Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свами Сатьянанда Сарасвати






Йога-сутра Патанджали

Комментарии

Лекции, прочитанные

Свами Сатьянандой Сарасвати

Бихарская школа Йоги, Мунгер, Бихар, Индия

УДК 724

ВБК 89.5

С 75

© 1993 Bihar Yoga Bharati

© Издательство «Ведантамала»,

оформление, макет, 2005

© Нирмал Драста, перевод с англ., 2005

Перевод с английского

Hupмала Драсты

с 75 Йога-сутра Патанджали. Комментарии — Минск: Изд-во

«Ведантамала», 2006 г., 388 стр.

ISBN 987-3517-03-0

Личность автора Йога-сутры легендарна, а по мнению многих после-

дователей учения — божественна. Всего в 196 кратких фразах мудрец по

имени Патанджали вложил то, что вот уже около двух тысяч лет старают-

ся постичь пытливые умы человечества.

Данная книга — это комментарий к Йога-сутре, а точнее сказать, —

наставления по практическому постижению учения одного из наиболее

компетентных современных мастеров йоги, основателя всемирно извест-

ной Бихарской школы. Это поистине настольная книга для всех всерьез

увлеченных йогой.

Если Йога-сутра — это ключ, открывающий ворота, за которыми на-

чинается путь познания истины и карта, которой должен пользоваться ис-

катель, то «Комментарии» — это подробный путеводитель, составленный

опытным проводником.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................10

Предисловие к публикации.................................................................................10

Свами Сатьянанда Сарасвати..............................................................................13

Бихарская школа йоги..........................................................................................14

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................17

Два пандита...........................................................................................................17

Структура текста..................................................................................................19

Определение.........................................................................................................22

Основы Йога-сутры и ее датирование................................................................23

Комментаторы......................................................................................................25

Восемь стадий.......................................................................................................26

Восемь ступеней — для продвинутых последователей....................................30

Техники, примыкающие к йоге...........................................................................32

Вийога ведет к йоге..............................................................................................33

Природа ума..........................................................................................................35

Психические и сверхъестественные силы.........................................................37

Совершенная система психологии и психиатрии.............................................38

Необходимость данного комментария...............................................................43

Глава I САМАДХИ ПАДА (51 сутра).........................................................44

Сутра 1: Введение в йогу.....................................................................................44

Сутра 2: Что такое йога.......................................................................................46

Сутра 3: Высшая точка йоги...............................................................................54

Сутра 4: Что происходит с пурушей в противном случае................................55

Сутра 5: Вритти — главная классификация.....................................................56

Сутра 6: Пять типов вритти.................................................................................58

Сутра 7: (I) Прамана — источники правильного знания..................................60

Сутра 8: (II) Випарьяя — заблуждение..............................................................62

Сутра 9: (III) Викальпа — необоснованная вера...............................................63

Сутра 10: (IV) Нидра — состояние сна..............................................................65

Сутра 11: (V) Смрити — память.........................................................................67

Сутра 12: Необходимость абхьясы и вайрагьи..................................................69

Сутра 13: Абхьяса означает постоянную практику..........................................70

Сутра 14: Основы абхьясы..................................................................................71

Сутра 15: Начальная форма вайрагьи.................................................................73

Сутра 16: Более высокая форма вайрагьи..........................................................76

Сутра 17: Определение сампраджнята самадхи................................................78

Сутра 18: Определение асампраджнята самадхи..............................................81

Сутра 19: Прошлые заслуги, необходимые для асампраджнята самадхи.......85

Сутра 20: Заслуги, необходимые для асампраджнята самадхи в других случаях

....................................................................................................................................86

Сутра 21: Быстрота определяется степенью рвения.........................................88

Сутра 22: Три степени рвения.............................................................................89

Сутра 23: Или преданностью Ишваре................................................................91

Сутра 24: Определение Ишвары.........................................................................93

Сутра 25: Атрибуты Ишвары..............................................................................96

Сутра 26: Ишвара есть джагат гуру....................................................................97

Сутра 27: Пранава есть тот самый Ишвара........................................................98

Сутра 28: Садхана для Ишвары..........................................................................99

Сутра 29: Результат этой садханы....................................................................103

