Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Язык в отсутствие модели






Давайте пересмотрим нашу гипотезу, которая утверждает, что для того, чтобы выучить язык, необходимо подвергаться воздействию языка. Это требует контакта с другими людьми, но не требует слухового контак­та: достаточно видеть жесты других, чтобы иметь возможность выявить модели и, таким образом, выучить правила и семантическое содержание системы.

Но вполне ли это верно? Что, если дети с нормальным интеллектом растут в атмосфере любви и поддержки, но не подвергаются воздействию языка? Исследователи обнаружили шестерых детей, которые находились именно в такой ситуации1. Эти дети были глухими, так что они не мог­ли выучить разговорный язык. Их родители были слышащими и не зна­ли ASL. Они решили не позволять своим детям учить язык жестов, по­тому что они разделяли убеждение (которого придерживаются неко­торые педагоги), что глухие дети должны сосредоточить свои усилия на изучении разговорного языка посредством специального обучения чте­нию по губам и вокализации. Это обучение часто сначала идет медлен­но, поэтому некоторое время эти дети не имели доступа к разговорному английскому языку2. Еще не способные читать по губам, не способные слышать и не подвергавшиеся воздействию языка жестов, эти дети не ис­пытывали какого-либо языкового влияния.

Не имея доступа к языку, эти дети сделали нечто замечательное: они изобрели собственный язык. Для начала дети изобрели значительное количество жестов, которые легко понимались другими. Например, дети

the acquisition of American Sign Language // Papers and Reports on Child Language Development. Vol. 23. Stanford, Calif.: Stanford University Press, 1984. P. 1-22; Newport E.L. Maturational constraints on language learning // Cognitive Science. 1990. Vol. 14. P. 11-28.

1 См.: Feldman H., Goldin-Meadow S., Gleitman L.R. Beyond Herodotus: The creation of
language by linguistically deprived deaf children // Lock A. (Ed.) Action, gesture, and symbol:
The emergence of language. London: Academic Press, 1978; Goldin-Meadow S., Feldman H.
The development of landuage-lake communication without a language model // Science. 1977.
Vol. 197. P. 401-403.

2 Степень успеха в чтении по губам и вокализации в английском языке, так же как
и в овладении чтением, у глухих детей не постоянна, причем достигаемый уровень тесно
связан со степенью глухоты. Даже малейшая способность слышать помогает чрезвычай­
но. Но поступает все больше данных о том, что наиболее естественная альтернатива для
абсолютно глухих детей — это выучить и использовать ASL, поскольку в этом мануаль­
но-визуальном средстве у них нет вообще никаких языковых помех.



Тема 15. Познавательные процессы: виды и развитие


Рис. 9. Глухой мальчик, с которым никогда не разговаривали на языке глухонемых, и изобретенные им знаки А — знак «Есть» или «Еда». Непосредственно перед этим маль­чик указал на виноград;

Б — знак «Дай». Последовательность двух этих знаков означает «Дай мне еду»1

производили порхающие нисходящие движения пальцами, чтобы пока­зать снег; скручивали пальцы, чтобы показать бутылку с завинчивающей­ся крышкой, и т.д. (рис. 9)2. Кроме того, этот спонтанно изобретенный язык демонстрировал множество аналогий с обычным языком: эти дети начинали показывать по одному знаку примерно в том же возрасте, в каком слышащие дети начинают говорить по одному слову— несмотря на тот факт, что, в отличие от слышащих детей, эти глухие дети факти­чески изобретали свои собственные слова. В возрасте 2—3 лет дети пере­ходили к предложениям из двух и трех слов точно также? как это дела­ют слышащие дети. И в этих элементарных предложениях глухие дети располагали отдельные жесты в определенном порядке, согласно их се­мантической роли — опять-таки точно так же, как делают слышащие дети. Так, глухие дети со своим изобретенным языком умели отличить утверждение «цыпленок ест» от «есть цыпленка».

Хотя изобретательность этих глухих детей удивительна, мы не должны забывать о потенциальных сложностях их ситуации. Во-первых, мы не знаем, каковы отдаленные когнитивные последствия изоляции этих детей от фор-

1 См.: Goldin-Meadow S. Fragile and resilient properties of language learning //
Wanner E., Gleitman L.R. (Eds). Language acquisition: State of the art. N. Y.: Cambridge
University Press, 1982.

2 См.: Tervoort B.T. Esoteric symbolism in the communication behavior of young deaf
children // American Annals of the Deaf. 1961. Vol. 106. P. 436-480; Fant L.G. Ameslan:
An introduction to American Sign Language. Silver Springs, Md.: National Association of
the Deaf, 1972.


Глвйтман Г., Фридлунд А, Райсберг Д, Язык



мальной языковой системы. Во-вторых, в этих условиях детям на самом деле не с кем говорить на изобретенном ими языке жестов, так как родители ре­шительно настроены не обмениваться с ними знаками, поскольку считают, что позднее это побудит детей учиться читать по губам и вокализировать.

Вскоре появились новые данные, очень информативные и оптимис­тичные в отношении того, как далеко могут зайти дети с изобретенными языками в ситуации, когда они становятся средством социального обмена. В Никарагуа примерно до начала 1980-х гг. глухие дети из сельской мест­ности обычно не знали других глухих. Все эти глухие люди разработали собственные системы жестов для общения со слышащими людьми, причем каждая система отличалась от других. В начале 1980-х в Никарагуа была создана школа только для глухих детей, и ежедневно их свозили в школу на автобусе со всей сельской местности. Так же как в случае с американ­цами, школьные власти пытались научить этих детей читать по губам и произносить звуки. Но и в автобусе, и в столовой, и буквально за спиной учителей эти дети (в возрасте от 4 до 14 лет) начинали жестикулировать. Мало-помалу их система становилась все более разработанной. Появив­шийся язык жестов этой школы соблюдается уже двумя поколениями школьников, причем новые ученики не только обучаются системе, но раз­вивают и улучшают ее. В результате, за 20 лет этими детьми была создана языковая система, отличающаяся значительной сложностью и семантичес­кой изощренностью1.

В общем, если детям не доступна обычная речь, они берут на себя труд изобрести свой собственный язык.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.