Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях






ПИСЬМО

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

16 января 2002 г.

N 03-51-5 ин/23-03

(НЦПИ)

 

 

Министерство направляет для использования в работе методическое письмо " Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях".

Письмо подготовлено с участием специалистов Института

коррекционной педагогики РАО.

Первый заместитель министра

образования Российской Федерации

В.А. Болотов

16 января 2002 г.

N 03-51-5 ин/23-03

 

Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие

системы специального образования способствовали появлению и внедрению

в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с

отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися

сверстниками. В настоящее время в Российской Федерации интегрированное

воспитание и обучение детей значительно расширилось. Однако необходимо

придать данному процессу организованный характер, обеспечив каждому

ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста

доступную и полезную для его развития форму интеграции. Внедрение в

практику дошкольных образовательных учреждений интегрированного

воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой

коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально

приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей

(законных представителей) консультативной поддержкой, а также

подготовить общество к принятию человека с ограниченными

возможностями.

Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу

для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и

специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между

ними прозрачными. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в

развитии, сохраняется необходимая ему специализированная

психолого-педагогическая помощь и поддержка.

Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего возраста,

которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или

близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и

позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду

нормально развивающихся сверстников.

В системе дошкольного образования России эта форма обучения и

воспитания детей с отклонениями в развитии должна учитывать

современные российские социально-экономические условия, особенности

отечественной системы образования и полностью исключать " механическое

копирование" зарубежных моделей. Кроме того, интеграция не должна

осуществляться стихийно, она возможна лишь при наличии в дошкольных

образовательных учреждениях (далее - ДОУ) соответствующего

материально-технического, программно-методического и кадрового

обеспечения. Только совокупность этих условий обеспечивает

полноценную, грамотно организованную систему интегрированного

воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. В этой связи

наиболее адекватные условия для проведения целенаправленной работы по

интегрированному воспитанию и обучению дошкольников созданы в ДОУ

комбинированного вида (с функционирующими компенсирующими группами и

сложившимся кадровым, программно-методическим и

материально-техническим обеспечением).

Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида может

организовать интегрированное воспитание и обучение определенной

категории воспитанников, например, совместное воспитание и обучение

нормально слышащих детей и детей с нарушениями слуха, детей с

нормальным и нарушенным зрением, нормально развивающихся и детей с

задержкой психического развития и т.п. В каждом ДОУ комбинированного

вида целесообразно предусмотреть условия для оказания коррекционной

помощи детям со сложными нарушениями развития. Таким образом, даже в

небольшом населенном пункте (особенно в сельской местности), имеющем

всего три-пять ДОУ, может быть организовано воспитание и обучение

практически всех категорий дошкольников, что ведет к увеличению охвата

нуждающихся детей специализированной коррекционно - педагогической

помощью и делает дошкольное образование более доступным.

В соответствии с п.5 Типового положения о дошкольном

образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства

Российской Федерации от 01.07.95 N 677, в ДОУ комбинированного вида

могут быть организованы общеразвивающие, компенсирующие,

оздоровительные группы в разном сочетании. Однако в настоящее время, в

переходный период развития системы специального образования, в силу

социально-экономических преобразований в обществе, а также постоянно

увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии особо

актуальной становится проблема поиска новых, эффективных форм оказания

коррекционной психолого-педагогической помощи нуждающимся детям. Одной

из таких форм является организация в ДОУ комбинированного вида

смешанных групп, где одновременно воспитываются и обучаются нормально

развивающиеся дети и дети с определенными отклонениями в развитии (по

профилю функционирующих в учреждении групп компенсирующего вида).

Смешанные группы финансируются по нормативам, соответствующим

нормативам финансирования групп компенсирующего вида.

Комплектование смешанной группы осуществляется по заявлению

родителей (законных представителей) и на основании заключения

психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. При этом

общая наполняемость группы сокращается; две трети состава группы

составляют воспитанники с уровнем психофизического развития в

соответствии с возрастной нормой, а треть воспитанников - дети с тем

или иным отклонением (например, с нарушениями слуха, зрения,

опорно-двигательного аппарата, интеллекта - умственной отсталостью в

степени дебильности)* либо дети раннего возраста, не имеющие

выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной

нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально - волевой сферы).