Сутра 30: Помехи на пути йоги........................................................................104

Сутра 31: Другие препятствия..........................................................................106

Сутра 32: (I) Удаление помех через однонаправленность..............................107

Сутра 33: (II) Или развитием противоположных добродетелей....................109

Сутра 34: (III) Или управлением праной..........................................................111

Сутра 35: (IV) Или обозреванием чувственного опыта..................................115

Сутра 36: (V) Или внутренним свечением.......................................................117

Сутра 37: (VI) Или отделением от предмета...................................................118

Сутра 38: (VII) Или знанием от сновидения и сна..........................................119

Сутра 39: (VIII) Или медитацией на желаемом...............................................120

Сутра 40: Плоды медитации..............................................................................121

Сутра 41: Единство читты с объектом.............................................................123

Сутра 42: Савитарка самадхи............................................................................126

Сутра 43: Нирвитарка самадхи.........................................................................130

Сутра 44: Другие формы самадхи.....................................................................134

Сутра 45: Протяженность самадхи...................................................................136

Сутра 46: Самадхи с семенем............................................................................137

Сутра 47: Затем появляется духовный свет.....................................................138

Сутра 48: Космический опыт............................................................................139

Сутра 49: Характеристики опыта.....................................................................141

Сутра 50: Динамичная форма сознания в самадхи.........................................143

Сутра 51: Затем достигается самадхи без семени...........................................145

Глава II САДХАНА ПАДА (55 сутр).........................................................147

Сутра 1: Порядок [выполнения] садханы........................................................147

Сутра 2: Зачем нужен порядок..........................................................................150

Сутра 3: Причины страдания............................................................................151

Сутра 4: Авидья есть коренная причина..........................................................153

Сутра 5: (I) Авидья — неведение......................................................................155

Сутра 6: (II) Асмита — чувство «я».................................................................157

Сутра 7: (III) Рага...............................................................................................159

Сутра 8: (IV) Двеша...........................................................................................160

Сутра 9: (V) Абхинивеша — цепляние за жизнь.............................................161

Сутра 10: Клеши могут быть ослаблены..........................................................163

Сутра 11: Путем медитации..............................................................................164

Сутра 12: Кармашайя и перерождение.............................................................168

Сутра 13: Плоды кармашайи.............................................................................169

Сутра 14: Плоды, зависящие от прошлых заслуг............................................172

Сутра 15: И удовольствие и боль — болезненны............................................173

Сутра 16: Можно избежать будущую боль......................................................175

Сутра 17: Причина хэйи....................................................................................176

Сутра 18: Свойства природы.............................................................................177

Сутра 19: Четыре стадии гун.............................................................................179

Сутра 20: Определение видящего.....................................................................181

Сутра 21: Пракрити существует только ради пуруши....................................183

Сутра 22: Пракрити после освобождения........................................................184

Сутра 23: Зачем необходим союз?....................................................................186

Сутра 24: Авидья есть причина.........................................................................188

Сутра 25: Определение ханы.............................................................................189

Сутра 26: Средства ханы...................................................................................190

Сутра 27: Этапы просветления.........................................................................191

Сутра 28: Необходимость практики йоги........................................................192

Сутра 29: Восемь частей дисциплины йоги.....................................................193

Сутра 30: Пять ям...............................................................................................195

Сутра 31: Великая дисциплина.........................................................................196

Сутра 32: Пять ниям...........................................................................................197

Сутра 33: Способ удаления беспокойств.........................................................198

Сутра 34: Их степень и природа.......................................................................199

Сутра 35: Плоды (I) ахимсы..............................................................................201

Сутра 36: Плоды (II) сатьи................................................................................203

Сутра 37: Плоды (III) астейи.............................................................................205

Сутра 38: Плоды (IV) брахмачарьи..................................................................206

Сутра 39: Плоды (V) апариграхи......................................................................207

Сутра 40: Плоды (VI) шаучи.............................................................................208

Сутра 41: Шауча.................................................................................................209

Сутра 42: Плоды (VII) сантоши........................................................................210

Сутра 43: Плоды (VIII) тапаса..........................................................................211

Сутра 44: Плоды (IX) свадхьяи.........................................................................213

