Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В.А.Сбоев о чувашских крестьянах






 

...Чуваши смышленые, усердные, отличные зем­ледельцы. Почти ни у одного из них не останутся не удобренными его участок, ни один из чуваш не по­терпит, чтобы хлеб у него был сжат, свезен на гумно и обмолочен несвоевременно.

Сбоев В.А. Исследования об инородцах Казанской

губернии. — Казань, 1856.С. 41.

13. Определение Синода о мерах к «настав­лению и утверждению новокрещеных в вере христианской». 1829—1830 гг.

 

В конце 20-х — первой половине 30-х гг. В J Казанском крае активную миссионерскую деятель­ность вел казанский архиепископ Филарет (1779-1857). Документ отражает усилия православной церкви, направленные на обращение в правосла | вие нерусских крестьян губернии.

Слушали: доношение преосвященного Филарета архиепископа казанского на указ Святейшего синода от 24 декабря 1828 года, последовавший по высочай­шему повелению, коим предписано ему войти в бли­жайшие соображения на месте о способах к распрост ранению и утверждению христианской веры, господ­ствующей в Российской империи... в Казанской епар

 

Татар старокрещеных  
Их же новокрещеных 12 129
Крещеных черемисов 65 650
Чуваш 269 942
Вотяков  
Мордвы  
Итого 383 920

чин, применительно к потребностям окрестных стран, где жительствуют народы, не познавшие христиан­ства или по обращении в оное не довольно в правосла-иии утвержденные и наставленные. В сем доношении

.....греосвященный изъясняет: для исполнения сего

предписания почел он нужным предварительно соб-I'.in. сведения: во-первых, о числе обращенных в хрис­тианство из чувашей, черемис, мордвы и вотяков и об успехе их, как в познаниях догматов христиан­ская веры, так и в изложении правил православныя нишей церкви; во-вторых, о числе необращенных в ристианство из означенных народов, жительствую­щих в Казанской епархии. По сим сведениям оказа­лось мужеска и женска пола в Казанской губернии: Не обращенных в христианство по 7-й ревизии I Казанской губернии:

Татар 105 429
Вотяков  
Черемис  
Чувашей  
Мордвы
Итого 108 781

Из числа обращенных в христианство народов более всех утвержден и наставлен в православии Народ мордовский...; народ сей давно оставил все Цыческие заблуждения предков своих и в исполне­нии правил православный церкви нашей нимало 9 уступает русским. Главною причиною такого ус-

 

пеха их в христианской вере есть то, что они имеют жительство между русскими селениями и хотя удер­живают свой природный язык, но все вообще как мужчины, так женщины и даже дети, свободно гово­рят на русском языке и взаимно русскими вступа­ют в брачные союзы. Почему нет надобности в осо­бенных мерах к утверждению их в православии. Всех многочисленнее из числа обращенных в христиан­ство есть народ чувашский. По кротости нравов сво­их и по той покорности начальству, каковою отли­чается сей народ, можно бы ожидать от него таких же успехов в христианстве, какие видны в мордве, ежели бы и чуваши были расселены между русски­ми. Но, населяя большею частью целые уезды, от­дельно от русских селений, чуваши и в образе жиз­ни своей долее удерживают следы первобытной об­разованности и в вере не отстали еще от языческих заблуждений предков своих. Мужчины хотя гово­рят русским языком, но худо и то для выражения только необходимых жизненных потребностей, а женщины, дети почти вовсе русскаго языка не по­нимают. Отчего естественно происходит незнание их в догматах христианской веры и правил православ­ной церкви. Хотя во всех новокрещеных приходах иждивением их построены церкви большею частью каменные, довольно изрядной архитектуры, но боль­шая часть чувашей, не понимая богослужения на славянском языке совершаемаго, совсем не имеют охоты приходить в воскресные и праздничные дни для слушания божественнаго славословия...

Приказали: Утвердить следующие правила о наставлении и утверждении новокрещенных в веро христианской.

  1. На основании изложенных в указах Святей­шего правительствующего синода правил к новокре­щенским церквам избирать с особенным внимани ем и определять священников ученых, благонрав

 

iii.ix, знающих местных жителей, дабы, находясь с ними в беспрестанных сношениях, наставляли и ут-иррждали их постоянно в христианской вере и жиз­ни, как учением, так и примером, приспособляясь к их понятиям.

2. Для наставления новокрещенных в догматах меры и правилах христианской жизни поручить пере­пасть на языки татарский, чувашский, черемисский и нотский, изданный от Святейшего синода в 1827 г. краткий катехизис1, под названием «Начатки хрис­тианского учения», с присовокуплением в начале она- т азбуки с их языков и по напечатании потребного -числа экземпляров разослать по всем новокрещен-«чсим церквам...

3. Ежели откроются упорствующие в заблужде­ниях язычества, таковых увещевать с кротостью и терпением, излагая им суетность языческих их обы-Пев и внушая спасительный страх суда божия на отпадающих от христианской веры.

История Татарии в материалах и документах.М., 1937.С. 336-338.

14. Из сообщения Казанского губернского •Ф-пшения в Казанскую палату государственных имуществ

 

Миссионер казанской Семиозерской богородиц-' ОЙ пустыни игумен Варсонофий в журнале, веден­ном им при обозрении в 1838 г. новокрещенских приходов, представленном к его высокопреосвящен-отиу прописал: июня 10 числа прибыл он в село |\ Ь гаки; с вечера отправлено всенощное бдение, all-in митургия соборне, за которою были и крещеные Тйтмры, богослужение они не понимают, потому что ркдко бывают в церкви, празднуют пяток, русских и

1 Катехизис — религиозная книга; изложение христи-III кого вероучения в форме вопросов и ответов.

 

чуваш православных в их приходе 51 361 чел., рас­кольников 4 души, кои в расколе около семи годов, новокрещеных из татар 198, из коих 86 не были ни у исповеди, ни у святого причастия по нерадению, а 112 чел. уклонились совершенно в магометанство, новокрещены восприяли святое крещение недавно. Татары не исповедываются и не причащаются, о слу­жении молебнов они не просят никогда, и во время принесения к ним икон они из домов своих убега­ют, крестного знамения они правильно изображать на себе не умеют, молитвы иисусовой и других не знают, икон в домах не держат и крестов на себе не носят, а только словами своими не отрекаются от православия, а по образу жизни совершенно магоме­тане; татары детей своих для приобщения в цер­ковь никогда не приносят.

Советник Москотилъников.

Истории Татарии в материалах и документах.М., 1937.С. 347.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.