Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критические периоды и развитие мозга






В развитии ребенка выделяют несколько периодов, имеющих специфические особенности. Эти периоды на­зывают критическими или возрастными кризами из-за чрезвычайной ранимости нервной системы и повышенно­го риска возникновения нарушения ее функции.

Наиболее ответственным является первый возраст­ной криз. Этот период охватывает первые два-три года жизни. Однако своеобразным критическим периодом яв­ляются роды. Они являются мощным стрессом, отра­жающимся на функциях всего организма и нервной системы в первую очередь. Роды – ответственный мо­мент для всего последующего развития, в период новорожденности происходит приспособление организма новорожденного к новым условиям существования. На первом году закладываются основы психической дея­тельности, идет подготовка к самостоятельному хожде­нию и овладению речью. Восприятие различных раздра­жителей, контакт с окружающим миром имеют для грудного ребенка огромное значение. Существует мне­ние, что в этот период происходит так называемое пер­вичное обучение. В это время формируются «нейронные ансамбли», которые служат фундаментом для более сложных форм обучения. Период первичного обучения является в известном смысле критическим. Если ребе­нок не получает на этом этапе достаточного количества информации, заметно затрудняется дальнейшее усвое­ние навыков. Однако это не означает, что нужно форси­ровать психическое развитие ребенка.

К концу первого года или несколько позже, когда ре­бенок начинает делать первые самостоятельные шаги, наступает очень важный этап познания окружающей среды. В процессе передвижения ребенок знакомится со многими предметами. В результате существенно обога­щаются его зрительные, осязательные и другие ощуще­ния и восприятия. Во время передвижения он овладева­ет чувством терхмерности пространства. На этом этапе моторное развитие нередко связано с интеллектуальным: чем увереннее передвигается ребенок, тем у него лучше развиваются психические функции, хотя возможны и отклонения в виде диссоциации развития психических и речевых функций.

Непосредственный контакт с окружающими предме­тами способствует также и формированию чувства «Я», т. е. выделению себя из окружающего мира. До двух – двух с половиной лет ребенок, как правило, общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от двух до четырех лет поведение ребенка может заметно из­мениться. В это время наблюдается значительное уве­личение роста, сопровождающееся некоторым рассогла­сованием нейроэндокринной и сосудистой регуляции. В психологическом плане в этот период наблюдается достаточно выраженное чувство «Я». У ребенка, уже овладевшего фразовой речью и имеющего хотя бы не­большой собственный жизненный опыт, отмечается вы­раженное тяготение к самостоятельности. Одним из по­следствий такого стремления является не всегда понят­ное родителям упрямство. На данном этапе развития ребенка упрямство часто бывает реакцией на неверное, с точки зрения ребенка, поведение взрослых. Речь идет о тех случаях, когда взрослые пытаются препятствовать проявлению вполне допустимой самостоятельности.

В возрасте пяти–семи лет ребенок вступает в но­вый ответственный период, условно называемый до­школьным критическим периодом. В этом возрасте у ре­бенка хорошо развиты моторика и речь, он тонко умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. В то же время у него нет достаточной самокритики и до­статочного самоконтроля, не выработана способность к зрительному сосредоточению. В деятельности преобла­дают игровые элементы.

При поступлении в школу у ребенка могут возник­нуть различные отклонения, связанные с недостаточной психологической готовностью его к систематическим за­нятиям. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в те­чение урока и сосредоточивать внимание на выполне­нии предложенного задания или на объясняемом учите­лем материале. На первых порах все это может напо­минать картину умственной недостаточности, слабой сообразительности, сниженной памяти. Для определе­ния характера подобных проявлений необходимо про­вести тщательное психоневрологическое обследование. В том случае, если к ребенку предъявляются чрезмерно повышенные требования, могут происходить «срывы» нервной деятельности. Результатом таких «срывов» мо­жет быть развитие неврозов. В раннем дошкольном воз­расте впервые могут проявляться психопатологические состояния, корни которых уходят в период раннего дет­ства.

