Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение отношения мужчин и женщин к профессии педагога






Гендер, как уже было выяснено, оказывает значительное влияние на профессиональную деятельность человека, и в особенности, на такую профессию, как педагог. Учителя, преподаватели – это те люди, от которых в немалой степени зависит, каким вырастет наше молодое поколение, и какое будущее они построят. Но парадокс в том, что престижность данной профессии неуклонно снижается в современном обществе.

В школах и других учебных заведениях налицо перевес в женском преподавательском составе, мужчины же заняты в других областях профессиональной деятельности. В чем же причина? Почему же профессия педагога, которая изначально является мужской, на сегодня не находит авторитета у мужской части населения?

Чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо выяснить, а какой же сегодня преподаватель, каким он представляется человеку, какими качествами он должен, прежде всего, обладать и т.д. Наилучшим способом изучения этих и других вопросов, на наш взгляд, является изучение мнения людей и их собственных оценок профессии педагога, так как только они смогут дать исчерпывающую информацию по интересующей нас теме, наибольшим образом соответствующую действительности.

Объектом заявленного исследования являются две группы населения, детерминированные по возрасту: молодежь, в возрасте от 18 и до 30 лет, и люди более старших поколений, в возрасте от 30 лет и выше.

В качестве первого метода выбрано анкетирование (см. Приложение №2, 3).Исследование носит статус пилотажного, и в связи с этим в опросе принимали участие равные представительные группы от двух сравниваемых совокупностей: 50 человек молодежи и 50 людей старших поколений.

Обработка полученных данных производилась в компьютерной программе Microsoft Office Excel 2007.

Помимо анкетирования в ходе исследования была проведена фокус-группа (см. Приложение №4, 5). Это качественный метод сбора информации, предметом анализа которого выступает содержание высказываний, а не их количество.

Применение данного метода обоснованно нами как возможность выявления дополнительных, более глубинных сведений по изучаемой нами теме, которые бы смогли проиллюстрировать и уточнить полученные в результате анкетирования данные.

Итак, перейдем к описанию социально-демографических характеристик респондентов, которые приняли участие в нашем социологическом опросе.

В ходе исследования мы опросили следующую совокупность респондентов: 100 человек, из которых половину составляет молодежь (50%) а половину - люди старших поколений (50%). Среди молодежи опрошено – 50% женщин и 50% мужчин, среди людей старших поколений соответственно также.

Среди опрошенных большую часть составляют люди с высшим образованием (45%), чуть меньше респондентов оказались со средним общим образованием (29%), пятую часть опрошенных составляют люди со средним специальным образованием (17%) и замыкают список 9% респондентов с начальным профессиональным образованием.

Среди молодежи больший процент составляют люди со средним общим образованием. Так среди мужчин в возрасте от 18 до 30 лет, со средним общим образованием насчитывается 48%, а среди женщин в этой же возрастной категории – 60%. У старших поколений противоположная картина: больший процент составляют люди с высшим образованием, причем как у мужчин, так и у женщин. Среди мужчин этот показатель равен 60%, а среди женщин – 64%, однако также по 24% мужчин и женщин имеют средне профессиональное образование.

Таким образом, в нашем исследовании приняли участие люди различных возрастных категорий, а также с разным уровнем образования. Именно это помогло изучить данную проблему с разных точек зрения. Например, узнать мнения людей, которые совсем недавно окончили школу, и имели определенный опыт общения с учителями, и также опросить респондентов, которые учатся или уже окончили высшее учебное заведения, где также сталкивались с различными рода проблемами изучаемого нами социального явления.

Вводным вопросом, с которого начиналась анкета, служил вопрос о том, какое значение имеет профессия педагога в современном обществе (см. Приложение №3, 3.1.). В целом большинство мнений людей по этому вопросу разделились почти поровну: 46% опрошенных считают, что педагог имеет большое значение, и вносит неоценимый вклад в развитие личности и общества, 44% же считают, что преподаватель имеет относительное значение, так как всё зависит и от педагога и от обучаемого человека. Различия между ответами молодежи и людей старших поколений присутствуют, но не очень значительные.

