Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поняття культури. Культура як реалізація творчих сил людини (буття гуманізму). Культура і цивілізація. Масова культура та її роль в сучасному суспільстві.






Культура – це феномен людського буття, який нерозривно пов’язаний з діяльністю та свідомістю, це умова, базис людської самодіяльності. Людина і творець і продукт культури, тобто людина – це світ культури. Культура - це спосіб організації розвитку людської життєдіяльності, який заданий продуктами матеріальної і духодної праці, системою норм і соціальних інститутів, системою духовних цінностей, сукупністю та характером відношення людей до природи, між собою і до самих себе. Російський філософ Стьопін впровадив аналогію між суспільством і живим організмом (культура - це певний соціокод поряд з біологічним генетичним кодом людини). Зростаючий масив соціального досвіду передається від покоління до покоління, який фіксується у певній знаковій формі.

Культура появилась раньше цивилизации, вместе с человеком. Культурный мир расширяется, оказывает давление на инстинкты человека. Цивилизация характеризуется: 1) превращение материального производства в основной источник получения материальных благ. Человек от собирательства переходит к производству; 2) материальное производство становится на ноги под влиянием разделения труда, появляется ремесло, земледелие, скотоводство.

Масова культура (виникнення зв'язано з появою масових технологій та відповідних масової свідомості та масових явищ)- не продукує справжньої духовності, що може надати зміст та склад людському існуванню, а відтворює породжені новими ситуаціями мотиви та інтереси існування, стилізуючи їх під старі зразки. Служить завданню примирення, адаптації людей до суспільства.

 

36. Модерн і постмодерн. Основні риси філософії постмодерну (Ж.Ліотар, Ж.Дельоз)

Эпоха предмодерна – средние века – что было до модерна, воплощение добра, свободы в кристианской религии. Принцип: воля к вере, принцип кристианского моноцентризма, т. е. мир и человек есть образы Бога, Бог сотворил и мир и человека по своему образу и подобию. Авторитет религии выше разума, рациональности, научного знания.Далее наступает эпоха модерна (от французского “moderne” – современный, новый) нового времени.Возникают новые принципы бытия. Человек отказывается от опоры на Бога, который гарантирует порядок в мире. Мысль – основание бытия человека в мире, творец мысли сам человек. Несомненным есть не бытие Бога, а собственное бытие человека.. Мысль модерна – движение вперед, используя любые средства.

Для модерна разум есть условием единства я и мира. Разум стал определяющим во всех сферах жизни. Приходит следующий этап – разочарование в разуме – это эпоха постмодерна. Представители: Хайдегер, Фрейд, Лиотар, Фейерабенд, Деррида, Делез. XX век – это “крестовый поход” против разума. Это отказ понимания бытия как неизменного, устойчивого, сущностного. Он зарождается в XIX веке как неклассическая философия, которая ориентируется на иррациональное. Ее называют бунтом против разума. Причины бунта – рационализм не охватывает специфику, многообразие человека, его чувств, переживаний.XXвек – это век конфронтаций мирового масштаба, технологических катастроф, геноцида, экоцида и т. д. Отказавшись от Бога и разума человек остался наедине с самим собой и своим телом. Начинается культ тела, в котором движущей силой является чувственное наслаждение тела.

Дезез и Гваттари написали книгу и изложили, что хаос преобладает над космосом. Современное мышление становится все более нелинейным. Формируется новая модель мира, согласно которой каждая точка связана с какой-то другой и в то же время со всеми другими, причем они не фиксированы. Отсутствует единый центр и первопринцип, что отличает ее от модернистской. Признаются независимыми множество центров. Постмодерн отрицает веру как наперед заданную цель истории. Будущее в постмодерне непредсказуемо. Лиотар считает, что постмодерн – это не расставание с разумом как таковым, а с метафизическим (метафізика – вчення про надчуттєві, недоступні досвідомі принципи і начала буття) разумом, согласно с его модернистскими толкованиями, постмодерн – прорыв к вероятностному разуму.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.