Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пратьяхара






«Пратьяхара» означает «собирать вовнутрь». Эта практика каса-

ется сдерживания и усмирения идущих вовне склонностей ума с

тем, чтобы осознавание могло быть направлено вовнутрь. Невоз-

можно исследовать внутреннюю сферу ума, если вы пристрастны к

чему-либо, обеспокоены или отвлечены внешним чувственным

восприятием. В результате практики чувственный опыт, такой,

как восприятие звука, запаха и т. д., отсекается. Все медитативные

практики, такие как антар мауна, аджапа джапа, тратака и т. д., пы-

таются вначале вызвать эту стадию пратьяхары. Пратьяхара в более

высоком смысле включает также отсечение внутренних чувств:

психических и ментальных.

Дхарана

Дхарана означает сосредоточение ума. Этот шаг предшествует

медитации и касается фиксации осознания на одном объекте и ис-

ключения из сознания всех остальных объектов. Если состояние

пратьяхары достигнуто, все внешние отвлечения исключены. Тем

не менее, ум остается полон внутренней болтовни в форме воспо-

минаний прошлого и проектирования будущего. Обдумывая [раз-

личные ситуации], ум пытается вновь пережить прошлый прият-

ный опыт, старается освободиться от неприятного опыта, пресле-

дующего его; он строит планы на будущее или испытывает перед

ним страх.

Чтобы вызвать ментальную однонаправленность, могут ис-

пользоваться различные методы. Религии пытаются пробудить это

состояние в основном с помощью ритуалов, церковной службы,

пуджи (поклонения), песнопения, киртана, молитвы и т.д. Йога

Патанджали в качестве фокусной точки для внутреннего сосредо-

точения использует определенный психический символ. Им может

быть ваш гуру, божество, мантра, какой-либо вопрос. Это может

быть почти все, даже большой палец вашей ноги. Но это [обяза-

тельно] должно соответствовать природе вашего ума и подходить

вашей личности. Это должно быть нечто, что самопроизвольно

привлекает ваше внимание. Психический символ, проецируемый

перед закрытыми глазами, должен быть настолько переполняю-

щим вас, что все ваше существо должно «пожираться» и погло-

щаться им. Это притяжение должно быть самопроизвольным, в

противном случае психика будет оставаться рассеянной. Дхарана

нуждается в регулярной и настойчивой практике. Постепенно бу-

дут восприниматься все более глубокие аспекты символа; начнет

обнаруживаться его прототип и [раскрываться] его природа. Вы

будете непроизвольно, плавно переходить в дхьяну.

Дхьяна

Дхьяна есть просто продление дхараны. Она появляется, когда

вы в состоянии поддерживать ровное неколеблющееся течение со-

средоточения в направлении внутреннего символа в течение неко-

торого периода времени. Ум становится сформированным вокруг

одного образа, имеющего форму психического символа. Процесс

осознания часто сравнивается с ровным течением масла. В конеч-

ном итоге это ведет к исключению двойственности; видящий, ви-

димое и видение сливаются в единстве и ваше существо «плавится»

[и переходит] в состояние самадхи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.