Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпизодическая и семантическая память






Мы уже ввели несколько видов памяти. Существует имплицитная и эксплицитная память, а также декларативная и процедурная память. Можно дать определение еще одному параметру, с учетом которого дек­ларативные впечатления различаются по отношению к ориентирам, не­обходимым для воспроизведения их в памяти. Канадский психолог Эн-дель Тулвинг первым предложил ввести разграничение между эпизоди­ческим и семантическим, видами декларативной памяти.

Эпизодические впечатления сохраняют по отдельности память о конкретных событиях, которые вы пережили лично. Например, впечат­ления о самом счастливом дне рождения или о первом поцелуе хранятся в эпизодической памяти. Для того чтобы воспроизвести такие впечатле­ния в памяти, понадобятся ориентиры, которые точно говорят что-то о времени события и о содержании событий. В зависимости от способа кодирования информации вы или сможете или не сможете восстановить в памяти точное отображение некоего события. Например, если у вас какие-либо точные следы в памяти, которые отличали бы то, как вы чистили зубы десять дней назад, от того, как вы это делали одиннадцать дней назад?

Все свои знания вы начали усваивать в некоем особенном контек­сте. Однако существуют различные виды информации, с которыми вы сталкиваетесь во множестве разных контекстов. Информация восстанав­ливается в памяти без учета того множества раз и мест, где она вам встре­чалась. Эти семантические впечатления представляют собой родовые, категориальные впечатления, и их примером могут служить значения слов и понятий. Для большинства людей такие факты, как формула Е = тС2 и название столицы Франции не требуют ориентиров, указыва­ющих на эпизоды, на исходный контекст, в котором информация была запечатлена в памяти.

Разумеется, это не означает, что вы совершенно безошибочно вос­станавливаете в памяти семантические впечатления. Вы прекрасно знае­те, что можете забыть множество фактов, утерявших связь с контекста­ми, в которых вы их усвоили. Хорошее правило на случай, если вы не в состоянии воспроизвести по памяти семантическое впечатление, — вновь расценивать его как впечатление эпизодическое. Думая про себя: «Я знаю, что учил(а) имена римских императоров, изучая курс " Западная цивилизация"», вы, может быть, создадите дополнительные ориентиры, которые помогут выудить из памяти нужную информацию.


2. Представление о памяти и ее исследования в ассоцианизме

Г. Эббингауз

СМЕНА ДУШЕВНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.