Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Создание детского коллектива в условиях общеобразовательной и коррекционной систем обучения и воспитания






Система воспитания в общеобразовательной школе Система коррекционного воспитания
Стадии (этапы) Содержание Стадии (этапы) Содержание
1. Номинальная (по В.П.Сергеевой) Система работы воспитателя (классного руководителя) по формированию целостного коллектива. Действия педагога авторитарные, распоряжения, указания он отдает сам. Знакомство с задачами, целями, стоящими перед коллективом. В деятельность коллектива вовлекаются инициатив­ные, трудолюбивые, ответственные учащиеся. Они составляют актив коллектива 1. Начальная (по Г. М.Дуль- неву, И.Г.Еременко) Изучаются возможности конкретного ученика взаимодействовать в микрогруппе (трудовое звено, звено чистоты и порядка, санитарная группа), воспитатель формирует у учащихся потреб- ностьобщения, он распределяет поручения, выделяет ответственных, проверяет выполнение, отмечает положительные моменты в деятельности, сам показывает, как осуществлять то или иное действие, принимает участие в деятельности. Создает атмосферу доверия в коллективе и организует коллектив, просит отчитаться каждого за результаты коллективного труда
2. Ассоциации Участвует весь коллектив, опора на актив, требования выдвигает как воспитатель, так и актив. Вырабатывается общественное мнение, оно становится регулятором нравственного поведения 2. Формирования основных черт коллектива Учитель (воспитатель) выступает как организатор действий, он подбирает актив, разъясняет его деятельность; микрогруппы постепенно теряют свою роль. Формируется сильная группа учеников, из числа которой можно выделить, а затем избрать старосту класса (группы). Постепенно происходит процесс преобразования межличностных отношений во внутриколлективные. Воспитатель по-прежнему наставляет отдельных членов коллектива, помогает активу, формирует навыки самоутверждения
Система воспитания в общеобразовательной школе Система коррекционного воспитания  
Стадии (этапы) Содержание Стадии (этапы) Содержание  
3. Кооперации Общественное мнение коллектива становится ведущим. На этой стадии регулярно организуются нестандартные ситуации сопереживания, свободного выбора, мо­рального творчества. Классный руководитель, воспитатель действуют через актив, проводят работу индивидуально с отдельными уче­никами. Внутри группы могут создаваться микрогруппы 3. Перехода от индивидуаль но-коллектив ного к общественному воздействию Содержанием этой стадии (этапа) является активное воздействие воспитателя на учащихся, которые по объективным причинам не включаются в коллективную деятельность (учащиеся с психопатоподобным поведением, вновь зачисленные в класс (группу). Практикуются коллективные формы деятельности (дни порядка, чистоты и уюта, дни здоровья, неделя добрых дел, порядка и дисциплины), старшие школьники помогают младшим. Роль воспитателя уменьшается. В качестве организатора выступает актив при постоянной поддержке и педагогическом руководстве  
4. Автомати­зации Действия коллектива выходят за рамки собственной деятельности. Происходят встречи с другими коллективами, проводятся сов­местные мероприятия. Педагог действует через актив, постоянно осуществляя связь с членами коллектива. Группа учащихся стано­вится коллективом, достаточно сплоченным. Происходит духов­ный рост каждого члена коллектива, возрастает коллективная ответственность за жизнь и деятельность коллектива 4. «Параллельного действия» (по А. С. Макаренко); утверждения коллектива (по Г. М. Дульневу) Учитель (воспитатель) включает коллектив в различные виды деятельности, советуется с акти­вом, разрабатывает вместе с ним памятки поведения, заповеди, законы коллектива. По итогам деятельности учащиеся отчитываются перед школьным коллективом на трудовой линейке, сборе, празднике. Воспитатель предлагает темы отчетов: «У нас порядок строгий» (учебная и трудовая дисциплина), «В мире волшебных слов» (культура общения, поведения), «Здоровье, чистота и движение» (итоги выступления в конкурсах чистоты, в соревнованиях по конкретному спортивному направлению). Воспитатель ведет учет добрых дел коллектива совместно с активом  
             

 

Коррекционно-воспитательные возможности коллектива учащихся школы VIII вида велики, они обусловлены личностными качествами членов данного коллектива, что, естественно, надо учитывать при работе с воспитанниками.