Сутра 45: Плоды (X) ишвара пранидханы.......................................................214

Сутра 46: Асана..................................................................................................215

Сутра 47: Как овладеть асаной..........................................................................216

Сутра 48: Результат этого мастерства..............................................................217

Сутра 49: Пранаяма............................................................................................219

Сутра 50: Три вида пранаямы...........................................................................221

Сутра 51: Четвертый тип пранаямы.................................................................223

Сутра 52: Удаление завесы................................................................................224

Сутра 53: Ум становится годным для дхараны...............................................225

Сутра 54: Пратьяхара.........................................................................................226

Сутра 55: Господство над чувствам.................................................................227

Глава III ВИБХУТИ ПАДА (56 сутр)........................................................229

Сутра 1: Что такое дхарана...............................................................................229

Сутра 2: Что такое дхьяна.................................................................................232

Сутра 3: Что такое самадхи...............................................................................233

Сутра 4: Что такое самьяма...............................................................................235

Сутра 5: Результат самьямы..............................................................................236

Сутра 6: Ее применение.....................................................................................237

Сутра 7: Эти три являются внутренними.........................................................239

Сутра 8: Все же внешние к нирбиджа самадхи...............................................240

Сутра 9: Ниродха паринама..............................................................................242

Сутра 10: Плоды ниродха паринамы................................................................245

Сутра 11: Самадхи паринама............................................................................247

Сутра 12: Экаграта паринама............................................................................248

Сутра 13: Применение этих паринам...............................................................250

Сутра 14: Дхарми — общая основа..................................................................252

Сутра 15: Причина различия.............................................................................253

Сутра 16: Знание прошлого и будущего..........................................................254

Сутра 17: Знание всякой речи...........................................................................255

Сутра 18: Знание предыдущих рождений........................................................257

Сутра 19: Знание умов других..........................................................................258

Сутра 20: Но не [знание] ментального образа.................................................259

Сутра 21: Невидимость......................................................................................261

Сутра 22: Исчезновение танматр......................................................................263

Сутра 23: Знание времени смерти....................................................................264

Сутра 24: Силы от дружелюбия и т. д..............................................................266

Сутра 25: Обретение силы.................................................................................267

Сутра 26: Скрытое знание.................................................................................268

Сутра 27: Знание солнечной системы..............................................................270

Сутра 28: Знание звезд.......................................................................................271

Сутра 29: Знание их движения..........................................................................272

Сутра 30: Знание тела........................................................................................273

Сутра 31: Прекращение голода и жажды.........................................................274

Сутра 32: Сила устойчивости............................................................................275

Сутра 33: Духовное видение.............................................................................276

Сутра 34: Интуитивное знание.........................................................................277

Сутра 35: Осознание читты...............................................................................278

Сутра 36: Знание пуруши..................................................................................279

Сутра 37: Интуитивное восприятие..................................................................281

Сутра 38: Психические силы есть препятствия...............................................282

Сутра 39: Вхождение в другое тело..................................................................283

Сутра 40: Левитация..........................................................................................285

Сутра 41: Аура....................................................................................................286

Сутра 42: Божественное слышание..................................................................287

Сутра 43: Движение сквозь пространство.......................................................289

Сутра 44: Универсальное состояние ума.........................................................291

Сутра 45: Господство над бхутами...................................................................293

Сутра 46: Достижение анимы и т.д..................................................................295

Сутра 47: Совершенство тела............................................................................296

Сутра 48: Господство над органами чувств.....................................................297

Сутра 49: Покорение пракрити.........................................................................299

Сутра 50: Всемогущество и всеведение...........................................................300

Сутра 51: Вайрагья и знание.............................................................................301

Сутра 52: Причины падения..............................................................................302

Сутра 53: Осознание окончательной реальности............................................304

Сутра 54: Знание различия................................................................................305

Сутра 55: Запредельное знание.........................................................................306

Сутра 56: Обретение кайвальи..........................................................................307

Глава IV КАЙВАЛЬЯ ПАДА (34 сутры)...................................................309

Сутра 1: Источники сиддх.................................................................................309

Сутра 2: Фундаментальное преобразование....................................................311

Сутра 3: Инструментальная причина...............................................................313