---------------------------

(*) Не рекомендуется создавать смешанные группы для детей с

нарушениями речи. Это связано с тем, что данная категория детей уже

практически находится в условиях интеграции. Кроме того, система

специальной логопедической помощи предусматривает занятия с логопедом

в детской поликлинике, в логопункте общеобразовательного учреждения, а

также кратковременное обучение детей с фонетико-фонематическими

нарушениями речи в логопедических группах ДОУ в течение 0, 5-1 года.

 

Наполняемость смешанной группы зависит от характера первичного

отклонения в развитии и возраста ребенка (см. таблицу). Общая

наполняемость смешанной группы уменьшается (в сравнении с

наполняемостью групп, определенных Типовым положением о дошкольном

образовательном учреждении).

 

---------------------------------------------------------------------------------------

| | Количество детей в группе |

|-----------------------|-------------------------------------------------------------|

| Вид нарушения | ясельная группа | младшая-подготови- |

| | | тельная группа |

|-----------------------|------------------------------|------------------------------|

| | дети с | нормально | дети с | нормально |

| | отклонениями | развивающиеся | отклонениями | развивающиеся |

| | нениями | дети | нениями | дети |

|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|

| Глухие | 2 | 8 | 3 | 8 |

|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|

| Слабослышащие | 3 | 8 | 4 | 8 |

|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|

| Слепые | 2 | 6 | 3 | б |

|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|

| Слабовидящие | 3 | 8 | 4 | 10 |

|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|

| С амблиопией и | 5 | 10 | 5 | 10 |

| косоглазием | | | | |

|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|

| Легкая форма ДЦП | 4 | 8 | 4 | 10 |

|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|

| Другие нарушения | 6 | 10 | 6 | 12 |

| опорно-двигательного | | | | |

| аппарата | | | | |

|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|

| С задержкой | 4 | 10 | 5 | 12 |

| психического развития | | | | |

|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|

| С нарушением | 5 | 10 | 5 | 10 |

| интеллекта | | | | |

| (неосложненная форма | | | | |

| олигофрении в степени | | | | |

| дебильности) | | | | |

|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|

| Не имеющие выраженных | 6 | 12 | 6 | 12 |

| первичных отклонений | | | | |

| в развитии, но | | | | |

| отстающие от | | | | |

| возрастной нормы (в | | | | |

| т.ч. с нарушениями | | | | |

| эмоционально-волевой | | | | |

| сферы) | | | | |

---------------------------------------------------------------------------------------

 

При организации смешанной группы необходимо предусмотреть решение

ряда специфических, задач:

- осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной

интеграции воспитанников с отклонениями, в развитии в среду нормально

развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного

общения детей в дошкольном образовательном учреждении;

- проведение коррекционно-педагогической, медико -

психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в

развитии;

- оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки

воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии,

но отстающим от возрастной нормы;

- обучение родителей (законных представителей) педагогическим

технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его

воспитания и обучения; оказание им психологической поддержки.

Содержание образовательного процесса в смешанной группе

определяется программой дошкольного образования и специальными

(коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей

воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического

развития и т.п.). Педагогический коллектив самостоятелен в выборе

программ из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных

программ. На каждого воспитанника группы составляется индивидуальная

программа развития.

Организационными формами работы смешанной группы являются

фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также занятия

малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия. При этом

воспитатели проводят занятия в первую половину дня с нормально

развивающимися воспитанниками, а во вторую половину дня - со всеми

воспитанниками группы. По такой же схеме проводятся физкультурные и

музыкальные занятия. При необходимости воспитанники с отклонениями в

развитии обеспечиваются индивидуальными занятиями с инструктором по

физическому воспитанию и музыкальным руководителем.

