Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние гендера на профессиональную деятельность






Полоролевая идентичность как мужчин, так и женщин формируется и изменяется в зависимости от условий воспитания, обучения и степени давления полоролевых стереотипов, прививаемых средствами массовой информации. Несмотря на декларирование «равных возможностей» для мужчин и женщин в приобретении той или иной профессии, исторически сложившиеся стереотипные представления о «мужских» или «женских» специальностях довлеют среди значительной части населения.

На фоне происходящих в настоящее время социальных, политических и экономических изменений во всем мире, содержание гендерных ролей подвергается трансформации. Однако во многих культурах мужчины и женщины воспринимаются как обладающие взаимоисключающими, противоположными личностными и поведенческими характеристиками. Мужчины представляются как агрессивные, сильные, независимые, умные и творческие; женщины - как покорные, эмоциональные, консервативные и слабые. Определение маскулинности исключительно как " мужского", а феминности только как " женского" является стереотипным, формирующим ошибочные консервативные представления[21].

Анализ половых различий в значимости тех или иных характеристик работы показывает, что наиболее выраженные различия связаны с тем, что женщины предпочитают работу с людьми и рассматривают качество производственных отношений как один из основных факторов выбора профессии, а мужчины придают основное значение свободе и автономии деятельности.

Гендерные стереотипы, сопровождающие и современный процесс социализации, могут дезориентировать, оказавшись ложными или мало отвечающими действительности, и серьезно деформировать личностное развитие и межличностное взаимодействие. Не смотря на то, что стереотипные представления имеют тенденцию оставаться стабильными на протяжении длительного времени как в индивидуальном, так и общественном сознании, изменение ценностей и культуры отношений людей закладывает основу для формирования новых норм и правил поведения в современном мире.

Часто стереотип преувеличивает гендерные различия, которые на самом деле не является устойчивой характеристикой отдельных личностей. В современном обществе существует множество женщин, которые успешно занимаются бизнесом и мужчин, которые обретают себя в творчестве и традиционно чисто женских занятиях.

В обыденном сознании существуют довольно устойчивые представления о разделении профессиональных занятий по признаку пола. Само наименование профессии зачастую имманентно содержит ее гендерную идентификацию. Например, чаще употребляется слово " уборщица", хотя официальное название — " уборщик". " Прачка", " швея" не имеют мужского аналога, а " прораб" — женского. В основе этого лежат традиционные представления о гендерных ролях и " естественном" разделении труда по половому признаку, включающие различия между женским неоплаченным домашним трудом (частная сфера) и мужским оплачиваемым трудом (публичная сфера). Профессиональная сегрегация по признаку пола в немалой степени обусловлена перенесением этих стереотипов на сферу занятости — " женские" профессии предстают продолжением женских домашних обязанностей и считаются связанными с защитой репродуктивной функции.

Советский гендерный порядок обуславливал различие ролей мужчины — кормильца семьи, чей социальный статус определялся положением на работе, и женщины, хотя и работающей, но основную ответственность несущей за домашнее хозяйство. Гендерные идентичности советского времени до сих пор продолжают оказывать существенное влияние на поведение людей в сфере занятости. Предубеждения по поводу гендерного разделения труда свойственны как работодателям, так и самим работникам, заставляя их выбирать соответствующее место в профессионально-квалификационной структуре экономики.

В сфере занятости стереотипы предстают в виде " гендерного образа рабочего места" [22], которое может определяться как " мужское", " женское" или " гендерно-нейтральное". Практически ни одно рабочее место не является " гендерно-нейтральным", формирование гендерной структуры трудового рынка в значительной степени обусловлено влиянием традиционных стереотипов, присущих его основным субъектам: работникам и работодателям. Гендерные стереотипы действуют как субъективные ограничения возможностей работников, оказывая влияние на их мотивацию и уровень притязаний. Однако социальная практика меняет традиционные представления: люди все чаще определяют гендерные характеристики собственного рабочего места в соответствии со своим полом, а не со стереотипными представлениями о работе. В то же время представления о " мужской" и " женской" работе достаточно подвижны, социальные практики оказывают на них значительное формирующее воздействие. Занимая конкретное рабочее место, возможно, " нейтральное" для нанимателя, основная часть работников легко присваивает своей работе гендерный ярлык, который практически всегда соответствует их полу.

Взаимодействие двух основных акторов трудового рынка — нанимателей и работников — еще один уровень, на котором происходит гендерная структуризация рынка труда. Нормативные представления о разделении профессиональных занятий и рабочих мест по признаку пола в значительной мере присущи и тем, и другим. Наниматель определяет требования к претендентам на рабочие места, среди которых пол играет значительную роль. В советский период такая дискриминация имела, по крайней мере, скрытый характер. На многочисленных стендах " Требуются работники…" не было принято указывать их социально-демографические характеристики. С распадом советской системы работодатели, освобожденные от идеологического давления, связанного с реализацией эгалитарной политики равных возможностей в сфере занятости, сделали требования к полу, равно как и к возрасту работников явными и общепринятыми. Представления нанимателей формируют картину гендерной сегрегации рынка вакансий[23].

