Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принято различать несколько видов координации движений: статическую, динамическую, реципрокную и др.






В справочной литературе конкретного толкования понятий, стоя­щих за этими терминами, не дается.

Под статической координацией, пишет М.О. Гуревич, " нужно понимать регуляцию двигательных ак­тов, удерживающих тело и его отдельные сегменты в состоянии рав­новесия (например, при стоянии на одной ноге)"

а под динамической координацией, продолжает он, - " регуляцию движений в смысле их точности" (М.О. Гуревич, 1930; С.65).

В основе реципрокной коорди­нации (" реципрокный [лат. reciprocus] - взаимный") лежит " реципрокная (сопряженная, перекрестная) иннервация - рефлекторный меха­низм, обеспечивающий иннервацию взаимосвязанных групп скелетных мышц, участвующих в осуществлении сложных координирован­ных движений (ходьба, бег и др.), при которых сокращение одной группы мышц сопровождается расслаблением других мышц (антаго­нистов)" (Словарь иностранных слов, 1990; С.444).

Н.А. Бернштейн (1966) определяет координацию движений как " преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа" т.е. превращение его в управляемую систему. Иными словами, под коор­динацией движений он понимает целесообразные согласованные дви­жения различных мышц, осуществляемые в результате обратной афферентации регулирующей деятельности коры головного мозга.

Координация движений в онтогенезе дошкольника развивается постепенно на основе созревания соответственных мозговых образо­ваний и благодаря приобретаемому ребенком опыту в различной дви­гательной деятельности, особенно на занятиях по физической культу­ре, во время проведения подвижных игр, в процессе различных пред­метных манипуляций и т.д.

Быстрая и точная моторная реакция на пусковой сигнал и хоро­шая координация экономных, точных и соразмерных движений, реали­зующих двигательные акты в различных видах деятельности, опреде­ляют, по мнению К.К. Платонова (1977), ловкость как двигательное качество человека, как черту личности. Ловкость или неловкость могу г проявляться в различных видах деятельности в качестве одного из показателей особенностей психомоторики как при нормальном ее раз­витии, так и в случаях отклонений или недостаточной сформированности.

 

Психомоторика и идеомоторные процессы (идеомоторика)

Как было уже отмечено выше, в круг явлений психомоторики вхо­дят также идеомоторные процессы (идеомоторика), " связывающие представление о движении с выполнением движения" (К.К. Платонов, 1977; С.66). По словарю " Психология" под общей редакцией А.В.Петровского. М.Г. Ярошевского (1990; С.131) с уточненными терминами и их переводом из Словаря иностранных слов (1990; С.23; С. 187; С332) термин " идеомоторный акт" [< греч. idea - понятие, представление, идея, образ + < лат. motor — приводящий в движение и jiai. aktus - поступок, действие] определяется как " переход представ­ления о движении мышц в реальное выполнение этого движения (ина­че говоря, появление нервных импульсов, обеспечивающих движение, как только возникает мысль о нем)". Заметим здесь попутно, что сам принцип идеомоторного акта, как известно, был открыт еще в 18 веке английским врачом Д. Гартли и разработан в последующем англий­ским психологом В. Карпентером.

В настоящее время существует две точки зрения на физиологиче­ский механизм идеомоторных актов. Первая из них основывается на представлениях И.П. Павлова, согласно которым идеомоторный акт управляемся эфферентными импульсами, поступающими от опреде­ленных клеток коры головного мозга. " Давно было замечено и научно доказано, - отмечает он, - что раз вы думаете об определенном движе­нии (то есть имеете кинестезическое представление), вы его невольно, этого не замечая, производите" (И.П. Павлов, 1951; С.316). Вторая точка зрения исходит из положения Н.А. Бернштейна (1966) о кольце­вой регуляции движений, согласно которому идеомоторный акт управ­ляется благодаря сигналам обратной связи, поступающим от органов движений.

Следует здесь также подчеркнуть, что проблема идеомоторики как проблема образа и его роли в регуляции двигательных актов явля­ется одной из центральных проблем психологии движений, психоло­гии телесности. С позиций педагогической науки эта проблема затра­гивает вопросы эффективного обучения правильным движениям, ус­пешного овладения ребенком двигательными навыками, а также во­просы предупреждения причин многих ошибочных, неправильных движений при первоначальном ознакомлении детей с ними, а в случа­ях недоразвития или нарушений психомоторики действенной ее кор­рекции.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.