Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психомоторная деятельность






Министерство образования Российской Федерации

Барнаульский государственный

Педагогический университет

В.П. Дудьев

Норма и патология

Учебное пособие

Допущено

Учебно-методическим объединением по специальностям педагогиче­ского образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 031500 - тифло­педагогика, 031600 - сурдопедагогика, 031700 - олигофренопедагоги­ка, 031800 - логопедия, 031900-специальная психология, 03200-специальная дошкольная педагогика и психология

Барнаул 2005

Деятельностный подход к пониманию психомоторики как процесса и особой деятельности человека

Психомоторная деятельность

Приняв термин " психомоторика" в качестве базового для обозна­чения двигательной сферы человека как семантически более точно определяющего суть стоящего за ним явления, К.К. Платонов (1977) на основе принципа деятельностного подхода (его структурно-функционального плана) выстраивает систему основных структурных компонентов деятельности, используя известные схемы С.Л.Рубинштейна (1989) и А.Н.Леонтьева (1975) применительно к психомоторной сфере (движение — психомоторное действие — психо­моторная деятельность) с соответствующей терминологической мо­дификацией.

Поскольку трудовая (производственная), предметная (в том числе направленная на себя как на объект) и другие виды исполнительских (внешних) деятельностей реализуются психомоторным процессом, можно говорить, как указывает К.К. Платонов, о психомоторной дея­тельности, так как, продолжает он, всякое " движение, входящее в процесс труда как способ его осуществления, всегда есть проявление психомоторики" (К.К. Платонов, 1977; С.62; выделено нами - В.Д.).

Схема анализа деятельности по ее основным компонентам, моди­фицированная, если можно так сказать, К.К. Платоновым за счет вве­дения в нее словесно-понятийного (психомоторного) элемента, впер­вые была предложена в 30-40-е годы прошлого столетия С.Л. Рубинштейном (1989), затем переосмыслена А.Н. Леонтьевым (1975), которые в свое время стояли у истоков разработки деятельно­стного принципа в отечественной психологии.

В логике изложения рассматриваемого в этом разделе вопроса есть необходимость остановиться хотя бы в конспективном виде на некоторых теоретических положениях, выдвинутых С.Л. Рубин­штейном при разработке им деятельностного подхода.

Как следует из анализа соответствующих работ С.Л. Рубинштейна (1935-1940), он выделяет внутри деятельности следующие разноуров­невые компоненты: движение - действие - операция - поступок в их взаимосвязях с целями, мотивами и условиями деятельности.

Несколь­ко иная точка зрения А.Н. Леонтьева (1975) на состав и последова­тельность компонентов деятельности в ряду (деятельность - действие - операции) в целом не меняет, на наш взгляд, внутренней логики взаимосвязи компонентов, представленных в первой и второй схемах, ко­торые широко используются в современной отечественной психологии для анализа различных видов человеческой деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.