Таким образом, существующие модели отношений в трудовой деятельности, поддерживаемые гендерными стереотипами, напрямую связаны с таким феноменом, существующим в социальной реальности как гендерная сегрегация, проявляющаяся в асимметричном распределении мужчин и женщин, причем, не только на должностном уровне, а также отраслевом и профессиональном. Отраслевая сегрегация заключается в том, что женщины в основном сосредоточены в определенных отраслях хозяйственной деятельности: легкая, пищевая, фармацевтическая, прядильная, швейная промышленность, образование, здравоохранение и др. Мужчины в тяжелой и добывающей промышленности, строительно-монтажных работах, транспорте и т.д. Разделение труда по половому признаку связано с представлениями о «мужской» и «женской» работе на основании гендерных различий, которые, хотя и создаются социально, в том числе используя и гендерные стереотипы, все же продолжают базироваться на «естественных» качествах и способностях полов[24].

Необходимо отметить, что профессиональная сегрегация, по признаку пола обусловленная представлением о женской работе как продолжении ее домашних обязанностей и необходимости защиты репродуктивной функции способствует распространению мнения, что женщины сами выбирают менее «требовательные» виды занятости из-за конфликта с другими обязанностями. Это объяснение не учитывают того факта, что женщины, прежде всего, социализируются как будущие матери, в чью обязанность входит забота о других членах семьи, в то время как структура рынка не предполагает включения домашних обязанностей. Поэтому когда женщины выбирают неполный рабочий день, они руководствуются стремлением не к низкой оплате, а желанием совместить обязанности в семье и на работе.

В современных обществах давно отпала социальная необходимость разделения труда по этому признаку. Человеческое общество изменилось технически и технологически, социально и юридически. С помощью научных и медицинских достижений, в результате снижения детской смертности женщины перестали быть «фабриками» по непрерывному воспроизводству населения, отпала необходимость постоянного пребывания женщины дома по уходу за детьми, тем более их количество за редким исключением превышает одного – двух. Тем не менее, традиционные роли сохраняются: от женщин требуется и приветствуется концентрация в частной сфере, а от мужчин преуспевание в сфере общественной. Кроме того, женские профессии и женские рабочие места продолжают формироваться простым перенесением на социальный уровень традиционных женских занятий в рамках семьи. При этом также считается, что женское занятие не престижно, не так социально значимо и поэтому должно ниже оплачиваться по сравнению с мужской занятостью в профессиональной сфере[25].

По мысли Ц. Кокбурн [26], в целом мужчины оказались более способными по обращению своих физических отличий в социальное и экономическое преимущество над женщинами: «они организовали свою занятость так, чтобы получать выгоду от тех различий, которые они сами и сконструировали. Атрибуты силы и мастерства широко используются также в конкуренции между мужчинами при создании ими своей иерархии, которая позволяет им господствовать над женщинами».

Ф. Райт, социальный мыслитель феминистского толка начала XIX века, рискнула сделать заявление, что «до тех пор, пока женщины не займут подобающего места в обществе, определенного здравым смыслом и добрыми намерениями, человек едва ли будет заметно совершенствоваться». По её мнению, «напрасны усилия, сдерживающие добрую половину рода человеческого…Какое бы место ни занимали женщины на пути развития рода человеческого, они этот путь определяют. Они развиты? – значит, общество не закоснело в невежестве и грубости. Они невежественны? - значит, и общество вульгарно. Они мудры? – значит, все кругом процветает. Глупы? – тогда все идет вверх дном. Они свободны? – облагораживается человеческая природа. Порабощены? – значит, род человеческий находится в упадке»[27].

Мужчины, исторически определенные содержать семьи, смиряясь со стереотипом «мужчина – кормилец», вынуждены приспосабливаться к существующим рыночным условиям и вступая, в конкурентную борьбу за рабочие места с женщинами, желающими реализовываться в трудовой сфере, начинают активно «торговаться» за повышенную заработную плату для обеспечения достойного уровня существования. При таком раскладе мужчины находятся в более стрессовой ситуации, чем женщины в силу укоренившегося стереотипа главенствующей роли мужчины, так как перекладывать финансовые проблемы по обеспечению семьи им не на кого. Причем перед многими из них, не «встроившимися» в новую реальность, встает извечно русский вопрос: если честным трудом достаток приобрести нельзя, то, как тогда можно? Не находя ответа, впадая в тупик, решают проблему «уходом» из семьи, в пьянство, или в то и другое одновременно, и в такой ситуации им тоже не до реализации личных, жизненных целей.

Подводя итоги, можно выделить следующее: до сих пор одним из главных оснований разделения труда по признаку пола продолжает выступать влияние гендерных установок[28], утверждающих, что биологические особенности женщин, связанные с репродуктивной функцией негативно влияют на их успешность в профессиональной деятельности. Гендерные стереотипы влияют на реализацию личных жизненных притязаний мужчин и женщин, а труд, экономическая свобода – это именно те составляющие, которые позволяют личности быть самостоятельной и способной воплощать свои жизненные цели.