Наиболее действенно на личность ребенка влияет трудовая и игровая деятельность. Именно в процессе трудовой и игровой деятельности создаются условия, способствующие формированию у детей с нарушениями интеллекта чувства дружбы, взаимопомопомощи, умения выполнять требования коллектива, у них развиваются коммуникативные возможности. Но нет готовых рецептов работы воспитателя с детским коллективом, тем более в условиях коррекционного воспитания.

Ученический коллектив специальной (коррекционной) школы VIII вида имеет довольно сложную структуру. Это определено двумя причинами:

· разновозрастным составом учащихся в классном коллективе;

· неодинаковой тяжестью и структурой дефекта.

Основной формой ученического коллектива специальной (коррекционной) школы VIII вида является учебная или воспитательная группа — класс с небольшим количеством детей.

Микрогруппы среди детей с умственной недостаточностью возникают редко, в основном в старшей школе на основе бытовых, социальных объединений (живут в одном доме, занимаются в од- ном кружке, родители работают на одном предприятии, а и hoi да закончили ту же школу, где учатся в данный момент дети). Возникновение микрогрупп в условиях коррекционной школы не имеет никакого ценностного значения, обусловлено чисто эмоциональными факторами. Действия микрогруппы не всегда совпадают с действиями классно-группового коллектива. Задача воспитателя — как можно раньше выявить эти микрогруппы, особенно возникающие в старшей школе, выяснить причины объединения и включить юношей и девушек в коллективные действия класса, группы, параллельно выяснив у родителей мотивы организации конкретной микрогруппы, причины объединения.

В условиях специального обучения встречаются дети, которые по объективным причинам не могут находиться в детском кол­лективе, дети-одиночки (И. Г. Еременко). В основном это дети со сложной структурой дефекта, резкими нарушениями поведения, расстройствами эмоционально-волевой сферы. Но это не значит, что эти дети не имеют права быть членами детского коллектива. Именно воспитатель должен создать такую обстановку, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно, мог общаться со сверстниками, радоваться своим успехам и успехам товарищей.

В условиях обучения и воспитания учащихся с нарушениями интеллекта так же, как и в общеобразовательной школе, хоро­шим средством сплочения ученического коллектива является школьное самоуправление, где вся деятельность осуществляется детьми, а учитель (воспитатель) берет на себя педагогическое руководство. Структура самоуправления в коррекционной школе VIII вида включает две подсистемы: внутриклассную и общешкольную. Внутриклассное управление осуществляют избранные ученическим коллективом или назначенные учителем учащиеся под руководством старосты класса (группы). Каждому избранному на соответствующий пост определены обязанности, которые согла- совываются со всеми учащимися, учителем, воспитателем и вывешиваются в классном групповом уголке. Деятельностью ответственных за те или иные поручения в младших классах руководит учитель (воспитатель). В старших классах создается учком, им руководит классный руководитель. Учком — коллегиальный орган общешкольного самоуправления. Он избирается на школьной линейке в начале учебного года. В состав учкома входят учащиеся 5—10(11)-х классов. Общее количество членов учкома — от 7 до 11 человек. На заседании учкома избираются председатель и два его заместителя. Это учащиеся с достаточно сохранным интеллектом (основной контингент детей коррекционной школы), пользующиеся авторитетом среди учащихся, так или иначе помогающие школе в руководстве коллективом. Деятельность учкома регламентируется заместителем по учебно-воспитательной работе. На заседаниях учкома создаются рабочие группы (комиссии). Их количество и наименования видов деятельности определяются условиями учебно-воспитательного процесса и согласовываются с директором школы.

Традиционный перечень комиссий: учебная, трудовая, санитарная, физкультуры и спорта, хозяйственная, дисциплины и порядка, художественно-музыкальная, благоустройства. Структура самоуправления в специальной (коррекционной) школе VIII вида показана на схемах 5,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.