Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек и окружающий мир. Реальность и жизнь






1. Взаимоотношения в природе.

2. Общение с природой, ценности при­ роды.

3. Музыка (веселая, грустная) и чув­ства.

4. Красота природы, отражение ее в искусстве, литературе, кино, му­зыке.

5. Экологические проблемы. Участие школьников в экологической жизни.


14—16 лет

«Прекрасное — есть жизнь...» Н.Г.Чернышевский

1. Что и кто нас окружает.

2. Природа — береги ее.

3. Умей слушать, видеть и создавать.

4. Мои любимые песни, музыка.

5. Король вальса (И. Штраус).

6. Великий живописец (Левитан).


Система работы воспитателя специальной (коррекционной) школы VIII вида определяется «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для учащихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (1997). В этом документе предъявлены общие требования к учебно-воспитательному процессу. Но поскольку вся система воспитания носит коррекционно-развивающий характер, очень важно разработать педагогический режим для каждой конкретной школы, для каждого конкретного школьника.

Необходимо, чтобы этот режим создавал такие условия воспитания, которые способствовали бы ослаблению и преодолению недостатков развития аномального ребенка.

Выделяются два режима: охранительный и щадящий. Первый направлен на нормализацию поведения, сбалансирование эмоциональных проявлений; второй — на уравновешивание нервных процессов. Условные рефлексы, вырабатываемые в определенных условиях, должны постоянно подкрепляться. Это происходит в процессе обучения и воспитания. В процессе воспитания мы щадим нервную систему, а она, получая сильные раздражители, помогает созданию блока приятных условий для развития охранительного торможения.

· К внешним условиям, мешающим реализации охранительного и щадящего режимов, можно отнести:

· частую сменяемость воспитателей;

· завышенные требования к детям;

· резкую и частую смену распорядка дня;

· перевод ученика из одной группы в другую;

· болезненное состояние у ученика — временного или постоянного характера;

· грубое отношение воспитателя к воспитанникам;

· непонимание воспитанниками требований воспитателя;

· невыполнение учащимися санитарно-гигиенических требований;

· частое использование порицаний.

Четкое соблюдение режима помогает воспитаннику определиться в детском коллективе, планировать свое время, соблюдать установленную в нем дисциплину.

Создание благоприятных условий для жизни и развития воспитанников коррекционной школы VIII вида предполагает:

· определение режимных моментов с учетом разных возрастных групп (7—10 лет; 11 —13 лет; 14—16 лет);

· продуманность каждого мероприятия с учетом нагрузки на нервно-физиологическую систему умственно отсталых детей и подростков;

· единство требований педагога и воспитателя;

· учет психофизических данных каждого конкретного воспитанника;

· индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе реализации режимных мероприятий;

· соблюдение санитарно-гигиенических требований и двигательного режима и т.д.

Эти требования невыполнимы без соблюдения следующих условий:

· понимания педагогом задач воспитания;

· определения в соответствии с этими задачами конкретных направлений воспитательной работы;

· знания педагогом особенностей развития психических функций у воспитанника;

· проявления заботы о физическом здоровье воспитанников;

· выбора адекватных методов и средств реализации программы воспитания конкретной группы воспитанников и каждого отдельного воспитанника;

· постепенного включения воспитанников в различные виды деятельности, в том числе интеллектуальную и трудовую.

Вся система работы воспитателя определяется Законом РФ «Об образовании», уставом конкретной школы, интерната, детского дома, правилами внутреннего распорядка, программой воспитания.

Результаты реализации требований, положений, инструктивных рекомендаций должны быть отражены в документации воспитателя.

Четкая программа воспитания, разработанная с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, позволяет успешно решать задачи воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития.

Вопросы и задания

1. Что такое формы организации воспитательной деятельности?

2. В чем состоит индивидуальный подход в воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития?

3. Какие личностные качества являются наиболее важными при изучении воспитанников с нарушениями интеллекта?

4. Чем определяется выбор форм организации воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида?


5. Охарактеризуйте особенности дифференцированного подхода в воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития.

6. Перечислите основные формы работы воспитателя.

7. Почему в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью трудовое воспитание является ведущим?

8. Какой принцип можно назвать основным в воспитании детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида?

9. Составьте план-конспект классного часа.