Сутра 4: Сотворенный ум..................................................................................315

Сутра 5: Естественный ум направляет.............................................................316

Сутра 6: И свободен от отпечатков..................................................................317

Сутра 7: Влияние кармы....................................................................................318

Сутра 8: Проявление васан................................................................................319

Сутра 9: Память и отпечатки.............................................................................321

Сутра 10: Источник васан..................................................................................322

Сутра 11: Исчезновение васан..........................................................................324

Сутра 12: Прошлое и будущее существуют....................................................325

Сутра 13: Фактор существования.....................................................................327

Сутра 14: Сущность объекта.............................................................................328

Сутра 15: Теория восприятия............................................................................329

Сутра 16: Ум и объект.......................................................................................330

Сутра 17: Отражение объекта...........................................................................332

Сутра 18: Пуруша знает ум...............................................................................333

Сутра 19: Читта не самоосвещаемая................................................................334

Сутра 20: Ограниченность ума.........................................................................335

Сутра 21: Путаница памяти...............................................................................336

Сутра 22: Знание его собственной природы....................................................337

Сутра 23: Способность ума постигать.............................................................339

Сутра 24: Он работает для пуруши...................................................................340

Сутра 25: Прекращение различения.................................................................342

Сутра 26: Направление к кайвалье...................................................................344

Сутра 27: Пратьяи все еще появляются...........................................................346

Сутра 28: Их удаление.......................................................................................348

Сутра 29: Дхарма мегха самадхи......................................................................349

Сутра 30: Свобода от клеш................................................................................351

Сутра 31: Бесконечность знания.......................................................................354

Сутра 32: Гуны уходят.......................................................................................356

Сутра 33: Карма постижима..............................................................................357

Сутра 34: Кайвалья.............................................................................................359

ГЛОССАРИЙ...............................................................................................361

А...........................................................................................................................361

Б...........................................................................................................................364

В...........................................................................................................................364

Г...........................................................................................................................366

Д...........................................................................................................................366

И...........................................................................................................................367

Й...........................................................................................................................367

К...........................................................................................................................367

Л...........................................................................................................................368

М..........................................................................................................................368

Н...........................................................................................................................369

П...........................................................................................................................370

Р...........................................................................................................................371

С...........................................................................................................................372

Т...........................................................................................................................373

У...........................................................................................................................374

X...........................................................................................................................375

Ч...........................................................................................................................375

Ш.........................................................................................................................375

Я...........................................................................................................................376

СВОБОДА КРАТКО....................................................................................377

Самадхи пада......................................................................................................377

Садхана пада.......................................................................................................380

Вибхути пада......................................................................................................383

Кайвалья пада.....................................................................................................386

СВАМИ САТЬЯНАНДА САРАСВАТИ

* Родился в 1923 г. в Индии, городе Алморе, штате Уттар Прадеш.

* В 1943 г. стал учеником своего гуру Свами Шивананды Сарасва-

ти в гималайском Городке Ришикеш.

* В 1956 г. завершил свою монашескую подготовку и начал жизнь

паривраджаки. Много странствовал по всей Индии.

* Осознав свою миссию, основал в Мунгере следующие движения:

— Движение Международное братство йоги в 1962 г.;

— Бихарскую школу йоги в 1964 г.;

— Шивананда матх в 1984 г.;

— Фонд исследования йоги в 1984 г.

* Признан как знаток и авторитет глубочайшего эзотерического

знания святыми и мудрецами по всей Индии.

* Много путешествовал по всем уголкам земного шара, посещая

ашрамы и центры, распространяя послания йоги, наставляя и

воодушевляя бесчисленных последователей и устремленных.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предисловие к публикации

Для широкого читателя, проявляющего интерес к йоге, автор кни-

ги в представлении не нуждается. Чего нельзя сказать о переводчи-

ке. Его имя знакомо разве что узкому кругу последователей клас-

сической йоги в Санкт-Петербурге, откуда этот начинающий ав-

тор родом, да некоторым участникам форумов по йоге в интерне-

те. Тем не менее, судьба распорядилась таким образом, что работа

выполнена и, по крайней мере, один благодарный читатель, кото-

рому книга адресована в первую очередь, уже есть. На остальное,

как говорится, — воля более высокого уровня. Так что данная кни-

га, кроме всего прочего, является представлением автора перевода

почтенной публике.

