Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Движение как способ реализации психомоторных действий. Основные виды и свойства движений






Способом осуществления, средством выражения психомоторного действия являются, как известно, движения, особенно так называемые произвольные. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что движение человека вне действия может быть предметом изучения лишь физиологии дви­гательного аппарата. За пределами физиологического аспекта изуче­ние движений человека, по его мнению, должно быть изучением дви­гательной, моторной стороны действия и деятельности как системы действий, т.е., если сказать языком рассматриваемой терминологии, изучением психомоторики, психомоторной деятельности. В этой связи " изучение двигательной сферы неизбежно должно быть предме­том психофизиологического, а не только физиологического исследо­вания" (С.Л. Рубинштейн, 1989; С.24).

Этот вывод С.Л. Рубинштейна исходит из его положения о том, что движение, производимое человеком, вызывает не только функцио­нальное изменение двигательного органа, но и тот или иной предмет­ный результат, изменение жизненной ситуации, решение определен­ной задачи, что не может не вызвать личностного отношения к выпол­няемому движению. В этой связи движение, включенное в то или иное действие, " связано с личностными установками, с осмыслением решаемой задачи, с отношением к ней, вследствие чего меняется лич­ностная установка, меняется и двигательная сфера" (там же), то есть, как можно сказать, меняется психомоторное поведение человека в целом.

Как известно, различают движения непроизвольные и произволь­ные. Обоснование принципа такого разделения и углубленный анализ произвольных движений впервые были сделаны И.М. Сеченовым (1935). Эти представления и сегодня остаются общепринятыми в оте­чественной психологии произвольных движений.

Непроизвольные движения - это импульсивные или рефлекторные двигательные акты, осуществляемые без контроля сознания. Различа­ют собственно непроизвольные движения (безусловно- и условнорефлекторные акты; навыки, сформированные путем проб и ошибок; вро­жденные и клинические автоматизмы и др.) и постпроизвольные дви­жения (образованные как произвольные, но доведенные до автоматиз­ма, в силу чего вышедшие из-под контроля сознания и ставшие непро­извольными).

Произвольные движения - это двигательные акты, сознательно регулируемые человеком на основе потребности в достижении цели, опосредованной вербально или в плане представления о ней. Произ­вольные движения формируются в процессе научения и приобретения в жизненном опыте многочисленных двигательных умений и навыков (жестикуляция, письмо, рисование и др.). А.В. Запорожец (1960), А.Р. Лурия (1957, 1962) понимают под произвольными движениями те, которые осуществляются по словесной инструкции и должны быть определенным образом осмыслены, " перекодированы" человеком (ре­бенком), на основании чего он дает уже себе команду произвести то или иное действие. " Речевое планирование и организация двигатель­ного акта является специфической особенностью собственно произ­вольных движений и действий и сложной развернутой произвольной деятельности" (А.Р. Лурия, 1962; С. 145). Известный отечественный физиолог М.М. Кольцова (1958, 1973) относит к произвольным движе­ниям те, побудительной силой которых являются принятые человеком решения.

Среди многочисленного разнообразия человеческих движений С.Л. Рубинштейн выделяет несколько основных их видов, подчеркивая вместе с тем, что палитра этих движений убеждает в том, что " мото­рика неразрывно сплетена со всей психической жизнью человека, ты­сячью нитей с ней связана" (С.Л. Рубинштейн, 1989; С.22; выделено нами - В.Д.). Подчеркивая эту тесную связь между психическими и физическими (моторными) явлениями, Л.С. Выготский писал: " Научный анализ очень легко обнаруживает, что самые тонкие формы пси­хики всегда сопровождаются теми или иными двигательными реак­циями" (Л.С. Выготский, 1991; С.65). И далее: " Даже мышление всегда сопровождается теми или иными подавленными движениями, большей частью внутренними речедвигательными реакциями, т.е. зачаточным произнесением слов" (там же).

К основным видам движений С.Л. Рубинштейн (1989) относит следующие:

1) движения позы - движения мышечного аппарата, обес­печивающие поддержание и изменение позы тела путем тонической напряженности мышц;

2) локомоции — движения, связанные с пере­движением тела в пространстве, особенности которых выражаются в походке, осанке, и т.д.;

3) мимика и пантомимика - выразительные движения лица, рук, всего тела как непосредственное проявление эмо­ций;

4) семантические движения - движения, перерастающие непо­средственные выразительные движения и выступающие как носители определенного значения, часто встречающиеся в жизни (утвердитель­ный или отрицательный жест головой, поклон, рукопожатие, аплодирование и т.д.);

5) речь как моторная функция в ее динамическом ас­пекте, ее ритмике, интонации, ударениях, усилении и др., отражающих мысли и чувства говорящего и воздействующих на слушателя;

6) рабочие движения - различные движения в разных видах трудовых операций и производственной деятельности, включая и тонкие движе­ния пальцев рук музыканта, машинистки и т.д., а также движения пи­шущей руки. От точности, быстроты, координированности рабочих движений, их ловкости зависит эффективность выполняемой челове­ком работы (выделено автором - С.Р.).

Движения, как известно, в своих проявлениях обладают рядом ка­честв, свойств, которыми определяются их пространственно-временные и другие параметры, выступающие в качестве их внешних характеристик.

С.Л. Рубинштейн, придерживаясь классификации пси­хомоторных функций А.А. Толчинского, выделяет следующие основ­ные свойства движений:

1) скорость (быстрота прохождения траек­тории);

2) сила

3) темп (количество движений за определенный про­межуток времени, зависящий не только от скорости, но и от интерва­лов между движениями);

4) ритм (временной, пространственный и силовой);

5) координированность;

6) точность и меткость;

7) пластичность и ловкость (1989; С.22; выделено нами - В.Д.).

Поскольку движения, как было уже отмечено, служат для выра­жения действий, которыми в свою очередь определяется двигательное поведение, то свойства движений " могут быть... поняты, лишь исходя из этих действий" (С Л Рубинштейн, 1989; С 20) и, как можно еще добавить, из внешнего психомоторного поведения человека в целом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.