Так 40% и мужчин и женщин в возрасте 18-30 лет считают, что педагог имеет большое значение в современном обществе, 48% мужчин и 40% женщин этой возрастной категории придерживаются мнения, что всё зависит и от педагога и от учащегося. Также 20% женщин против 8% мужчин, считают, что влияние педагога малозначительное, и всё на самом деле зависит от людей, которые обучаются. И не обошлось без тех людей в этой возрастной группе, кто думает, что преподаватель имеет абсолютно незначительную роль в образовательном процессе – это 4% мужчин.

Мнение старшего поколения также разделилось между двумя ответами: 56% мужчин и 48% женщин отдают большую роль педагогу в образовании, развитии личности и общества в целом; и 40% мужчин и 48% женщин считают, влияние педагога относительным. Однако в этот раз ни одна женщина старше 30 лет не придерживается мнения, что педагог имеет малозначительное влияние, тогда как 4% мужчин всё же так считают.

Для более подробного дальнейшего изучения субъективных характеристик участников опроса по поводу профессии преподавателя, мы задали вопрос, о том, какой, по их мнению, уровень престижа данной профессии на сегодняшний день, и вот, что мы выяснили. Большинство респондентов считают, что уровень престижа преподавателя «низкий» - это 46% опрошенных. Тем не менее, 42% считают данный уровень «средним», лишь 5% ответили, что, на их взгляд, уровень престижа на сегодняшний день «высокий», и 7% считают его «очень низким». В половозрастном соотношении все, кроме мужчин в возрасте 18-30 лет, считают, что уровень престижа профессии педагога – «средний» (52% - женщины 18-30 лет, 40% мужчины 30 лет и старше, 56% женщины 30 лет и старше), тогда как молодые мужчины (64%) придерживаются мнения, что престиж профессии «низкий». В этом вопросе подтвердилась одна из гипотез исследования о том, что уровень престижа, по мнению респондентов, будет «низким». Следующий смежный вопрос отражает отношение респондентов к педагогам, т.е. пользуются ли уважением и авторитетом представители данной профессии, по их мнению (см. Приложение №3, 3.2.). Итак, в этом вопросе респонденты даже с учетом половозрастной характеристики оказались единогласны: 63% опрошенных считают, что представители пользуются уважением и авторитетом, но не таким уровнем, как хотелось бы. Больше всего с этой точкой зрения согласны женщины, сначала молодые (72%), затем старше 30 лет (60%), после мужчины в возрасте 18-30 лет (64%) и, наконец, мужчины старше 30 лет (56%).

Очевидным с нашей стороны является вопрос о заработной плате педагога, ведь зарплата это та характеристика, с помощью которой мы оцениваем труд человека. На наш взгляд, ни в коем случае нельзя считать труд учителя или другого педагога недостаточным, многие педагоги считают своим призванием учить детей. В связи с этим, неудивительными были результаты ответов на этот вопрос: большинство респондентов (56%) считают заработную плату педагога «низкой», 17% считают «очень низкой», и лишь 25% «средней». Больше всех согласны с мнением о «низкой» зарплате женщины старшего поколения (64%), быть может, потому, что сами знакомы с этой проблемой, ведь в школах большинство учителей - женщины в возрасте старше 30 лет или пенсионеры. Затем мужчины старшего поколения (60%), после молодежь – девушки 56%, юноши 44%. «Очень низкой» зарплатой педагога считают 28% мужчин от 18 до 30 лет.

