Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
  • Кономерность онтогенеза — вновь усвоенный элемент, которым ребенок владеет еще недостаточно уверенно, ставится чаще всего на последнее место, замыкая предложение.






    К концу короткого периода двусловных предложений в речи мно­гих детей происходит так называемый лексический взрыв — быст­рый рост активного словаря, который в значительной степени обус­ловливает возможность перехода к многословным высказываниям. Ближе к двум годам большинство детей уже в состоянии сконстру­ировать предложение из трех или четырех слов (между трехслов-ными и четырехсловными предложениями уже нет принципиально­го различия). Анализ позволяет увидеть, что первоначально много­словные предложения представляют собой нечто вроде комбинации двусловных. Так, из предложений «ПАПА ТАМ» и «ПАПА БАЙ-БАЙ» может получиться «ПАПА БАЙ-БАЙ ТАМ», из предложений «МАМА ЧАШКА» и «ДАТЬ ЧАШКА» - «ДАТЬ МАМА ЧАШКА» и т.п.

    Для речи некоторых детей характерна ситуация глагольного де­фицита, которая может иметь длительный период. Например, Миша Т. в возрасте 2 лет 6 мес. рассказывает об игре детей, которую он наблюдал: «МАСЯ И СЕЗА МЯПЬ ЛАПАПОЙ СИНЕЙ» (Маша и Сережа мяч лопатой синей — имеется в виду гоняли). Тут два субъекта, прямой объект (мяч), инструмент (лопата) и даже ха­рактеристика этой лопаты (синяя), однако ребенок еще не может подыскать нужного глагола для обозначения того, что же именно делали Маша и Сережа с помощью синей лопаты. Еще пример та­кой же безглагольной фразы того же мальчика: «МИНЬКА ИДЕДЯ СЕТ ПАНКОЙ КУТЯ» (Минька так ребенок называет себя — и дедушка снег палкой в кучу имеется в виду сгребали, но этого гла­гола еще нет в лексическом репертуаре ребенка).

    По нашим наблюдениям, есть две по крайней мере тактики по­ведения детей в этот период. Одни смело разворачивают достаточ­но сложные синтаксические структуры, вербализуя с помощью су­ществительных участников ситуации и не заботясь о том, смогут ли они подыскать подходящий глагол для связывания всех компо­нентов воедино и для верного оформления предложения. Другие (в некотором смысле их можно назвать более осторожными и предусмотрительными) не начинают предложения, пока не подбе­рут подходящий глагол. Их фразы могут быть более короткими (преобладают структуры существительное + глагол), но они гра­мотно построены.

    В период освоения многословных предложений происходит бур­ное развитие морфологической системы — ребенок усваивает кате­горию падежа (число усвоено еще в двусловном периоде), овладе­вает склонением существительных (без учета вариаций по типам),


    категориями вида, наклонения и времени глагола, а также способа­ми глагольного словоизменения.

    Оба процесса теснейшим образом взаимосвязаны: морфологи­ческая маркировка позволяет оформить синтаксические функции компонентов высказывания, избежать двусмысленности. Это дает возможность развернуть линейную последовательность элементов Особого внимания заслуживает порядок слов в начальных детски: высказываниях. Он отнюдь не всегда определяется закономерное тями следования компонентов в высказываниях взрослых.

    Отметим особенности порядка слов, характеризующие речь ре­бенка в период многословных предложений:

    Если в речи взрослых прямой объект чаще всего следует за
    предикатом, то в речи ребенка он обычно ему предшествует:
    «ДЕДА
    ЛАМПУ ЧИНИТ». Когда в нашей речи прилагательное-определе­
    ние предшествует определяемому существительному, в речи ребен­
    ка оно, как правило, следует за ним:
    «У зеленого крокодила боль­
    шой хвост» — сказал бы взрослый. Ребенок же произносит: «УКРО­
    КОДИЛА ЗЕЛЕНОГО ХВОСТ БОЛЬШОЙ». Очевидно, «детский»
    способ словорасположения больше удовлетворяет естественной ло­
    гике. Предмет в нашем сознании и в самом деле предшествует его
    признаку, однако, конструируя фразу, мы успеваем поменять слова
    местами, чтобы создать фразу, удовлетворяющую стилистическим
    нормам. Ребенок же еще не владеет в полной мере техникой порож­
    дения текста, приемами, как их называют психологи, «упреждения».

    Если в речи взрослых вспомогательные глаголы, входящие в
    состав предиката, а также связочный глагол
    быть, являющийся
    частью аналитической формы будущего времени, обычно предше­
    ствуют инфинитиву, то в речи ребенка они почти всегда следуют за
    ним:
    «МИНЬКА БЯПЬ ХОТИТ»
    (Минька гулять хочет), «ЦИ-
    ТАЦЬ БУДУ»
    (Буду читать). Во всех этих случаях действует оп­
    ределенная закономерность — информация подается ребенком в
    порядке убывания ценности. Предмет важнее, чем его признак, ин­
    финитив, называющий действие, весомее вспомогательного глаго­
    ла, обозначающего некоторые модальные и временные характерис­
    тики действия.

