне;

9) общность людей, чьи мнения, убеждения и способы действия являются решающими при формировании собственных мнений, убеждений и способов действий индивида, выступают для него образцом для подражания и сравнения;

10) группа, взаимодействие в которой обусловлено стремлением её членов к достижению определенных целей, где основное значение придается умению выполнять определенные функции, между людьми отсутствуют глубокие эмоциональные связи;

11) способ работы группы, при котором первоочередной целью является нахождение новых, альтернативных вариантов решения проблемной ситуации;

12) схема принятия группового решения, состоящая из нескольких взаимосвязанных блоков вопросов.

 

3. Какие характеристики отличают малую группу от статистической группы и большой группы?

4. Считается, что достаточно точную информацию относительно ролевой структуры группы можно получить, наблюдая за речевой коммуникацией. Для этого нужно обратить внимание на ряд действий:

1) кто говорит, как долго, как часто;

2) на кого смотрят люди, когда они разговаривают;

а) на определенных других, возможно, в поиске потенциальной поддержки;

б) оглядывая всю группу;

в) ни на кого.

3) кто говорит, за кем или кто кого прерывает.

Продолжите этот ряд. Какие особенности вербальной коммуникации в группе, помимо перечисленных, также позволяют, на ваш взгляд, определить, кто и какие ролевые функции в группе выполняет?

5. Как известно, выделяют следующие ролевые функции, выполняемые членами группы:

1) роли, ориентированные на решение задачи, среди которых – инициирование, когда член группы определяет проблему, предлагает методы, цели, процедуры. новое направление; поиск и передача информации; прояснение или проработка, когда член группы разрабатывает идеи других, предалагает примеры, иллюстрации, пытается устранить путаницу, внести ясность; обобщение идей; оценка решений и предложений группы;

2) роли, предназначенные на поддержание отношений в группе, среди которых – ободрение и поддержка; гармонизация, когда член группы выступает посредником между участниками и пытается смягчить взаимонепонимание или расхождения, пытается снизить уровень напряженности в группе, используя юмор или иные способы; роль привратника, когда индивид помогает застенчивым членам группы вносить свой вклад в группу, поддерживает дискуссию, если её активность ослабевает;

3) роли, связанные с ориентацией на себя, чаще всего нарушающие работу группы, среди которых – блокирование, когда член группы отвергает усилия группы по решению задачи, демонстрирует, что ничего не достигнуто; стремление к признанию, когда индивид пытается стать центром внимания, хвастаясь своими достижениями в большей мере, чем групповыми задачами; уход, когда индивид проявляет безразличие, мечтательность или хмурость, надутость; доминирование, т.е. настаивание на собственной правоте вопреки и несмотря на доводы других; стремление исповедоваться, когда другие члены группы используются в качестве аудитории для излияния личных, не ориентированных на группу, чувств и мыслей.

Попробуйте определить, какие роли выполняют члены группы, в которую вы входите.

6. Какие факторы могут оказаться барьерами на пути к групповой сплоченности?

7. Может ли меньшинство влиять на решения группы?

8. Все ниже перечисленные факторы, за исключением одного, играют роль при формировании в группе лидера. Укажите, какой фактор не имеет к этому отношения:

а) господствующий над другими образ жизни;

б) простота установления контактов;

в) высокая компетенция в тех областях, которые ценятся членами данной группы;

г) образцовый конформизм в отношении норм и правил, господствующих в группе;

д) тенденция к одобрению предрассудков и к дискриминации меньшинства.

9. Группа, с которой мы себя идентифицируем, хотя и не являемся её членами, - это:

а) внутренняя группа; б) внешняя группа; в) позитивная референтная группа; г) негативная референтная группа; д) маргинальная группа.

10. Группа, с которой мы себя не идентифицируем, хотя являемся её членами, - это:

а) внутренняя группа; б) значимые другие; в) негативная референтная группа; г) преступная группа; д) студенческая группа.

11. Группу, в которой все права и обязанности членов строго урегулированы, мы называем: а) внешней; б) эксклюзивной; в) формальной; г) первичной; д) этнической.

12. Какие из перечисленных ниже отличительных черт не характерны для первичных групп:

а) сильная идентификация с группой;

б) большая численность группы;

в) интимные отношения между членами группы;

г) взаимодействие «лицом к лицу»;

д) ранний опыт социализации.

13. Социальная группа отличается от социальной категории тем, что:

а) её члены имеют сознание своей общности и вместе с тем отличия от других;

б) её члены любят друг друга;

в) её члены имеют сознание принадлежности к группе и вступают во взаимодействие друг с другом;

г) она более прочная;

д) в её состав входят только мужчины.

14. Все, родившиеся в пятницу, - это: а) социальная категория. б) статистическая категория, в) социальная группа, г) социальная организация, д) социальный институт.

15. Группа людей, отличающихся от других каким-либо признаком (свойством) и осознающих это своё отличие, - это: а) социальная организация, б) ассоциация (товарищество, объединение), в) социальная группа, г) социальная категория. д) институт.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.