Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)






Социальная перцепция имеет два толкования. Во-первых, это понимание целей, мотивов, установок партнера. Во-вторых, это принятие этих целей, мотивов и установок. В первом случае исследование социальной перцепции идет через анализ взаимодействия, во втором - изучается аттракция.

Термин «социальная перцепция», введенный Дж. Брунером, позже стал употребляться только при характеристике восприятия социальных объектов (восприятие людьми друг друга, общности и т.п.). А.А. Бодалев, исследуя особенности восприятия людьми друг друга, указывал, что это не только «восприятие другого», но и «познание другого», т.е. восприятие людьми друг друга - это их взаимопонимание. Область изучения социального восприятия еще называют «трансактная психология».

Каковы механизмы взаимопонимания? С.А. Рубинштейн считал, что «расшифровать», «прочитать» другого человека можно по внешней стороне его поведения. Л.С. Выготский отмечал: «Личность становится для себя тем, что она есть, через то, что она представляет собой для других». А.А. Бодалев указывал, что восприятие и понимание людьми друг друга зависит: 1) от личных качеств объекта восприятия (темперамент, черты характера и т.п.), которые имеют внешние проявления (речь, физический облик, манера поведения и т.п.); 2) от личных качеств субъекта восприятия (жизненный опыт, самооценка, эмпатийность, собственная «теория личности»); 3) от условий восприятия (физических, социальных и т.п.).

Особое значение при взаимопонимании имеет антиципация (прогнозирование, предвидение). Прогноз устремлен в будущее и носит вероятностный характер. Прогнозируя, человек выделяет: 1) более реальные варианты развития событий; 2) маловероятные; 3) непредвиденные события.

Чем больше в прогнозе непредвиденных вариантов, тем больше тревожность и растерянность. Невозможность сформировать прогноз или его большая неопределенность ведет к дезорганизации поведения и вызывает беспокойство («хоть какой-то результат»). Чтобы сохранить самообладание и избежать необоснованных действий, нужно пытаться восполнить недостающую информацию. Когда это невозможно, человек пытается снизить (чаще несознательно) чувство информационного дефицита следующими способами: 1) допускает предвзятый подход и вносит в оценку ситуации готовые, незыблемые для него положения; 2) формирует далеко идущие выводы по первому впечатлению, ассоциации, интуиции. Однако такие способы ненадежны, поэтому лучше взять «материал» для построения прогноза в готовых знаниях, в приобретенных умениях, в личном опыте. Формирование прогноза может быть осознанным и неосознанным. При неосознанном прогнозировании человек не может сказать, почему у него появилось то или иное представление о дальнейшем ходе событий. Непроизвольный прогноз образуют разного рода ожидания, каждому их которых соответствует поведенческий шаблон. Например, отрицательные ожидания вызывают опасения и как следствие, защитную реакцию («лучшая защита - это нападение»).

Прогнозы могут быть свернутыми и детальными, завуалированными и открытыми, без фиксации и реально переживаемые. Совпадение событий с положительной моделью не вызовет радости, а совпадение событий с отрицательной моделью не вызовет горя. Горе и радость возникают от неожиданности.

Неверные прогнозы мешают понять друг друга. При построении стратегии взаимопонимания приходится принимать в расчет не только мотивы, потребности другого, но и его прогнозы относительно мотивов и потребностей партнера. Понять другого человека невозможно, не приобщившись к его прогнозу. Можно выделить способы взаимопонимания:

1. Анализ прогнозов друг друга («проясним наши ожидания»).

2. Идентификация - постановка себя на место другого человека, отождествление себя с ним, принятие на себя его роли.

3. Рефлексия - воссоздание образа мысли партнера, логическое рассуждение от его лица, конструирование его мыслей. Рефлексия всегда произвольна.

4. Эмпатия - «понимание» другого через эмоциональный отклик, сопереживание, эмоциональное «заражение».

Проблема точности восприятия - это проблема осознания всех «помех» перцепции, в том числе, и «помех» субъекта восприятия, которые возникают из его особенностей: 1) самовосприятие субъекта; 2) опыт общения с людьми; 3) собственная «теория личности»; 4) ситуационный контекст.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.