Сама идея перевода не принадлежит его автору. К своему неве-

жеству еще год назад он даже не подозревал, что такая книга суще-

ствует с 1976 г. Все произошло как по велению волшебной палоч-

ки, после чего не осталось никакого сомнения, что необходимость

перевода — не очередное блуждание собственного несовершенно-

го разума, а веление, ниспосланное свыше. В мировой столице йо-

ги — Ришикеше, в самом ее сердце — Ашраме Шивананды, вмес-

те с благословением изложить собственное видение предмета был

получен бесценный дар — экземпляр книги Сатьянанды. Со сло-

вами: «Это подарок от всей Индии» и с дарственной надписью: «С

наилучшими пожеланиями и благослови тебя Бог».

Данная работа не имела целью донести до широкого круга рус-

скоязычных последователей древнего учения перевод с санскрита и

комментарий самого фундаментального текста по йоге — Йога-су-

тры Патанджали, выполненные самым авторитетным из современ-

ных мастеров йоги — Свами Сатьянандой Сарасвати. Было простое

желание получить ясное представление о том, как понимает сутры

этот мастер. И, коль скоро книга написана не на русском, то оста-

вался единственный вариант — переводить самому, поскольку, если

уж находиться под влиянием неведения, то лучше — своего собст-

венного.

Работать над переводом было настоящим удовольствием. С са-

мого начала не покидало щемящее радостное предчувствие, что

вот-вот откроется «седьмой секрет Шивы». Когда в процессе рабо-

ты удавалось понять то, что прежде при чтении других переводов и

комментариев оставалось непонятным, охватывал настоящий вос-

торг. Особую радость, даже с оттенком некоторой гордости, до-

ставляли места, подтверждающие уже сложившееся собственное

понимание, которое отличается от так называемого общепринято-

го. Эти минуты переживались не иначе, как принадлежность к ли-

нии преемственности, идущей от Патанджали через Шивананду и

Сатьянанду.

Как ни грустно признать, но совсем избавиться от чувства не-

которой досады, что «последний секрет» все еще остается нерас-

крытым, так и не удалось. На протяжении всего текста не покида-

ло впечатление, что в своих комментариях мастер излагает содер-

жание сутр не в том виде, в котором ему истина открылась, а сни-

сходительно ориентируясь на читателя «определенного уровня».

Кстати сказать, при чтении самих сутр складывается как раз про-

тивоположное впечатление. Скорее всего, некоторое упрощение

просто является свойством публичных выступлений (запись кото-

рых собственно и составляют комментарии), когда существенную

роль при изложении предмета играет непосредственный контакт с

аудиторией. С другой стороны, комментарий как «литературный

жанр» и должен составляться с некоторым понижением уровня от-

ражения истины по сравнению с сутрами. В этом его смысл.

Отдавая себе отчет в том, что любой перевод, так или иначе, от-

ражает понимание предмета переводчиком, хотелось бы надеять-

ся, что автору данного перевода в какой-то степени удалось свести

к минимуму неизбежное искажение смысла. По крайней мере,

стремление к этому было искренним. Главным было желание пере-

вести текст как можно ближе к оригиналу (иногда даже в ущерб

литературной привлекательности) и сохранить манеру автора из-

лагать свои мысли. Хотя эстетическое чувство при этом может ис-

пытывать некоторый дискомфорт, упрощается так называемая на-

стройка на автора, которая для понимания вещей, с трудом подда-

ющихся описанию, играет важную роль.

Слова, вставленные в текст переводчиком для облегчения по-

нимания, приводятся в квадратных скобках.

Все санскритские термины, содержащиеся в английском текс-

те, сохранены, но даются в русском написании. С одной стороны,

это, конечно, не способствует правильному произношению слов,

так как адекватные правила написания еще не сложились. Но, с

другой стороны, значительно облегчается понимание, поскольку в

русской речи существенную роль играют окончания слов. При

этом в преодолении трудности, связанной с определением рода су-

ществительных, приходилось полагаться главным образом на ин-

туицию и вкус. Для удобства читателей в глоссарии приведены оба

написания: русское и латинское. В разделе «Свобода кратко»

(текст сутр без комментариев) приведены сутры в русском перево-

де, в то время как в оригинале текст сутр дается на санскрите. В

указателе терминов сохранены авторские ссылки.