На наш взгляд, показалось важным отметить условия труда, в которых учителям, преподавателям приходится работать и что самое главное учить. Ведь крайне необходимо, чтобы дети были окружены нормальными условиями, и всем необходимым (учебниками, компьютерами, оборудованными классами) для качественного образовательного процесса. Также любому работнику, занятому в той или иной сфере деятельности, хочется работать в хороших условиях, поэтому мы включили вопрос о «качестве условий труда преподавателя в целом» в нашу анкету. Результаты, на наш взгляд, не утешительные, основным большинством (64%) респонденты посчитали, что условия «удовлетворительны», а 12% «неудовлетворительны», и что самое шокирующее никто не определил качество условий труда преподавателя как «отличные». Цифры говорят сами за себя, если мы хотим, чтобы люди выбирали профессию педагога, нужно сначала обеспечить им все условия для этой работы. Из этого вопроса вытекает следующий, напрашивается сам собой: «А как улучшить эти условия?». Основным способом являются реформы, поэтому для начала мы спросили у респондентов, насколько они вообще информированы о реформах в сфере образования. В итоге, 49% - информированы недостаточно, 24% - информированы хорошо и 27% - не информированы. Как следствие, на следующий вопрос о том, как реформы влияют на престиж профессии учителя в обществе, практически треть опрошенных респондентов (29%) затруднились ответить на этот вопрос. 36% считает, что реформы никак не влияют на восприятие учителя другими людьми. Среди молодежи и более старшего поколения есть некоторые отличия в ответе на последний вопрос. Мужчины в возрасте 18-30 лет (40%) и женщины старше 30 лет (44%) посчитали влияние реформ нейтральным, можно сказать, незначительным. А женщины в возрасте 18-30 лет (44%) и мужчины старше 30 лет (36%) также как и большинство затруднились ответить на данный вопрос.

Следующий блок вопросов касается субъективной оценки респондентов личностных качеств педагога. Личностные качества мы разбили на два вопроса: непосредственно профессиональные качества и умения педагога (см. Приложение №3, 3.3), и его сугубо нравственные, индивидуальные особенности (см. Приложение №3, 3.4.). Оба вопроса включали большие номинальные шкалы, так как было необходимо перечислить довольно много возможных характеристик и качеств педагога, ведь каждый респондент представляет педагога по-своему. Итак, на первый вопрос о том, какими профессиональными качествами должен обладать педагог, респонденты ответили: 83% всех опрошенных на первое место ставят «знание преподаваемого предмета», на второе место 53% поместили «умение учить, воспитывать», и на третьем месте, по мнению респондентов, оказалось «умение общаться с детьми, коллегами, родителями (48%). Также прямо следом (27%) идет такое качество как «вера педагога в силы, возможности каждого ребенка», что на наш взгляд, является немаловажным. Между ответами молодого и старшего поколения, есть отличия и сходства. Так абсолютно все ставят на первое место «знание предмета» (мужчины всех возрастов по 84%, женщины 18-30 лет – 88%, женщины старше 30 лет – 76%), на втором месте у девушек (56%) и у женщин старшего поколения (60%) является «умение общаться с детьми», и это вполне объяснимо, ведь любой маме важно как учитель общается с ее ребенком и с ней самой. Другое мнение у мужчин, молодые юноши (60%) и мужчины в возрасте (52%) на второе место ставят «умение учить, воспитывать». Интересным является тот факт, что практически все опрошенные третье место поделили между «умением учить, воспитывать» и «умением общаться с детьми», и только мужчины старшего поколения на третье место указали «веру педагога в возможности ребенка» это 40%. Также стоит отметить, что для женщин старшего поколения важным показателем является «способности педагога к саморазвитию, самообразованию» - 28%, а для мужчин в том же возрасте приоритетным является «умение слушать и выслушивать» тоже 28%. Что касается молодежи, то они выделяют «эрудицию, широкий кругозор» (юноши 24%, девушки 40%) и «правильную речь» (девушки 24%).

Следующий вопрос содержал 14 личностных качеств (доброта, терпеливость, трудолюбие и другие), но наиболее популярным среди респондентов оказался вариант «любовь к детям» - это 58% всех опрошенных. Также они отметили «терпеливость», «объективность» по 52%, «доброту» - 41% и «ответственность» - 37%. Респонденты старшего поколения, как мужчины, так и женщины, на первое место ставили «любовь к детям», это 72% и 76% соответственно. У молодежи мнения разделились, юноши предпочтение отдают «терпеливости» - 56%, а девушки «эмоциональной уравновешенности» - 68%. Также интересно отметить, мужчины в возрасте от 18 до 30 лет, особо выделяют «объективность» (48%) и «честность» (44%), женщины в этой возрастной категории отдают предпочтение также «объективности» (64%), «терпеливости» (60%) и 44% выделяют «любовь к детям». Среди старшего поколения, мужчины выделяют «доброту» (40%), также только они определили наибольший процент такому качеству, как «трудолюбие» (32%). Женщины же заинтересованы в «порядочности» (56%) и «эмоциональной уравновешенности» (48%) педагога, также выделяют «доброту» (52%) и «ответственность» (44%). Таким образом, в анкете заканчивается блок оценки личностных качеств педагога, и складывается некий образ педагога для молодежи и более старшего поколения.