10. Какие нормативные акты могут служить основанием для планирования работы воспитателя?

11. Перечислите, какие основные режимы выделяются в работе коррекционной школы VIII вида.

12. В чем сущность охранительного и щадящего режимов?

13. Назовите внешние и внутренние условия реализации воспитательного процесса в коррекционной школе.

14. Составьте микрокалендарный и тематический план по одной из выбранных вами форм.

15. Составьте подробный ежедневный план воспитательной работы.

 

Рекомендуемая литература

1. Замский X. С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспи­ания и обучения / X. С. Замский. — М., 1995.

2. Pay Е. Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников // Психотерапия в дефектологии: кн. для учителя / Е. Ю. Pay. — М„ 1992.

3. Антипов В. И. Внеклассные занятия по труду во вспомогательной школе / В. И. Антипов. — М., 1971.

4. Белкин А. С. Нравственное воспитание во вспомогательной школе /

i. С. Белкин. — М., 1977.

5. Богданова О. С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками / О.С.Богданова, О.Д.Калинина. — М., 1985.

6. Власова Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М.С. Певзнер. — М., 1967.

7. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред.

i. В. Воронковой. — М., 1994.

8. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / JI. С. Выготский; сост. Т.М.Лифанова; авт. коммент. М.А.Степанова. — М., 1995.

9. Грибанова Г. В. Межличностные отношения между взрослыми и детьми в условиях детского дома // Дефектология. — 1993. — № 6.

10. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе / И. А. Грошенков. — М., 1993.

11. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Г. М. Дульнев. — М., 1981.

12. Евтушенко И. В. Организация музыкальных занятий в системе учебно- воспитательного процесса в школе-интернате для умственно отсталых детей-сирот//Дефектология. — 1995. — № 5.

13. Колесов В.Д. Беседы о половом воспитании / В. Д. Колесов. — М., 1980.

14. Коломинский H.JI. Развитие личности учащихся вспомогательной школы / H.JI.Коломинский, В.М.Слуцкий. — Киев, 1978.

15. Коробейников И. А., Слуцкий В.М. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации // Дефектология. — 1990. — № 3.

16. Кульневич С. В. Воспитательная работа в современной школе / С.В.Кульневич, Т. П.Лакоценина. — М., 2000.

17. Лебединская К. С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере / К.С.Лебединская, М.М.Райская, Г.В.Грибанова. — М., 1988.

18. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномально­го развития детей / В. И. Лубовский. — М., 1989.

19. Лурье Н. Б. Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми / Н.Б.Лурье. — М., 1962.

20. Малкин М.Д. Работа классного руководителя с родителями учащихся по вопросам антиалкогольной пропаганды: методические рекомендации / М.Д.Малкин. - М., 1986.

21. Примерное содержание воспитания школьников / под ред. И. С. Марьенко. - М., 1980.

22. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика / Е. М. Мастюкова. — М., 1997.

23. Мозговой В. М. Методические рекомендации по организации физического воспитания во вспомогательной школе / В. М. Мозговой, А.А.Дмитриев, А. С. Самыличев. — М., 1986.

24. Московкина А. Г., Сагдуллаев А. А. Мотивационный и эмоциональный профиль личности подростков с легкими формами умственной отсталости // Дефектология. — 1991. — № 3.

25. Петрова В. Г. Роль эмоционально-волевой сферы в познавательной деятельности умственно отсталых учащихся // Эмоционально-волевые процессы и познавательная деятельность умственно отсталых детей: сб. науч. тр. / В.Г.Петрова. — М., 1993.

26. Пузанов Б. П. Методические рекомендации по организации правового обучения и воспитания во вспомогательной школе / Б. П. Пузанов. — М., 1984.

27. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я.Рубинштейн. - М., 1986.

28. Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе / В. П. Сергеева. - М., 2001.

29. Смирнова А. Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы / А.Н.Смирнова. — М., 1982.

30. Шилина 3. М. Классный руководитель: искусство воспитания / З.М. Шилина. - М., 1997.

31. Эстетическое воспитание во вспомогательной школе / под ред. Т. Н. Головиной. — М., 1972.

32. Ясникова Л.Д. Вопросы управления воспитательным процессом на современном этапе / Л. Д.Ясникова. — М., 1985.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.