Для организации работы смешанной группы в штат ДОУ вводится

должность (одна ставка) учителя-дефектолога (в группу с детьми: с

нарушениями слуха - сурдопедагога, с нарушениями зрения -

тифлопедагога, с нарушением интеллекта - олигофренопедагога; должность

учителя-логопеда может вводиться в дополнение к должности

учителя-дефектолога, например, в группу для детей с нарушениями

зрения, интеллекта и т.д.). К работе с воспитанниками смешанной группы

привлекаются также педагог-психолог, музыкальный руководитель,

инструктор по физической культуре, ЛФК, а также необходимый

медицинский и обслуживающий персонал (например, сурдотехник,

медицинская сестра), педагоги дополнительного образования. При этом

максимальное количество времени следует отводить на

коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога и

педагога-психолога. Рекомендации по организации деятельности

педагогического и обслуживающего персонала смешанных групп, а также

перечень рекомендуемой документации содержатся в приложениях 1, 2.

В зависимости от степени выраженности и сложности структуры

нарушения, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей

(законных представителей) обучение в смешанной группе может

осуществляться 1-2 года или до его поступления в общеобразовательное

учреждение.

В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и

медико-педагогическая комиссии по результатам обследования

воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения

каждого ребенка, имеющего отклонения в развитии.

В случае, если на проведение занятий в группе затрачивается

дополнительное время состоящих в штате специалистов, оплата их труда

производится за фактически отработанное время.

Таким образом, ДОУ комбинированного вида позволяет обеспечить для

всех детей с отклонениями в развитии раннюю интеграцию в той степени,

которая доступна и полезна каждому из них на данном этапе развития.

Проведение целенаправленной работы по интеграции детей с

отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников и возможное в

связи с этим расширение сети комбинированных дошкольных учреждений не

означает упразднения ранее созданных дошкольных образовательных

учреждений компенсирующего вида. Более того, такие ДОУ могут принимать

активное участие в интегрированном воспитании и обучении той части

детей с отклонениями в развитии, которая находится в условиях полной

интеграции. Эти дети могут получать квалифицированную коррекционную

помощь через группы кратковременного пребывания (письмо Минобразования

России " Об, организации в дошкольных образовательных учреждениях групп

кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии" от

26.06.99 N 129/23-16).

В подготовке данного материала активное участие принимали

сотрудники Института коррекционной педагогики РАО.

 

 

Приложение 1

 

РЕКОМЕНДАЦИИ по организации деятельности педагогического и обслуживающего персонала смешанной группы

1. Деятельность учителя-дефектолога (логопеда,

олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога)

Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим

коррекционно-педагогическую работу в группе, является

учитель-дефектолог. Содержание его деятельности аналогично

деятельности учителя-дефектолога групп компенсирующего вида. Однако

организация коррекционно-педагогического процесса в смешанной группе

имеет некоторые особенности. Так, учитель-дефектолог:

- планирует (совместно с другими специалистами) и организует

целенаправленную интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе,

в ДОУ;

- консультирует воспитателей, музыкального руководителя,

инструктора по физической культуре, социального педагога и педагога

дополнительного образования по вопросам организации

коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей

группы; помогает в отборе содержания и методики проведения совместных

занятий;

- координирует коррекционную психолого-педагогическую и

медицинскую помощь детям с отклонениями в развитии; проводит

совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем,

инструктором по физической культуре, ЛФК и т.п.);

- ведет необходимую документацию (приложение 2).

Учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия

с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от

возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя

нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. При

необходимости дети с ограниченными возможностями здоровья

(отклонениями в развитии) обеспечиваются дополнительно индивидуальными

занятиями или занятиями в малой группе - по 2-3 человека. Длительность

таких занятий не должна превышать 10-15 минут.

 

2. Деятельность воспитателя

 

Деятельность воспитателя смешанной группы аналогична деятельности

воспитателя общеразвивающей и компенсирующей групп и направлена на

обеспечение всестороннего развития всех воспитанников Особенностями

организации работы воспитателя смешанной группы являются:

- планирование (совместно с учителем-дефектологом и другими

специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой детей,

включая воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

(отклонениями в развитии);

- планирование (совместно с другими специалистами) и организация

совместной деятельности всех воспитанников группы;

- соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по

выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с

ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);

- обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с

отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов;

- консультирование родителей (законных представителей) детей с

отклонениями в развитии по вопросам воспитания ребенка в семье;

- ведение необходимой документации (приложение 2).