Все вопросы, которые уже были рассмотрены, касались вопросов конкретно о педагоге, о его статусе, качествах, о его роли в обществе. Следующий же блок вопросов рассматривает уже гендерный аспект профессии педагога. Для начала мы предложили оценить респондентам такое явление как «феминизация образования». Мы задали вопрос о том, как они относятся к тому, что в учебных заведениях в основном работают женщины (см. Приложение №3, 3.5.). По результатам опроса было выявлено, что 57% опрошенных относятся «скорее, положительно», 22% - «скорее, отрицательно», 17% - «положительно» и лишь 4% - «отрицательно. Как мужчины (по 48% обоих возрастов), так и женщины (девушки 76%, женщины 56%) отдают предпочтение именно варианту «скорее, положительно». На наш взгляд, это лишь подтверждает одну из гипотез. Мы не могли предположить каким образом люди отнесутся к такому социальному явлению, но очевидно надеялись, что люди его хотя бы знают или замечают. Поэтому гипотеза о том, что большинство опрошенных респондентов, тем не менее, выделят феминизацию преподавательской деятельности, подтвердилась.

Следующим по логике анкеты стал вопрос о том, как может влиять это преобладание женщин на образовательный процесс (см. Приложение №3, 3.6.). Судя по тому, что многие респонденты отнеслись к этому явлению положительно, то можно смело предположить, что и влияние будет оказываться такое же. Итак, 52% опрошенных считают, что преобладание женщин делает учебную среду гуманнее, другими словами они скорее положительно оценивают это социальное явление. 17% настроены позитивно, соглашаясь с мнением, что женщины-педагоги более заинтересованы в обучении и воспитании, а 14% респондентов отрицательно оценивают это преобладание. Особых отличий между взрослым и молодым поколением не наблюдается, в основном все придерживаются точки зрения, что участие женщин в образовательном процессе делает учебную среду гуманнее (40% - юноши, 64% - девушки, 48% - мужчины, 56% - женщины).

Очевидным является недостаток мужчин в учебных заведениях, в школах это в основном три – четыре человека: учителя труда, физической культуры и директор. Хотя мужчины могли бы прекрасно преподавать историю, обществознание, точные науки, ведь, как уже было сказано, учитель исконно мужская профессия. Почему же наблюдается такая нехватка мужских кадров сегодня? Этот и другие вопросы мы и задали респондентам, первый из которых, каково их отношение к такому недостатку мужчин в образовательной сфере (см. Приложение №3, 3.7.). В результате чего выяснили, что половина опрошенных респондентов относится «скорее, отрицательно», практически треть (29%) - «скорее, положительно», только 6% - «положительно» и 15% - «отрицательно». Мнения разделились скорее не между возрастными группами, а просто между мужчинами и женщинами. Женщины в большей степени относятся к этому явлению «скорее, отрицательно»: девушки 60%, женщины 56%. Мужчины же сомневаются, поэтому разница между выбором ответа «скорее, отрицательно» и «скорее, положительно» небольшая. Среди юношей почти половина (48%) выбрали «скорее, отрицательно», 24% «скорее, положительно»; среди мужчин – «скорее, отрицательно» 36%, «скорее, положительно» 28%. Так как выяснилось, что всё-таки большинство респондентов считает недостаток мужчин «скорее отрицательным», то мы можем утверждать, что подтверждается еще одна из гипотез нашего исследования. Гипотеза о том, что «многие из респондентов посчитают важным наличие мужчин в качестве преподавателей в образовательной сфере».