    Заслуживают особого внимания способы выражения отрицания. В речи детей, независимо от осваиваемого ими языка, наблюдается тенденция выносить отрицательную частицу за рамки предложе­ния (она и должна располагаться перед сказуемым).

    Дети по-разному выражают отрицание на ранних этапах рече­вого развития: «НЕТ БОТЯ» (нет работы) кричит маленький Антон, который не хочет, чтобы мать уходила на работу. «НЕТКАР-МИ», — заявляет Женя Гвоздев, отказываясь есть.


    Одни дети ставят отрицательную частицу на первое место в пред­ложении, а другие предпочитают ею заканчивать предложение. Ре­бенок не хочет, чтобы мать уходила, и выражает это следующим об­разом: «МАМА ПОКА НЕТ», — т. е. не нужно, чтобы она произноси­ла пока. О своем нежелании есть он говорит: «ТАТА АМ-АМНЕТ», а о нежелании спать — «ТАТА БАЙ-БАЙ НЕТ». Мысль о том, что матери не следует идти на улицу, потому что там идет дождь, выра­жается так: «МАМА ТОП-ТОП НЕТ, ТАМ КАП-КАП».

    Вместо НЕТ часто употребляется и НЕА. Этот вариант отрица­тельной частицы предпочитал Миша Т.: «АСЯ БЕЯ СИНА НОТЮ БАЙ-БАЙ ХОТИТ НЕА» •«Наша белая машина ночью не хочет спать», т. е. «не надо ставить ее в гараж». Своеобразный способ выражения отрицания может использоваться детьми даже и на том этапе, когда их синтаксические структуры достаточно развернуты (в Мишиной фразе 7 слов).

    На более развитом этапе речи обращает на себя внимание упор­ное нежелание ребенка прибегать к так называемому двойному от­рицанию, являющемуся нормой для русского языка. Вместо «Я никогда не ем кашу» дети часто говорят: «Я ВСЕГДА НЕ ЕМ КАШУ» или «Я НИКОГДА ЕМ КАШУ». Подобные феномены, когда в речи русских детей обнаруживается что-то несвойственное русской грам­матике, но имеющееся в других языках (например, в английском), нами уже неоднократно отмечались.

    Дальнейшие линии развития ситаксического строя речи можно кратко определить следующим образом:

    1. Расширяется репертуар синтаксических компонентов предло­
    жения: появляются все более сложные в семантическом плане ком­
    поненты (синтаксемы), например со значением причины, цели, со­
    вместного действия и т. п. Иногда об уровне речевого развития ре­
    бенка можно судить по одной-единственной синтаксеме,
    отражающей достаточно высокую степень когнитивного развития.

    2. Усложняется иерархическая структура предложения: разви­
    ваются и углубляются зависимости одних компонентов от
    других. Разветвляются «кусты» зависимостей. Так, фраза Игоря
    Б., (1 г. 10 мес.) свидетельствует о высоком уровне речевого
    развития, ибо содержит разнообразные синтаксемы, частью
    соединенные последовательно.
    «Я ЗАКРЫЛ ЕЕ ТАМ ГУЛЯТЬ СО
    МНОЙ», — говорит он, засовывая перед прогулкой птицу в чехол из-
    под сабли. От глагола
    закрыть зависят четыре синтаксемы, цепочка
    закрыл — гулять — со мной организована из трех синтаксем,
    связанных отношениями последовательного подчинения. Син-
    таксема
    гулять, имеющая значение цели, говорит о хорошем
    когнитивном развитии ребенка.


    3. Начинается структурное усложнение за счет появления по­
    лупредикативных конструкций — причастных, деепричастных
    оборотов, рядов однородных членов предложения. Если однород­
    ные члены встречаются в речи уже двухлетних, то причастные и
    деепричастные обороты в 5—6 лет. Наряду с обращением, начина­
    ющим предложения (такие обращения есть в речи детей до двух
    лет), получают распространение случаи постпозитивного и интер­
    позитивного расположения обращения во фразе типа
    «ПОЙДЕМ,
    МАМА, ГУЛЯТЬ».

    4. Используются средства выражения субъективной оценки:
    вводные слова, определяющие последовательность излагаемых
    мыслей, выражающие эмоциональное отношение говорящего к со­
    держанию высказывания и т.п.

    5. Развивается структура сложного предложения. Сначала по­
    являются сложные предложения, части которых соединены без со­
    юзов, с помощью одной лишь интонации.
    «ПРОСНЕШЬСЯ — ДАМ
    ТЕБЕ КОНФЕТКУ», — говорит Игорь Б., играя с плюшевым медве­
    дем. Взрослые тоже пользуются таким чисто интонационным спо­
    собом выражения условно-следственных отношений, но они одно­
    временно прибегают и к союзам, эксплицитно представляющим эти
    отношения
    (если и т.п.). Дети овладевают союзными средствами
    связи в более позднем возрасте. То же относится и к сочинитель­
    ным союзам. Если союз
    И в соединительной функции ребенок ос­
    ваивает до двух лет, то союзы сопоставительно-противительные и
    разделительные — значительно позднее.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.