Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компенсация и коррекция






Проблема компенсации поврежденных или задержан­ных в развитии функций является центральной как для спе­циальной психологии, так и для специальной педагогики.

Одна из главных задач специальной психологии — поиск эффективных путей компенсации при различных нарушениях развития, одновременно это и задача спе­циального образования.

Теория компенсации развивалась в тесной взаимосвязи с развитием специального обучения, и уже в ЗО-е гг. 20 века Л.С. Выготский выделил особенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации, а именно:

· включение аномального ребенка в разнообразную социально значимую деятельность и создание ак­тивных и действенных форм детского опыта;

· применение медицинского воздействия для преодоления первичных дефектов и корригирующего психолого-педагогического воздействия в борьбе с вторичными отклонениями; чем теснее связано вторичное отклонение с первичным дефектом, тем сложнее его коррекция;

· специальное воспитание по собственным методикам обучения на основе выработки у ребенка интереса и потребностей в такой деятельности;

· включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обес­печивает условия для полноценной интеграции в общество;

· уровень компенсации определяется, с одной сто­роны, характером и степенью дефекта, резервны­ми силами организма, с другой — внешними со­циальными условиями.

Термин «коррекция» (от лат. correctio — исправление) начал использоваться с конца XIX в., но первоначально относился лишь к умственно отсталым детям.

Коррекция отклоняющегося развития — это система пси­холого-педагогических мер, направленных на исправле­ние, ослабление или сглаживание недостатков психофи­зического развития детей.

В коррекционном воздействии выделяют два направ­ления: исправление отдельных дефектов и их послед­ствий и целостное влияние на личность ребенка. В целом коррекция познавательной деятельности и физического развития в сочетании с формированием личности осо­бого ребенка называется коррекционно-воспитательной работой.

Всякий дефект снижает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях, поэтому коррекционные воздействия не сводятся к набору специальных уп­ражнений, а охватывают весь учебно-воспитательный процесс.

Как уже отмечалось, коррекция опирается на функ­ции, оставшиеся в той или иной мере сохранными, и приспособление происходит прежде всего за счет интен­сивного использования сохранных анализаторов. Так, при нарушениях слуха ребенок использует зрительный и дви­гательный анализаторы, опирается на тактильно-вибра­ционную и температурную чувствительность. При нару­шениях зрения важное значение имеют слуховой анализатор, осязание и обоняние. Приспособление умственно-отсталого ребенка происходит за счет опоры на более сохранное зрительное восприятие, память и др. Коррекция вторичных нарушений тем сложнее, чем и ближе к первопричине. Так, у глухих детей нарушения произношения наиболее тесно связаны с их дефек­том Произношение развивается и совершенствуется при Тбязательном участии слухового контроля над собствен­ной речью в условиях ее сравнения с речью окружающих. Хаким образом, достичь совершенно нормальной внят­ности речи без слуха невозможно. Но накапливать сло­варный запас, овладевать грамматическим строем речи можно и не имея слуха, через овладение письмом, а так­же зрительное восприятие устной речи. Однако положи­тельных результатов в овладении произношения достичь невозможно.

Рассматривая вопрос о преодолении вторичных нару­шений при олигофрении, Выготский подчеркивал, что недоразвитие высших психических функций легче под­дается корригирующему воздействию: если мозговой про­цесс, лежащий в основе олигофрении, привел к недо­статочности механического запоминания, педагогические меры почти ничего не улучшают. Вместе с тем можно специально развивать осмысленное логическое запоми­нание и добиться положительных результатов.

По отношению к общему образованию коррекция вы­ступает как подсистема, в которой условно можно выде­лить коррекционное обучение, коррекционное воспита­ние и развитие.

В специальной литературе часто встречается опреде­ление коррекции как способа компенсации дефекта. Од­нако с точки зрения педагогики это понятие более ши­рокое, поскольку именно коррекция определяет степень компенсации нарушений в развитии аномального ребен­ка. В специальном детском учреждении важнейшую роль играет принцип коррекционной направленности обучения. Специальные методы работы с аномальными детьми по­зволяют развить их познавательные возможности.

Так, в процессе обучения слепых добиваются повы­шения осязательного и слухового восприятия, в той или иной степени замещающих зрение. Овладение глухими Детьми словесной речью приводит к перестройке всей их познавательной деятельности на новой, более высокой основе. Формирование у умственно отсталых детей умений и навыков дает им возможность овладевать знания­ми, развивает более сложные формы мышления.

Специальные технические средства, применяемые при обучении отдельных групп детей, также ведут к расши­рению возможностей познания и коррекции первичного дефекта. В ряде случаев оказывается необходимым исправ­лять у аномальных детей сопутствующие дефекты, на­пример нарушения двигательной сферы у умственно от­сталых или слепых. Коррекция достигается в процессе всей учебной работы и на специальных занятиях — логопеди­ческих, лечебной гимнастики и др.

Чем раньше начинается специальное психолого-пе­дагогическое воздействие, тем лучше развивается про­цесс компенсации. Коррекционная работа на ранних этапах развития предупреждает последствия первичных нарушений и способствует развитию ребенка в благо­приятном направлении. Приемы коррекционной рабо­ты последовательно применяются на всех этапах ком­пенсации утраченных функций психики. Важное значе­ние имеют система лечебно-восстановительных средств воздействия и самостоятельная активная деятельность самих учащихся. Существует прямая связь между актив­ностью, сознательностью и самостоятельностью ребен­ка и процессами компенсации нарушенных функций.

По мере развития процессов компенсации обнаружи­вается самостоятельность учащихся в планировании и осу­ществлении своих действий; вырабатываются рациональ­ные способы выполнения работы (сокращение количе­ства приемов, уменьшение затрат времени на выполнение подсобных движений, совмещение действий, выработка ритмичности и автоматизированное™ движений, исполь­зование творческих приемов при выполнении различных операций и др.).

К числу благоприятных условий формирования компен­сации относятся:

· ранняя диагностика и начало коррекционных воз­действий;

· правильно организованная система обучения и вос­питания;

· построение учебного процесса на основе применения специальных приемов и методов кор-
рекционно-воспитательной работы;

· использование принципа соединения обучения с трудом;

· хорошая психологическая атмосфера в детском кол­лективе, взаимопонимание педагогов и учащихся;

· правильная организация режима учебной работы и отдыха детей, исключающая перегрузки;

· чередование методов обучения учащихся;

· использование технических средств, специального оборудования и учебных пособий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.