Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие нервно-психических функций в условиях патологии






Сложность и многоэтапность становления нервно-психических функций в онтогенезе (в процессе постнатального развития организма) нарушаются при различ­ных заболеваниях нервной системы и проявляются в форме задержки темпа ее развития, выпадения функций анализаторов. Для научного обоснования лечебных и лечебно-педагогических мероприятий, направленных на улучшение состояния больных, коррекцию и компенса­цию нарушенных функций, необходим прежде всего ме­дико-педагогический анализ структуры дефекта и при­чин, вызвавших заболевание, выяснение его патофизио­логических механизмов, времени образования дефекта, степени его тяжести, характера заболевания и особен­ностей развития ребенка. Такой подход возможен при комплексном участии в лечении и воспитании ребенка невропатолога, психиатра, психолога, педагога-дефектолога.

Уточнению характера патологического процесса или состояния помогают широко используемые в неврологи­ческой клинике дополнительные методы исследования: электроэнцефалография, эхоэнцефалография, реоэнцефалография, электромиография, рентгенография чере­па, компьютерная томография, а также исследования вызванных потенциалов мозга. Кроме того, используют­ся нейропсихологические, рентгеноконтрастные, биохи­мические, иммунологические и цитогенетические методы исследования.

Многие заболевания нервной системы возникают вследствие неблагоприятных факторов во внутриутроб­ном периоде развития или в раннем детстве. Причинами патологии нервной системы плода и ребенка раннего возраста могут быть инфекционные агенты, физические факторы (ионизирующая радиация, высокочастотные токи, повышенная вибрация и др.), различные химиче­ские вещества, заболевание матери, несовместимость крови матери и плода по группам крови и по резус-фак­тору, неблагоприятное течение беременности и другие факторы.

Мозг наиболее чувствителен к различным неблаго­приятным воздействиям в критические периоды своего развития, когда формируются наиболее важные «функ­циональные ансамбли». Неблагоприятные воздействия на плод на третьей – десятой неделе его развития могут быть причиной формирования таких грубых пороков раз­вития нервной системы, как анэнцефалия (отсутствие больших полушарий головного мозга), микроцефалия (уменьшение объема и массы мозга), гидроцефалия (водянка головного мозга). Эти неблагоприятные воз­действия нередко приводят к гибели плода или рожде­нию нежизнеспособного новорожденного. В том случае, если нарушения возникают на более поздних этапах развития, выраженность дефекта может варьировать в различной степени: от грубого нарушения функции или ее полного отсутствия до легкой задержки темпа раз­вития.

Неврологические заболевания у детей раннего воз­раста нередко приводят к своеобразному аномальному развитию функций. Речь идет об искажении программы развития. Каждая функция в своем развитии проходит определенные стадии, между которыми существует за­кономерная преемственность. Появление новых форм реагирования сопровождается угасанием первоначаль­ных примитивных реакций. Так, для развития речи необходимо угасание врожденного сосательного рефлек­са. Необходимым условием развития походки и других целенаправленных двигательных актов является тормо­жение врожденных позо-тонических автоматизмов, вы­работка реакций выпрямления и равновесия, обеспечи­вающих антигравитационный эффект. Повышенный тонус и другие врожденные рефлексы мешают этому. Чрезмерная выраженность последних может блокиро­вать и искажать дальнейшее формирование функций. Примером такого заболевания является детский цере­бральный паралич.

Многие заболевания, протекающие с нарушением зрения, слуха, отставанием в нервно-психическом раз­витии, проявляются не сразу после рождения ребенка. Они характеризуются длительным скрытым течением с последующей клинической манифестацией на определен­ном этапе онтогенеза. В случаях, когда эти заболевания обусловлены генными мутациями, для их лечения, кро­ме средств, корригирующих и стимулирующих нормаль­ное развитие функции, необходимо возмещение недоста­ющих продуктов обмена веществ. Кроме органических заболеваний нервной системы, т. е. заболеваний, проте­кающих с изменениями в структуре мозга, у детей могут наблюдаться нарушения, обусловленные вариация­ми темпа созревания функциональных систем.

В определенные периоды онтогенеза, например во время миелинизации нервной системы, а также в перио­ды возрастных кризов неравномерность темпа развития и созревания морфофункциональных систем значительно возрастает. В условиях повышенной функциональной нагрузки на относительно незрелые структуры «выплы­вают» скрытые дефекты. Под влиянием различных не­благоприятных воздействий внешней среды, в частности инфекционных заболеваний, травм, неправильного вос­питания, а также при патологии внутриутробного раз­вития и т. д. относительная возрастная незрелость и диспропорция созревания могут становиться основой задержки темпа развития нервной системы. Задержки развития при соответствующей организации медико-пе­дагогических мероприятий, как правило, ликвидируют­ся. Однако очень глубокие и стойкие задержки темпа развития морфофункциональных систем не всегда под­даются необходимой коррекции. В некоторых случаях активные медико-педагогические воздействия могут лишь временно компенсировать дефицит функции. В дальнейшем, с возрастанием предъявляемых к ребен­ку требований, нередко происходит все более отчетли­вое проявление функциональной недостаточности.

В детском возрасте также нередко наблюдаются слу­чаи временного ускорения развития функций, которые затем сменяются заметным замедлением темпов разви­тия. Такое замедление в ряде случаев обусловлено чрезмерной «эксплуатацией» познавательных способно­стей ребенка, приводящей к истощению внутренних ре­зервов нервной системы.

Перечисленные выше отклонения в развитии нервной системы не исчерпывают всех возможных вариантов. Следует помнить, что развитие ребенка не всегда идет строго по схеме. Становление функций может как от­ставать, так и опережать указанные сроки. Это зависит от особенностей внутриутробного развития ребенка, те­чения родов и периода новорожденности. В каждом от­дельном случае важно установить причину имеющегося дефекта: связан ли он с первичным поражением нервной системы, является ли результатом других заболеваний или так называемой педагогической запущенности.

Под термином «педагогическая запущенность» пони­мается задержка развития, обусловленная недостаточностью целенаправленного развития функций и педаго­гического воздействия в целом. Педагогическая запу­щенность развивается на определенных этапах, а имен­но в период интенсивного развития функций, например при становлении речи. Пребывание ребенка в неречевой среде, малое общение с матерью могут привести к за­держке развития речи. Недостаточность зрительных, слуховых, эмоциональных и других раздражителей, т. е. так называемый информационный голод, приводит к задержке психического развития. Таким образом, при анализе нарушений нервно-психического развития следует учитывать не только осо­бенности состояния нервной системы ребенка, но и то окружение, в котором он растет и развивается.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.