Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Более поздние стадии научения языку: синтаксис






Дети быстро проходят стадию телеграфной речи — приблизитель­но к двум с половиной годам. Их высказывания теперь становятся длин­нее (рис. 7), и они могут произносить небольшие предложения, которые содержат все три части основного суждения. Начинают появляться фун­кциональные слова.

Их высказывания по-прежнему коротки и просты, но — по крайней мере вначале — они грамматически правильны.


 

Рис. 7. Изменение длины выска­зываний в зависимости от возраста Средняя длина высказывания изме­ряется в морфемах, где слово мячи счи­талось двумя морфемами (мяч + и)2


1 См.: Braine M.D.8. The ontogeny of English phrase structure: The first phase //
Language. 1963. Vol. 39. P. 3-13; Bloom L. Language development: Form and function in
emerging grammars. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1970; De Villiers J.G., de Villlers РЛ.
Development of the use of word order in comprehension // Journal of Psyeholinguistic
Research. 1973. Vol. 2. P. 331-341.

2 См.: Brown R., Cazden C, Bellugi-Klima U. The child's grammar from 1 to 11 // Hill
J.P. (Ed.) Minnesota Symposium on Child Psychology. Minneapolis: University of Minnesota
Press, 1969. Vol. 2. P. 28-73.

23 Зак. 2228



Тема 15. Познавательные процессы: виды и развитие


Вскоре, однако, появляется новый феномен. Дети начинают делать определенные ошибки в словообразовании и синтаксисе, называемые ошиб­ками чрезмерной регуляции, когда ребенок упорно следует правилам сло­вообразования, отвергая любые возможные исключения1. Этот тип ошибок дает убедительное доказательство того, что дети не учат язык исключитель­но, или даже большей частью, с помощью подражания. Немногие взрослые сказали бы «победю» или «ненавидю». Поэтому многие родители часто приходят в ужас от этих ошибок: полгода назад их ребенок говорил пра­вильно, а теперь делает ошибки. Он явно регрессирует! Поэтому родители часто пытаются исправить эти ошибки, но тщетно: ребенок твердо стоит на своем, несмотря на исправления. Это дает еще одно доказательство того, что научение языку не основано только лишь на родительских наставлениях и руководстве.

Почему же возникают эти ошибки? Что произошло в сознании ребен­ка? Многие исследователи утверждают, что маленькие дети начинают с за­учивания формы каждого нового для них глагола. Но это очень неэффек­тивная стратегия. Гораздо эффективнее выявить модель и применять ее к новым случаям. Однако как только ребенок находит эту модель и переста­ет заучивать каждый глагол, ему очень легко увлечься, и поэтому он дела­ет ошибки чрезмерной регуляции. Ошибки прекратятся, только когда ре­бенок сделает следующий шаг и осознает, что наряду с правилами сущест­вуют также исключения из правил2.

Дальнейшие стадии научения языку; значение слов

Дети почти не испытывают трудностей в установлении того, какое слово что означает: в словаре пятилетних детей — от 10 до 15 тысяч слов, тогда как в пятнадцать месяцев в их словаре было примерно 25 слов. Это означает, что они должны осваивать около десяти слов в день — каждый

1 См.: Ervin S. Imitation and structural change in children's language // Lenneberg E.H.
(Ed.) New directions in the study of language. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1964; Bellugi U.
Simplification in children's language // Huxley R., Ingram B. (Eds.) Language acquisition: Models
and methods. N. Y.: Academic Press, 1971; Marcus G.F., Pinker S., Ullman M. et al. Overre-
gularization in language acquisition // Monographs forResearch in Child Development. 1992.
57 (4. Ser. W° 228); Prasada S„ Pinker S. Generalization of regular and irregular morphology //
Language and Cognitive Processes. 1993. Vol. 8. P. 1-56.

2 Альтернативную точку зрения можно найти в: Rumelhart D., McClelland J. On learning
the past tenses of English verbs // J.McClelland, D.Rumelhart and the PDP Research Group
(Eds.) Parallel distributed processing: Explorations in the microstrueture of cognition. Vol. I.
Cambridge, Mass.: MIT Press, 1986; обсуждение см. в: Pinker S., Pinker A. On language and
connectionism: Analysis of a parallel distributed processing model of language acquisition //
Cognition. 1988. Vol. 28. J* 1. P. 73-194; Pinker S. Why the child holded the baby rabbits:
A case study in language acquisition // Gleitman L.R., Liberman M. (Eds.) Language: An in­
vitation to cognitive science. Vol. 1. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1995. P. 107-133.


Глейтман Г., Фридлунд А, Райсберг Д. Язык



день, каждую неделю, каждый месяц1. Как дети учатся использовать этот растущий словарный запас?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.