Очень хочется надеяться, что книга не просто займет свое до-

стойное место в личных библиотеках увлеченных йогой, а станет

настоящей настольной книгой, руководством для тех, кто считает,

что йога Патанджали — это их личный путь. Для автора перевода

это именно так.

В заключении не могу не выразить сердечную благодарность

тому человеку, кто по сути и сделал всю работу, в которой перевод-

чик был только инструментом. Это достопочтенный Свами Джи-

ванмуктананда — Генеральный секретарь Общества Божественной

жизни Шивананды. Именно он придал работе импульс, озарил

вдохновением и вселил веру в то, что с теми, кто искренне доверя-

ется Ишваре и старается не привязываться к результату, а получать

удовольствие от самого процесса, происходят настоящие чудеса.

Перевод выполнен с издания: For Chapters on Freedom (Commentary

on Yoga Sutras of Patanjali) Lectures delivered by Swami Satyananda

Saraswati. The 3rd Edition. Bihar, 1989.

С искренним пожеланием счастливого Пути,

Нирмал Драста

12 января 2003 г.

Санкт-Петербург

Свами Сатьянанда Сарасвати

Свами Сатьянанда Сарасвати родился в маленьком городке Алмо-

ра в предгорьях Гималаев. Еще ребенком он проявлял необычные

способности, и первый свой духовный опыт он приобрел в возрас-

те шести лет. Его благословляли многие мудрецы и садху, которые

проходили мимо его дома на пути в более высокие районы Гимала-

ев. Они вселили в него огромное желание достичь таких же духов-

ных вершин и пробудили сильное чувство вайрагьи, которое было

удивительно для столь молодого человека.

В возрасте девятнадцати лет он оставил семью и дом в поисках

своего гуру. Через некоторое время он пришел в Ришикеш и встре-

тил своего духовного мастера Свами Шивананду. Двенадцать лет

он провел со своим гуру. Свами Сатьянанда до такой степени оку-

нулся в карма йогу, что, по словам Свами Шивананды, выполнял

работу за четверых. Как идеальный ученик Свами Сатьянанда ра-

ботал с рассвета до поздней ночи, его увлекала всякая работа от

уборки до управления ашрамом. Служение гуру было для него

страстью и удовольствием.

Хотя у него был очень проницательный ум и гуру называл его

«разносторонним гением», обучение Свами Сатьянанды не шло

[обычным] путем получения наставлений и обучения в ашраме.

Всецело веря своему гуру, он следовал всего одному его указанию:

«Работай усердно и произойдет очищение. Не нужно привносить

свет, он раскроется внутри тебя». Так и произошло. Он достиг

просветленного понимания секретов духовной жизни и с тех пор

является великим авторитетом Хатха йоги, Тантры и Кундалини

йоги.

После двенадцати лет, проведенных со своим гуру, Свами Сать-

янанда принял жизнь паривраджаки и в течение восьми лет много

странствовал, путешествуя по всей Индии, Афганистану, Бирме,

Непалу и Цейлону. В течение этого периода он повстречал много

великий святых и йогинов; он проводил время в уединении, разра-

батывая и совершенствуя техники йоги, предназначенные облег-

чить страдания человечества.

В 1963 г. для него стало очевидным свое предназначение, и он

основал движение Международное братство йоги. Поскольку он

осознал свою миссию во время пребывания в Мунгере, он посе-

лился там на берегу Ганги и основал Бихарскую школу йоги для то-

го, чтобы помогать многим людям на их духовном пути. Вскоре со

всей Индии и из-за ее пределов стали прибывать ученики, и через

короткое время техники Свами Сатьянанды распространились по

всему миру.

В 1968 г. он отправился в напряженное путешествие по миру,

популяризируя древние йогические практики среди людей вне за-

висимости от их каст, убеждений, религий и национальностей. С

тех пор Свами Сатьянанда хорошо известен на всех континентах и

является лидирующим толкователем йоги и тантры, направляя

миллионы искателей истины и вдыхая жизнь во множество ашра-

мов и центров по всему миру. В течение последних двадцати лет его

жизнь была поделена на заграничные поездки, путешествия по

Индии и пребывание в Мунгере.

