Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разграничение предметов ведения
Поскольку, РФ – федеративное государство, и одним из принципов федерализма является разграничение предметов ведения и компетенции между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов, ст. 72 Конституции РФ относит образование к сфере совместного ведения, считаем важным рассмотреть данный вопрос подробнее. В настоящее время в России решение вопросов, связанных с реализацией прав граждан на образования, регулированием учебно-воспитательного процесса, финансированием образовательных учреждений и т.д., строится с учетом существования 4-х уровней: · федеральный уровень; · региональный уровень; · местный уровень; · уровень того или иного образовательного учреждения. Учреждения того или иного уровня наделяются четко очерченным кругом полномочий, необходимых для решения задач, стоящих перед ними. Закон об образовании регулирует вопросы разграничения компетенции между 4 выше перечисленными уровнями. Ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежат: § формирование и осуществление федеральной политики в области образования; § правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции; § обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования; § разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования; § разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях; § установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений; § установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и эквивалентности документов об образовании на территории Российской Федерации; § ежегодное установление доли федерального дохода, направляемой на финансирование образования; § формирование федерального бюджета в части расходов на образование, федеральных фондов развития образования; прямое финансирование образовательных учреждений федерального подчинения, если иной порядок не предусмотрен типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов; § информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка в пределах своей компетенции базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин, организация издания учебной литературы и производства учебных пособий; § создание единой для Российской Федерации системы информации в области образования; контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования; § издание нормативных документов в пределах своей компетенции. Федеральные органы государственной власти устанавливают: налоговые льготы, стимулирующие развитие образования; федеральные нормативы финансирования образования обучающихся; порядок финансирования образовательных учреждений; льготы различным категориям обучающихся образовательных учреждений и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также виды и нормы материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников; федеральные требования к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарные нормы, охраны здоровья обучающихся; порядок разработки и использования дистанционных образовательных технологий; К компетенции органов государственной власти субъектов федерации в области образования Закон об образовании относит следующее: § определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования; § разработка законодательства субъектов Российской Федерации в области образования; § осуществление федеральной политики в области образования; § разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей; § обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях, находящихся в ведении государственных органов управления образованием; § финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации государственного стандарта общего образования, включая оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов; § создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения, лицензирование образовательных учреждений, за исключением лицензирования на право ведения образовательной деятельности по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; § установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов; § формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования; § установление республиканских, региональных нормативов финансирования образования; § организация финансирования местных органов управления образованием и образовательных учреждений, оказание им посреднических услуг в части материально-технического обеспечения; § обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования; § издание нормативных документов в пределах своей компетенции. Ст. 31 того же закона определяет компетенцию органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления ответственны за: § реализацию права граждан на получение начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. К исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относятся: § планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования; § формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, § разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования; § обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения; § создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; § строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; § учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования. Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению в части реализации государственного стандарта общего образования государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в подведомственных им общеобразовательных учреждениях, в том числе за счет субвенций, выделяемых из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в соответствии с утвержденными законами субъектов Российской Федерации нормативами расходов не ниже федеральных нормативов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные и финансовые ресурсы для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в случаях и порядке, которые предусмотрены уставом муниципального образования. Местные (муниципальные) органы управления образованием не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов управления образованием. И, наконец, образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся: § материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса; § оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; § привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом данного образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование банковского кредита; § использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием; самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Законом об образовании; самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации; обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных.
|