Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Установка и диспозиционная регуляция поведения личности






Если проблема социализации показывает, как и где личность усваивает социальный опыт, то проблема установки показывает, как усвоенный опыт проявляется в поведении

Проблема установки это проблема предрасположенности (предуготовленное)

личности к определенному способу поведения. Ни одна деятельность не начинается с «пустого места», без программы, которая структурирует будущую деятельность.

Проблема установки исследуется в общей психологии. Мы будем рассматривать понятие «социальная установка» (аттитюд). Для того чтобы понять его смысл надо отметить, что существуют другие близкие, но не идентичные понятия, означающие формы предрасположенности личности к деятельности: «психологическая готовность» (Л.С. Выготский); «субъективное отношение» (В.Н. Мясищев, B.C. Мерлин); «личностный смысл» (А.Н. Леонтьев); «внутренняя позиция личности» (Л.И. Божович); «диспозиции» (В.А. Ядов).

Все перечисленные термины, имея черты сходства и различия, означают особые состояния личности, предшествующие ее реальному поведению. По словам Б.Г. Ананьева, это «тенденция к потенции». Сходство перечисленных понятий в том, что они, во-первых, определяют предуготовленность к деятельности, во-вторых, обуславливают ее эффективность. Ближе друг к другу понятия «установка», «социальная установка» (аттитюд), «диспозиция».

Как уже говорилось, проблема установки - предмет исследования общей психологии. Д.Н. Узнадзе писал, что установка является состоянием готовности к определенной активности, которое формируется под влиянием двух факторов: потребности и соответствующей ей ситуации. Настроенность на удовлетворение какой-либо потребности в определенной ситуации может закрепляться, фиксироваться. Установка в концепции Д.Н. Узнадзе касается только реализации простейших физиологических потребностей.

Термин «социальная установка» («аттитюд») введен зарубежной психологией и обращен к социальным потребностям. Возникли различные толкования аттитюда. В 1935 г. Г. Олпорт в своей обзорной статье проанализировал семнадцать определений этого понятия. Он выделил те черты аттитюда, которые назывались всеми исследователями. Аттитюд понимался как: 1) определенное состояние сознания и нервной системы; 2) выражающее готовность к реакции; 3) организованное; 4) сформированное на основе предшествующего опыта; 5) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

Была установлена зависимость аттитюда от предшествующего опыта, а также его важная регулятивная роль. Аттитюд формируется прошлым, а направлен на будущее. Были выделены функции аттитюдов:

1) приспособительная (утилитарная, адаптивная);

2) функция знания (упрощенное указание о способе поведения по отношению к конкретному объекту);

3) функция выражения или саморегуляции (средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения);

4) функция защиты (способствует разрешению внутренних конфликтов).

В 1942 г. М. Смитом была предложена трехкомпонентная структура аттитюда, в которой выделяются: когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки); аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта); поведенческий компонент.

Итак, социальная установка определялась как осознание и готовность действовать. Однако в ходе эксперимента обнаружилось, что между аттитюдом и реальным поведением существует расхождение («парадокс Лапьера»). Если реальное поведение не соответствует аттитюду, то какой смысл в его изучении? Возникла кризисная ситуация в исследовании аттитюда.

В.А. Ядов объяснил этот парадокс в своей диспозиционной концепции регуляции социального поведения. Смысл концепции - у человека существует целая система различных диспозиционных образований (установок, аттитюдов и т.п.), которые регулируют его поведение. Диспозиции социального поведения возникают по той же схеме, что и установка Д.Н. Узнадзе (потребность - установка - ситуация), но «расположены» на разных уровнях. Каждый уровень диспозиции образован на «стыке» между потребностью и ситуацией ее удовлетворения (см. рис. 1).

Потребности Диспозиции Ситуации

 

Четыре уровня диспозиции (установка, аттитюд, доминирующая направленность и ценностные ориентации) соответственно регулируют четыре уровня поведения: 1) поведенческие акты; 2) поступок, привычное действие; 3) поведение в какой-либо деятельности; 4) «жизненные планы».

Поведение личности в каждой конкретной ситуации регулируется всей диспозиционной системой, «работают» разные уровни диспозиций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.