 

3. Деятельность педагога-психолога

 

Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение

психического здоровья каждого воспитанника группы. В его функции

входят:

- психологическое обследование воспитанников;

- участие в составлений индивидуальных программ развития

(воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и дошкольного

образовательного учреждения);

- проведение индивидуальной и подгрупповой

коррекционно-психологической работы с воспитанниками;

- динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;

- проведение консультативной работы с родителями по вопросам

воспитания ребенка в семье;

- осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;

- консультирование персонала группы;

- заполнение отчетной документации (приложение 2).

 

4. Деятельность музыкального руководителя

 

Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие

музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой

деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального

руководителя в смешанной группе являются:

- взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам

организации совместной деятельности всех детей на занятиях,

праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.;

- проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том числе

совместно с другими специалистами: учителем-дефектологом,

педагогом-психологом, инструктором по физической культуре);

- консультирование родителей по использованию в воспитании

ребенка музыкальных средств;

- ведение соответствующей документации.

 

5. Деятельность инструктора по физической культуре

 

Деятельность инструктора по физической культуре направлена на

сохранение и укрепление здоровья всех детей и их физическое развитие,

пропаганду здорового образа жизни. В смешанной группе организация его

работы предусматривает:

- проведение (в том числе совместно с другими специалистами)

индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми

воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и

индивидуальный особенностей;

- планирование совместной деятельности воспитанников группы;

подготовку и проведение общих спортивных праздников, досугов и

развлечений;

- оказание консультационной поддержки родителям по вопросам

физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;

- регулирование (совместно с медицинскими работниками

образовательного учреждения) физической нагрузки на воспитанников;

- ведение необходимой документации.

 

6. Деятельность социального педагога

 

Направлена на обеспечение социального благополучия воспитанников

и их семей. К специфике организации его работы в смешанной группе

относятся:

- осуществление преемственности между образовательным учреждением

и семьей воспитанников;

- участие в изучении воспитанников и составлении индивидуальных

программ развития;

- консультирование родителей по вопросам формирования адекватного

социального поведения и воспитания ребенка в семье;

- изучение социальных условий развития и воспитания ребенка в

семье;

- взаимодействие с педагогами, специалистами служб социальной

защиты, благотворительными организациями по вопросам оказания

социальной помощи воспитанникам;

- осуществление комплекса мероприятий по социальной защите

воспитанников группы;

- выявление интересов, потребностей, трудностей, отклонений в

поведении воспитанников и своевременное оказание им социальной помощи;

- ведение необходимой документации и составление в конце учебного

года аналитического отчета о работе за год.

 

7. Деятельность педагога дополнительного образования

 

Деятельность педагога дополнительного образования, работающего с

воспитанниками смешанной группы, направлена на:

- изучение воспитанников с отклонениями в развитии и участие

(совместно с другими специалистами) в составлении индивидуальных

программ развития;

- выявление творческих способностей воспитанников, создание

условий, способствующих их развитию;

- проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий

со всеми воспитанниками группы;

- осуществление тесного взаимодействия с другими специалистами;

- консультирование родителей (законных представителей) по

вопросам развития творческих способностей ребенка в условиях семьи;

- ведение необходимой документации и представление в конце

учебного года отчета о проделанной работе.

 

8. Деятельность сурдотехника

 

Направлена на обеспечение технического обслуживания стационарной

звукоусиливающей аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов.

Консультирует родителей по вопросам использования звукоусиливающей

аппаратуры в домашних условиях и приспособления бытовой техники к

потребностям детей с нарушенным слухом.

 

9. Деятельность медицинского персонала

 

При наличии в штате ДОУ медицинских работников воспитанникам с

отклонениями в развитии оказывается специализированная медицинская

помощь.

