Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод узнавания






При этом методе элементы материала, подлежащего заучиванию, рас­полагаются в порядке, который испытуемый не может предугадать. сре­ди новых, но однородных элементов (заучиваемые слоги смешивают с дру­гими слогами, прилагательные с другими прилагательными, рисунки с дру­гими рисунками и т.д.). В этом случае задача испытуемого будет состоять в том, чтобы просмотреть всю совокупность элементов и идентифицировать те, которые требуется заучить, по мере того, как они будут встречаться.

Как правило, опыт на узнавание практически можно организовать следующим образом: допустим. заучивается ряд из 10 стимулов, которые затем смешиваются с 30 новыми стимулами. Таким образом можно составить однородный ряд, содержащий 10 стимулов, которые и предъявляются ис-

1См.: Calkins M. Assiciation // Psychol. Rev. 1894. Vol. 1. P. 476-483



Тема 19. Психология памяти


пытуемому. Можно также применить методику множественных выборов: материал испытания делится на 10 различных групп, каждая группа включает в себя один правильный стимул и три новых стимула; среди че­тырех стимулов каждой группы испытуемый должен выбрать тот, который он считает знакомым.

При прочих равных условиях относительная трудность опыта на узна­вание зависит в основном от двух переменных: узнавание правильных сти­мулов становится труднее, если увеличивается количество новых стимулов или возрастает степень сходства между старыми и новыми стимулами1.

При анализе результатов, полученных в опыте на узнавание, следу­ет учитывать, что испытуемый может случайно выбрать правильный сти­мул. Теоретически вероятность того, что правильный выбор является след­ствием случайности, тем больше, чем меньше число новых стимулов. Если 10 старых стимулов смешать с 10 другими, то вероятность случайного пра­вильного ответа будет составлять 50%; однако если эти 10 стимулов рас­положить среди 30 новых стимулов, то указанная вероятность становится равной 25%.

Кроме того, вероятность того, что правильный выбор является резуль­татом случайности, тем больше, чем больше число ошибочных идентифика­ций (т.е. когда новые стимулы расцениваются испытуемым как относящие­ся к заучиваемому материалу). Предположим, что у испытуемых А и В в опыте на узнавание 10 старых стимулов смешаны с 30 новыми. Испытуемый А правильно идентифицирует 3 стимула и совсем не обнаруживает ошибоч­ного узнавания; испытуемый В также эффективно идентифицирует 3 ста­рых стимула, однако наряду с этим «узнает» 5 новых стимулов, которые не включались в заучиваемый материал. По-видимому, логично считать, что больший вес имеют 3 правильных ответа испытуемого А, который не делал ошибок, нежели ответы испытуемого В, который 5 раз ошибался.

Следующая формула, предложенная Постманом2, вносит поправку в получаемые данные с учетом влияния указанных выше двух факторов:

 
 


где Rc — показатель окончательного узнавания, В — число правильных идентификаций, М — число ошибочных идентификаций и п — общее число предъявлений. <...>

1 См.: Lehmann A. C'ber Wiedererkennen /./ Philos. Stud. 1888-1889. Bd. 5. S. 96-156;
Seward G. Recognition time as a measure of confidence /, / Arch. Psychol. 1928. Vol. 16. P. 5-54;
Postman L. Choice behavior and the process of recognition // Amer. J. Psychol. 1950. Vol. 63.
P. 576-583; Postman L. The generalization gradient in recognition memory // Amer. J. Psychol.
1951. Vol. 42. P. 231-235; Flores С Etudes sur les relations entre le rappel et la reconnaissance //
Annee psychol. 1958. Vol. 58. P. 365-376; Ehrlich S., Flores C, Le Ny J.-F. Rappel et reconnaissance
d'elcments appurtenant a des ensembles definis // Annee psychol. 1960. Vol. 60. P. 29-37.

2 См.: Postman L. Choice behavior and the process of recognition /, / Amer. J. Psychol.
1950. Vol. 63. P. 576-583.


Флорес Ц. [Методы и результаты исследования памяти] 55






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.