Теперь необходимо перейти собственно к причинам таких явлений как «феминизация образования» и недостаток мужчин в учебном процессе. На вопрос: «Как вы считаете, каковы причины небольшого количества мужчин в роли преподавателей?» респондентам была также предложена номинальная шкала, с возможность выбора нескольких вариантов ответов, так как таких причин может быть много. Итак, 83% опрошенных посчитали главной причиной недостатка мужчин в учебных заведениях – неудовлетворенность заработной платой. Далее, 43% недовольны относительно низкой престижностью педагогической деятельности, и 33% уверены, что мужчинам присущи более «мужественные» профессии с затратой физических сил. В этом вопросе женщины в целом солидарны с мнением большинства, однако 32% женщин старшего поколения выделяют такую причину, как «высокие психологические нагрузки». Мужчины обоих возрастных категорий делают акцент на «неудовлетворенности зарплатой» (76% и 88%), а также едины в таких причинах, как «низкий престиж» (по 44%) и «мужчинам присущи более мужественные профессии» (по 28%).

Почему же женщины преобладают в образовательной сфере? 41% респондентов решил, что «женщины лучше находят контакт с детьми», четверть (25%), что это вообще «чисто женская работа: обучение, воспитание детей» и 18% считают женщин «более управляемыми», которые «хорошо подстраиваются под любой режим работы». Среди возрастных поколений и по половому признаку отличий немного: мужчины старше 30 лет в большой степени отдают предпочтение причине «лучше находят контакт с детьми» - это 52%, молодые девушки не выделяют такую особенность, как «чисто женская работа», а практически четверть девушек считает женщин-педагогов «более управляемыми» (24%).

И наконец, блок вопросов о гендерных особенностях преподавания мужчин и женщин. В анкете на эту тему было представлено три вопроса, собственно есть ли вообще различия в преподавании мужчины и женщины, каково преподавание женщины, и каково, на ваш взгляд, преподавание мужчины.

В первом вопросе о том, есть ли различия в преподнесении предмета мужчиной и женщиной среди респондентов не было разногласий (см. Приложение №3, 3.8.). Большинство опрошенных (79%) считаю, что «да», конечно, отличия есть. Люди старшего поколения ответили на этот вопрос абсолютно идентично, 80% уверены, что отличия присутствуют и 20%, что их нет. Молодежь же немного посомневалась, в особенности юноши, треть из них (32%) всё-таки пришли к выводу, что отличий нет. Этим вопросом подтверждается одна из наших гипотез о том, что «большая часть опрошенных посчитает, что преподавание мужчин и женщин значительно отличается».

Два последующих вопроса предлагаем рассмотреть в совокупности, так как они во многом пересекаются (см. Приложение №3, 3.9, 3.10.). Итак, на первый вопрос о преподавании женщин, больше половины опрошенных (53%) ответили, что относятся «нейтрально, мне всё равно кто именно преподает, всё зависит от человека». С небольшим перевесом, но всё же в одном направлении ответили респонденты и на второй вопрос, касающийся преподавания мужчин: 62% также посчитали, что им важнее, какой человек преподает предмет, а не какова его принадлежность к полу. Тем не менее, можно выделить некоторые особенности, которые отметили респонденты. Например, 32% юношей считают преподавание женщин «хорошим, но слишком эмоциональным» (что подтверждает одну из гипотез исследования), мужчины старшего поколения также отмечают излишнюю эмоциональность, и вместе с женщинами старше 30 лет выделяют создание женщинами-педагогами «благоприятной психологической атмосферы» (24% - мужчины, 32% - женщины). Интересен факт, что девушки одинаково в обоих вопросах составляют самый большой процент в выборе ответа «нейтрально, всё зависит от человека» - это 72%. Что касается преподавания мужчин, то стоит отметить, что, безусловно, многие респонденты выделили создание «дружеской атмосферы, поддерживание дисциплины» (40% - женщины старше 30 лет, 28% - мужчины старше 30 лет). Но некоторые из опрошенных, кроме мужчин старшего поколения, выделили такую не самую приятную особенность, как «не считаются с чужым мнением» (по 4% у каждой возрастной группы). У педагогов-женщин 8% юношей выделили такую черту, как «хуже, чем мужчины, знают предмет». В целом в этих вопросах подтверждается еще одна наша гипотеза, которая предполагала, что «большинство опрошенных респондентов относятся нейтрально к гендерному аспекту профессии педагога».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.