Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Позднее воздействие первого языка






Приведенные выше результаты теста безусловно подтверждают ги­потезу о критическом периоде. Но эти результаты относятся к изучению второго языка. Наблюдается ли то же самое при изучении первого язы­ка? Самое лучшее доказательство предоставляют работы по ASL, который часто учат в позднем возрасте. Как мы говорили выше, многие глухие от рождения дети имеют слышащих родителей, которые предпочитают, чтобы у их чада не было доступа к ASL. Следовательно, первое столк­новение таких детей с ASL может произойти в достаточно позднем воз­расте, когда они установят контакт с сообществом глухих. Эти люди, та­ким образом, по существу изучают первый язык в необычайно поздний момент периода взросления.

Рис. 13. Критический период для изучения первого языка Зависимость между временем пер­вого знакомства с ASL у глухих лю­дей и их оценкой по тесту ASL, про­веденному спустя 30 лет или более2

Как влияет этот поздний старт на обучение языку? В одном иссле­довании все участники использовали ASL как единственное средство об­щения в течение по крайней мере 30-ти лет, и это гарантировало, что они были предельно опытными в язы­ке. Некоторые из этих участников столкнулись с ASL с самого рожде­ния (потому что их родители были глухими и пользовались языком жестов). Другие выучили ASL в воз­расте между 4-мя и 6-ю годами. Тре­тья группа состояла из участников, которые впервые вступили в контакт с ASL после 12-ти лет.

Неудивительно, что все эти лю­ди вполне свободно пользовались

1 См.: Johnson J., Newport E. Critical period efforts in secind-language learning: The
influence of maturational state on the acquisition of English as a second language // Cognitive
Psychology. 1989. Vol. 21. P. 60-99.

2 См.: Newport E.L. Maturational constraints on language learning // Cognitive Science.
1990. Vol. 14. P. 11-28.


Глейтман Г., Фридлунд А, Райсберг Д. Язык



ASL, благодаря более чем тридцатилетней практике. Но даже в этом слу­чае фактор раннего воздействия проявился очень сильно (рис. 13). Те, кто учил ASL с рождения, использовали и понимали все его нюансы. Те, чье первое знакомство с ASL произошло после четырехлетнего возраста, проде­монстрировали трудноуловимый дефицит знания. Те, чье первое знаком­ство пришлось на подростковый или более зрелый возраст, имели гораздо большие недостатки, и их использование функциональных терминов было случайным, нерегулярным и очень часто — неправильным1.

Можно поспорить, действительно ли эти результаты свидетельству­ют об определенном критическом периоде в изучении языка: те, кто изучал его поздно, все же выучили его достаточно хорошо. Но нет ника­ких сомнений в том, что на обучение языку влияет возраст обучающе­гося. Если первое воздействие происходит поздно, существует значитель­ный дефицит знания языка, который можно наблюдать даже после мно­гих лет его практического использования.

1 См.: Newport E.L. Maturational constraints on language learning // Cognitive Science. 1990. Vol. 14. P. 11-28.

24 Зак.2228


С.Л. Рубинштейн РЕЧЬ1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.