Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Склонности детей к истолкованию слов






Дети также имеют достаточно ясные представления о том, какие сло­ва относятся к тем или иным объектам. Во многих ситуациях дети ведут себя так, будто они считают, что ни одно слово не может иметь синонима. Иначе говоря, они, по-видимому, полагают, что любое понятие может обозна­чаться только одним словом, которое к нему относится5.

1 См.: Carey S. The child as word learner // Halle M., Bresnan J., Miller G. A. (Eds.)
Linguistic theory and psychological reality. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1978.

2 См.: Bosch E.H. Natural categories // Cognitive Psychology. 1973. Vol. 4. P. 328-350;
Keil F.C. Semantic and conceptual development: An ontological perspective. Cambridge, Mass.:
Harvard University Press, 1979; FodorJA. The modularity of mind. Cambridge, Mass.: MIT
Press, Bradford Books, 1983.

3 См.: Rosch ЕЛ. Principles of categorization // Bosch E., Lloyd B. (Eds.) Cognition and
categarization. Hillsdale, N. J.: Erlbaum, 1978.

4 См.: Mervis C.B., Crisafi M. Order acquisition of subordinate, basic, and superordinate
level categories // Child Development. 1978. Vol. 49. P. 988-998; Shipley E.F., Kuhn I.F. A
constraint on comparisons: Equally detailed alternatives // Journal of Experimental Child
Psychology. 1983. Vol. 35. P. 195-222.

5 См.: Clark E.V. The principle of contrast: A constraint on acquisition // MacWhinney B.
(Ed.) Mechanisms of language acquisition. Hillsdale, N. J.: Erlbaum, 1987; альтернативный
взгляд изложен в: Gathercole V.C. The contrastive hypothesis for the acquisition of word
meaning: A reconsideration of the theory // Journal of Child Language. 1987. Vol. 14. № 3.
P. 493-532.



Тема 15. Познавательные процессы: виды и развитие


Доказательство получено из экспериментов по изучению новых слов. Исследователи показывали дошкольникам изображение знакомо­го предмета, того, для которого дети уже знали одно слово (скажем, мо­лоток). Исследователь говорил: «На картинке нарисован гвоздодер», а затем спрашивал: «Это гвоздодер?» (указывая на весь предмет) «или это гвоздодер?» (указывая только на часть молотка, предназначенную для вытаскивания гвоздей). У детей существует изначальная склонность к истолкованию слов как ярлыков для целых объектов; это должно при­вести к тому, что они будут толковать слово гвоздодер (ярлык, который они никогда раньше не слышали) как еще одно слово для понятия мо­лоток. Но в данной ситуации эту тенденцию пересиливает другая. Дети уже знают слово молоток, и поэтому, поскольку у них есть предубеж­дение против синонимов, они делают вывод, что слово гвоздодер должно относиться к чему-то еще, в данном случае — к части молотка1.

Изучение семантики

за счет внимания к синтаксису

 
 

 

 


Дети используют структуру языка как ориентир для изучения слов2. В одном исследовании трех- и четырехлетним детям показывали кар­тинку, на которой пара рук делала пере­мешивающие движения с массой похожего на конфетти вещества, которое переполняло низкую полосатую емкость (рис. 8). Одних детей спрашивали: «На этой картинке вы видите себование?». Эти дети отвечали, делая такое же перемешивающее движение руками. Других детей спрашивали: «На этой картинке вы видите себ?». В ответ дети указывали на емкость. Еще одних детей спрашивали: «Вы видите много себа?». Эти дети указывали на конфетти3.

1 См.: Markman E.M., Wachtel GA. Children's use of mutual exclusivity to constrain the
meaning of words // Cognitive psychology. 1988. Vol. 20. P. 121-157; Markman EM.
Constraints children place on word meanings // Blom P. (Ed.) Language acquisition: Core
readings. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1994.

2 См.: Brown R. Linguistic determinism and parts of speech // Journal of Abnormal and
Social Psychology. 1957. Vol. 55. P. 1-5; Gleitman L.R. Structural sources of verb learning
// Language Acquisition. 1990. Vol. 1. P. 1-54; Bloom P. Intention, history, and artifact
concepts // Cognition. 1996. Vol. 60. P. 1-29.

3 См.: Brown R. Linguistic determinism and parts of speech // Journal of Abnormal and
Social Psychology. 1957. Vol. 55. P. 1-5; см. также: Katz N.. Baker E., MacNamara J.
What's in a name? A study of how children learn common and proper names // Child
Development. 1974. Vol. 45. P. 469-473; Carey S. Semantic development: State of the art //
Wanner В., Gleitman L.R. (Eds.) Language acquisition: State of the art. N. Y.: Cambridge
University Press, 1982.


Глейтман Г., Фридлунд А, Райсберг Д. Язык



Таким образом, кажется, что дети в обучении идут сразу в двух направлениях. С одной стороны, они используют растущее знание час­тей речи в языке как ориентир для раскрытия значения конкретного нового слова; как будто ребенок говорит себе: «Так как это новое сло­во было только что использовано как существительное, вероятно, оно описывает вещь». А с другой стороны, они используют свое знание от­дельных слов, чтобы предсказать, как можно использовать эти слова. («Так как этот паровозик сейчас используют, чтобы ударить меня по голове, я могу преобразовать это слово в глагол и сказать: " Не паровозь меня! "»1 Используя оба вида данных, дети умело «пробивают себе до­рогу» к знанию десятков тысяч слов и способов использования этих слов в предложениях2.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.