В возрасте двенадцати–шестнадцати лет подросток вступает в так называемый пубертатный критический период. В этом возрасте происходит бурный рост подро­стка. Моторика становится неловкой, резкой, порывис­той. Возникают изменения, связанные с половым созре­ванием. Так, у девочек начинаются менструации. У маль­чиков наблюдаются прочные поллюции (семяизвержения), связанные, как правило, со сновидениями эротического характера. Особенно большие изменения наблю­даются в поведении подростков. Они становятся непо­седливыми, беспокойными, непослушными, раздражи­тельными. Нередкое злоупотребление старших ссылка­ми на свой авторитет вызывает у подростков бурное противодействие, они становятся заносчивыми и само­уверенными, проявляют стремление быть или казаться;

взрослыми. Такое стремление иногда выражается в не­желательных формах, например неподчинение разум­ным требованиям со стороны взрослых. Дети начинают курить, проявляют интерес к алкоголю, думая, что вы­глядят взрослыми. Иногда стремление казаться взрослыми выражается в том, что мимика и жесты подрост­ков приобретают напыщенный, манерный и несколько театральный характер. У здоровых подростков к шест­надцати годам обычно наступает «фаза успокоения». Поведение подростка становится вполне адекватным. Взаимоотношения с окружающими вступают во вполне нормальное русло. Нежелательные проявления оказы­ваются особенно ярко выраженными у тех подростков, которые имеют те или иные нарушения нервной сис­темы.

Возрастные кризы сопровождаются сложными нейроэндокринными изменениями. В том случае, если у ре­бенка имеет место заболевание нервной системы, эти изменения могут приводить к нарушениям психического развития. Кроме того, под влиянием нейроэндокринных изменений у больных детей могут возникать асинхронии (задержанное или опережающее развитие тех или иных функциональных систем). Такие асинхронии часто на­иболее ощутимо проявляются именно в периоды возра­стных кризов.

Педагог должен хорошо знать возрастные особенно­сти детей и учитывать их в своей повседневной работе. Вместе с врачом ему необходимо принимать меры с целью предупреждения нежелательных явлений, кото­рые возникают во время критических периодов разви­тия. Если во время таких кризов у ребенка обостряется или выявляется то или иное отклонение в развитии, на­до осуществить систему определенных медицинских и коррекционно-воспитательных воздействий.

Есть основание полагать, что к восемнадцати– двадцати годам формирование нервной системы в об­щих чертах завершается. Так, например, картина элек­трической активности коры головного мозга у восемнадцатилетних и более старшего возраста примерно одна и та же. Анализ критических периодов позволяет лучше понять сущность многих отклонений, с которыми встре­чается клиническая практика. Эволюционно-динамический подход к разнообразным поражениям нервной си­стемы показывает, что часто такие поражения представляют собой не поломку уже готового механизма, а задержку или искажение развития, словно из первичной заготовки вытачивается лишь первое приближение к желаемому образцу. При этом под образцом не следует понимать некий идеалнормы, под который необходимо подгонять все возможные варианты развития. Стандар­тизация здесь недопустима. Скорее, под желаемым об­разцом можно понимать такой индивидуальный вари­ант, который удовлетворяет хотя бы минимуму требо­ваний, основанных на среднестатистических показате­лях. Однако и в таком случае важно не только оценить уровень развития, но и определить дальнейший прогноз. В отсутствии прогноза, кстати, заключается методоло­гическая несостоятельность многих тестов, оцениваю­щих интеллектуальное развитие. Большинство таких тестов подобны фотографиям, фиксирующим множество различных деталей, но только на данный момент. Меж­ду тем прогноз динамики развития не менее важен, чем состояние на момент обследования.

Наблюдения показывают, что наряду со среднеста­тистической планомерно восходящей кривой нормаль­ного развития существуют варианты временного отста­вания с последующим резким «рывком» вверх, и наобо­рот, первоначальное заметное превышение средних нор­мативов сменяется почти полной остановкой или явной тенденцией к замедлению темпов. Многофакторный ана­лиз «профилей развития» и их возможной динамики от­носится к числу актуальных задач неврологии, особенно при обследовании детей школьного возраста.

Школа является учреждением, предъявляющим стан­дартные требования к явно нестандартной массе уче­ников. Понятно, что наибольшее внимание привлекают неуспевающие школьники. Специальные неврологиче­ские исследования показывают, что среди неуспеваю­щих школьников весьма часто встречаются дети с так •называемой минимальной мозговой дисфункцией, суть которой заключается в недоразвитии отдельных функ­циональных систем мозга или в недостаточной органи­зованности межсистемных связей. Например, недораз­витие центров письменной речи обусловливает трудно­сти при обучении правописанию. Встречаются также изолированные дефекты чтения, счета, моторная нелов­кость, не позволяющая аккуратно писать, хорошо рисо­вать. К сожалению, нередко подобные ученики огульно зачисляются в разряд неспособных и иногда даже ста­вится вопрос о переводе их во вспомогательную школу. На самом же деле здесь имеются вполне конкретные неврологические расстройства, хорошо поддающиеся коррекции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.