9.1. Врач - невропатолог:

Обследует состояние нервно-психического статуса воспитанников

учреждения (группы) и при необходимости назначает лечение; следит за

изменениями в состоянии здоровья воспитанников в процессе

коррекционно-педагогического воздействия и дозирует допустимую для

каждого воспитанника нагрузку; консультирует родителей и педагогов по

вопросам сохранения психического здоровья ребенка.

9.2. Врач - офтальмолог:

Обследует зрение воспитанников, назначает курс лечения,

определяет зрительную и физическую нагрузку, дает рекомендации другим

специалистам и родителям по вопросам офтальмологического лечения

воспитанников и организации взаимодействия лечения с

коррекционно-педагогической работой.

9.3. Медицинская сестра:

По медицинским показаниям осуществляет плеопто -

ортоптостереоскопическое лечение зрения воспитанников; совместно с

другими специалистами определяет нагрузку воспитанников группы

интегрированного обучения и воспитания.

 

Приложение 2

 

ПЕРЕЧЕНЬ

рекомендуемой документации для специалистов,

участвующих в интегрированном воспитании и обучении

дошкольников с отклонениями развитии

 

В настоящее время перечень необходимой документации, форма ее

ведения определяются как органом управления образованием, на

территории которого находится данное образовательное учреждение, так и

самим образовательным учреждением в зависимости от реализуемой

образовательной программы. Представленный ниже перечень разработан на

основе многолетнего практического опыта педагогических работников ДОУ

и систематизирован.

 

1. Документация учителя-дефектолога (логопеда,

сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога)

 

1. Личное дело каждого воспитанника.

2. План организации совместной деятельности всех воспитанников

группы (учреждения).

3. Планы (перспективные, календарные индивидуальных, подгрупповых

и фронтальных занятий).

4. Тетрадь индивидуальных занятий с ребенком (в ней отражаются

структура дефекта, направления коррекционно-педагогической работы и

т.д.).

5. Тетрадь для записей рекомендаций разным специалистам

(воспитателю, музыкальному руководителю и т.д.).

6. Тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными

рекомендациями.

В конце учебного года составляются характеристика на каждого

воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы.

 

2. Документация воспитателей

 

1. План организации совместной деятельности всех воспитанников

группы.

2. Планы (перспективные и календарные) фронтальных занятий.

3. Тетрадь передачи детей.

4. Тетрадь для родителей с индивидуальными занятиями.

5. Дневник наблюдений за детьми (определяется целями и задачами

образовательной программы, реализуемой в данном учреждении).

В конце учебного года воспитатель участвует в составлении

характеристики на каждого воспитанника группы и аналитического отчета

по результатам коррекционно-педагогической работы.

 

3. Документация педагога-психолога

 

В соответствии с приложением к инструктивному письму

Минобразования России от 01.03.99 N 3 обязательными для заполнения

педагогом-психологом являются:

1. Карта психологического обследования воспитанников.

2. План работы педагога - психолога.

3. Заключение по результатам проведенного психодиагностического

обследования.

4. Журнал консультаций педагогапсихолога.

5. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку.

6. Журнал коррекционной работы (отражает динамику коррекционного

обучения).

7. Программа коррекционно - развивающих занятий.

8. Аналитический отчет о работе педагога-психолога. При

необходимости могут вводиться дополнительные формы отчетности

(например, индивидуальные планы работы с семьей, журнал учета

групповых форм работы, программа работы педагога-психолога с группой и

т.д.).

 

4. Документация музыкального руководителя

 

1. Планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных,

подгрупповых и фронтальных занятий с детьми.

2. План организации и проведения совместной деятельности детей на

музыкальных занятиях, досугах и праздниках и т.п.

3. Аналитический отчет о результатах работы за год.

 

5. Документация инструктора по физической культуре

 

1. Планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных,

подгрупповых и фронтальных занятий с детьми.

2. План организации и проведения совместной деятельности на

физкультурных занятиях, спортивных праздниках и т.п.

3. Аналитический отчет о работе за учебный год.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.