Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гипотеза о критическом периоде






Человеческий мозг продолжает расти и развиваться в течение многих лет после рождения, достигая своей зрелости приблизительно в период по­лового созревания. Если использование языка действительно опирается на работу мозга, то мы можем ожидать, что эти изменения, связанные с созре­ванием, будут оказывать влияние на изучение языка. Так ли это?

Согласно гипотезе о критическом периоде, мозг маленького ребенка осо­бенно хорошо выполняет задачу научения языку. По мере созревания мозга этот критический период подходит к концу, так что более позднее обучение (как первого, так и последующих языков) становится более сложным1.

По-видимому, критические периоды действительно определяют не­которые аспекты научения у многих видов. Один пример — привязан­ность детенышей различных животных к своим мамам, которая, как правило, может сформироваться только в раннем детстве <...>. Другой пример — пение птиц. Пение самцов многих видов характерно для их собственного вида. Они учатся такому пению, слушая взрослых самцов своего вида. Но это воздействие будет эффективным только в том слу­чае, если оно происходит в определенный период жизни птицы. Так, птен­цы белоголового воробья научатся пению своего вида во всем его вели­колепии, со всеми трелями и мелизмами, только если они услышат эту му­зыку (исполненную, разумеется, взрослым белоголовым воробьем) где-то между 7-м и 60-м днем своей жизни. Если они услышат эту песню не в течение этого периода, а в течение следующего месяца, они освоят только основы пения — безо всех нюансов, которые можно услышать у взрослых воробьев (рис. 11). Если воздействие происходит еще позже, оно вообще не оказывает никакого влияния.

Относится ли этот феномен и к человеческому языку? Действитель­но ли взрослые менее способны выучить язык, потому что истек некий критический период? Большая часть данных традиционно получена из ис­следований по изучению второго языка, по той очевидной причине, что сложно (хотя и не невозможно) найти взрослых, которые в начале жизни не подвергались воздействию первого языка.

1 См.: Lenneberg E.H. Biological foundations of language. N. Y.: Wiley, 1967.



Тема 15. Познавательные процессы: виды и развитие



Рис. 11. Критический период в развитии пения птиц:

А — графическое представление пения взрослого самца белоголового воробья. Рисунок, звуковая спектрограмма, показывает диапазон ча­стот голосовых сигналов птицы за определенное время. Частота обо­значена по вертикальной оси, с шагом в 2000 Гц. Горизонтальный отрезок — указатель времени — обозначает полсекунды. Рисунок показывает, что нормальное пение начинается с одного или двух при­свистов, продолжается серией трелей и заканчивается Еибрато;

Б — пение птицы, выращенной в акустической изоляции, но в течение 4 минут слышавшей нормальную песню в возрасте между 35 и 56 днем. Ее взрослая песня была почти нормальной;

В — пение изолированной птицы, услышавшей нормальное пение между 50 и 71 днем. Взрослое пение этой птицы имеет некоторое грубое сходство с нормальным пением белоголового воробья. В нем есть свист, за которым следуют трели, но он очень отличается в нюансах;

Г, Д — пение птиц, которые услышали нормальное пение очень рано (от 3 до 7 дней) или очень поздно (после 300 дней) соответственно. Обу­чение в это время не дало никакого результата1

1 См.: Marler P.R. A comparative approach to vocal learning: Song development in white-crowned sparrows // J. of Comparative and Physiological Psyhology Monographs. 1970. Vol. 71. № 2. Part 2. P. 1-25.


Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Язык



Изучение второго языка

На начальных стадиях изучения второго языка взрослые производят впечатление гораздо более успешных учеников, чем дети1. Взрослый лег­ко отваживается на нескладные, но вполне понятные предложения вскоре после вхождения в новое языковое сообщество. Напротив, дети, свободно го­ворящие на одном языке, приходят в полное замешательство и изумление, когда внезапно слышат второй язык, который они вообще не могут понять; зачастую они совсем перестают говорить на несколько недель. Однако пос­ле одного или двух лет обучения маленькие дети свободно говорят на но­вом языке, и вскоре их речь звучит практически так же, как речь корен­ных жителей, — что гораздо реже встречается у взрослых.

Этот факт был документально подтвержден во многих исследованиях.

 
 

 


Рис. 12. Критический период для изучения второго языка Зависимость между возрастом при­бытия в Соединенные Штаты у 46 корейцев и китайцев и количест­вом очков (из 276 возможных), полученных ими в тесте англий­ской грамматики, проведенном через 5 лет после приезда2

В одном исследовании участниками были уроженцы Китая и Кореи, которые приехали в США (и погрузились в англоговорящее сообщество) в различном возрасте. Участников протестировали после того, как они про­жили в Соединенных Штатах по крайней мере 5 лет, так что воздействие английского языка на них было впол­не достаточным. И все они были сту­дентами или преподавателями в боль­шом университете на Среднем Западе, так что у них была некоторая общ­ность социальной среды (и, предпо­ложительно, у всех была высокая мо­тивация выучить новый язык, чтобы добиться успеха в своей роли в универ­ситете).

В тестовой процедуре 50 процен­тов предложений, которые слышали участ­ники, были чрезвычайно безграмотными (типа «Фермер купил две свинью в ры­нок» или «Маленький мальчик быва­ет говорить с полицейским»). Другая половина предложений была грамма­тически правильной. Задача участни­ков заключалась в том, чтобы указать, какие предложения были граммати­чески правильными, а какие нет. Ре­зультаты теста показаны на рис. 12.

1 См.: Snow С, Hoefnagel-Hohle M. The critical period for language acquisition: Evidence
from second language learning // Child Development. 1978. Vol. 49. P. 1114-1128.

2 См.: Johnson J., Newport E. Critical period efforts in secind-language learning: The
influence of maturational state on the acquisition of English as a second language // Cognitive
Psychology. 1989. Vol. 21. P. 60-99.



Тема 15. Познавательные процессы: виды и развитие


Люди, которые столкнулись с английским языком до семилетнего возрас­та, выполнили задание так же, как носители языка. И чем старше были участники в тот момент, когда они приехали в Соединенные Штаты, тем хуже они овладели английским1.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.