В 1984 г. Свами Сатьянанда основал два независимых, но функ-

ционирующих в координации с Бихарской школой йоги, институ-

та, а именно Шивананда матх и Фонд исследования йоги.

Шивананда матх, который основан в память его гуру Свами

Шивананды, является социальным и благотворительным институ-

том, обеспечивающим стипендиями для высшего образования

представителей непривилегированной части общества. Среди дру-

гих проектов матха — бесплатная медицинская помощь и операци-

онная, а также оборудование для прокладки труб в целях обеспече-

ния водой сельских районов.

Фонд исследования йоги был создан для проведения исследо-

ваний древних йогических и тантрических техник в рамках совре-

менной науки. Фонд содержит обширную библиотеку по выпол-

ненным работам и проводит исследования в различных аспектах

йоги с помощью квалифицированных ученых со всего мира.

Бихарская школа йоги

Бихарская школа йоги — это основной дом Свами Сатьянанды Са-

расвати и официальная штаб-квартира движения Международное

братство йоги. Школа была основана в 1964 г., с тем, чтобы давать

йогическую подготовку как людям, ведущим семейную жизнь, так

и санньясинам. Уникальный институт с тех пор стал центром при-

тяжения, вокруг которого происходит массовое возвращение к

древним наставлениям в области йогических наук.

В 1968 г. был проведен первый курс подготовки учителей йоги

для желающих европейцев. С тех пор школа превратилась в между-

народный центр подготовки, имеющий громадную известность, с

многочисленными последователями, множеством отделений и

филиалов в Индии и за ее пределами.

Сегодня в Бихарскую школу йоги входит Ашрам Шивананды,

первоначальный центр и Ганга Даршан — новый комплекс ашра-

ма, который построен на большом холме, возвышающимся над

Гангой. Здесь в атмосфере природной красоты: в окружении кра-

сивых садов, зеленых рисовых полей и на фоне величественной

панорамы течения Ганги, простирающейся с запада на восток, —

вселяется новое видение йогической жизни.

Техники интегральной йоги, которые здесь изучаются, пред-

ставляют собой синтез всех подходов к развитию личности. Садха-

на и курсы управления здоровьем с помощью йоги проводятся

подготовленными санньясинами на групповой или индивидуаль-

ной основе как для посещающих студентов, так и проживающих в

ашраме. Также проводятся курсы по Крийя йоге.

Важной часть учебного плана являются курсы подготовки учи-

телей йоги. Для людей, ведущих семейную жизнь, постоянно про-

водятся курсы, на которых они получают опыт по обучению не-

сложным практикам асаны и пранаямы членов своей семьи и ме-

стных жителей. Также имеются курсы большей продолжительнос-

ти для людей, имеющих определенный опыт в области йоги.

Бихарская школа йоги всегда была известна своей прекрасной

подготовкой санньясинов. Она была одним из первых учебных

заведений, где в широком масштабе давалось посвящение и про-

водилась подготовка санньясинов-женщин, а также иностран-

цев.

Учебное заведение содержит хорошо укомплектованную биб-

лиотеку по исследованиям в области йоги с большим собранием

книг и данных, где собрано большинство публикаций по йога-те-

рапии и исследованиям. Ашрам Графикс — современный печат-

ный комплекс, на котором издаются все публикации Бихарской

школы йоги. Он имеет разнообразное оборудование и полностью

укомплектованный штат. Комплекс обслуживается санньясинами

и теми, кто проживает в ашраме. Они выполняют все работы от ти-

пографского набора до отправки печатной продукции.

Собрания, семинары и поездки с лекциями способствуют рас-

пространению йоги от дома к дому, от одного побережья до друго-

го. Подготовленные санньясины могут организовывать и прово-

дить собрания, семинары и лекционные поездки не только по Ин-

дии, но и во всех районах мира. Это является хорошим решением

для людей, проявляющих интерес к йоге, которые не могут совер-

шить путешествие в Мунгер или в какой-либо филиал школы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.