Одной из профессий, которая также подвержена гендерной сегрегации, и которую на сегодняшний день просто необходимо рассматривать с точки зрения гендерного подхода, является профессия педагога. Педагог — это широкая специальность, объединяющая людей, которые работают в школах учителями, преподавателями в ВУЗах и профессионально-технических училищах[29]. То есть те люди, которые непосредственно участвуют в том, чтобы его подопечный получил необходимые знания в какой-либо области, называются педагогами. Они хотят дать своим ученикам хорошее воспитание и достойное образование.

Педагог — одна из самых древних профессий, — давно уже требует к себе особого внимания, ведь ее престиж в конце XX — начале XXI столетия значительно снизился. «Утраченное уважение к профессии педагога в российском обществе до сих пор не вернулось»[30], - считает председатель большого жюри конкурса " Учитель года России", ректор МГУ имени Ломоносова В. Садовничий. " Чтобы не говорили здесь (на конкурсе " Учитель года России") педагоги о некоторой самодостаточности, но если говорить в целом, то правда состоит в том, что привлекательности этой профессии, такой, какой бы нам хотелось, пока в обществе нет", - сказал ректор.

Тем не менее, это одна из самых распространенных профессий в мире: в России их более 3 миллионов, и около половины из них — школьные учителя. Около 20% россиян с высшим образованием имеют педагогическое образование, среди женщин этот показатель еще выше — около трети. Например, профессия учителя одна из самых престижных в Финляндии, по своей популярности она уступает только профессиям врача и пожарного, при этом к педагогу предъявляются самые высокие требования, главные из которых - высшее образование и магистерская степень[31].

У каждой профессии есть свои определенные особенности, профессия педагога отличается следующими характеристиками[32]:

1. Деятельность педагога имеет преемственно-перспективный характер. Это означает, что педагог, опираясь на опыт прошлого, проектирует развитие личности на перспективу, на будущее. Педагог всегда заглядывает вперед: к чему, к какой жизни готовить своих воспитанников. Следовательно, педагогу необходимо профессионально владеть опытом прошлого, особенно хорошо ориентироваться в современной жизни и предвидеть контуры будущего, предвосхищать события, которые могут быть в предстоящей жизни.

2. Объект педагогической деятельности (воспитанник) — постоянно развивающийся и меняющийся динамичный индивид (или группа). Он имеет свои потребности, цели, мотивы деятельности, интересы и ценностные ориентации, которые регулируют его поведение. И, следовательно, педагогу приходится “приспосабливать” свою работу к особенностям этого объекта, чтобы он стал союзником, активным соучастником учебно-воспитательного процесса. В идеале вместо субъектно-объектного отношения складывается субъектно-субъектное взаимодействие между воспитателем и воспитанником.

3. Педагогическая деятельность имеет коллективный характер. В школе, в других учебно-воспитательных учреждениях, работает не педагог-одиночка, а один из членов педагогического коллектива. Это особенно проявляется в том классе, где работает 8-10 преподавателей-предметников и, кроме учителей, есть еще воспитатели. Любой из них достигнет хороших результатов только тогда, когда будет выработана общая цель на перспективу.

На эту особенность педагогической профессии обратил внимание педагог и писатель А.С. Макаренко [33]. Он полагал, что в коллективе педагогов каждый учитель, воспитатель, будучи неповторимой личностью, чем-то своим обогащает коллектив, и в свою очередь обогащается сам. Коллектив силен и хорош тот, в котором есть разные учителя: молодые и пожилые, начинающие работать и опытные, мужчины и женщины, любители разных видов искусства. Именно в коллективе учитель получит помощь в случае затруднений, возникающих в работе. В этом состоит смысл коллективного характера работы педагога, составляющего одну из особенностей его профессии.

4. Целенаправленная и организованная профессиональная деятельность педагога проходит в природной и социальной среде. Она в свою очередь представляет собой мощный, хотя часто неорганизованный, случайный и потому неуправляемый фактор, воздействующий на развитие и формирование личности. На молодого человека, кроме педагога, оказывают влияние и средства массовой информации (СМИ)[34]. В этой ситуации, когда на развитие личности одновременно воздействует много факторов, педагогу приходится вести “конкурентную борьбу” с негативными явлениями и искать союзников в благоприятной среде.

5. Творческий характер педагогической деятельности. Диагностируя и оценивая динамичную учебно-воспитательную ситуацию, педагог постоянно корректирует намеченные операции, приемы и действия, ищет новые, оптимальные пути достижения цели. Педагог в живой работе не может ограничиться лишь накопленным опытом профессиональной деятельности. Он постоянно ищет новое, пополняет и обогащает запас приемов и методов работы.

6. Результаты профессиональной деятельности педагога отдалены во времени, иногда значительно. Для сравнения возьмем садовод, каков будет его урожай — он узнает осенью, т.е. через 4-5 месяцев, пекарь подводит итоги своей работы через час-другой и так далее, педагог же о том, каким стал, повзрослев, его бывший ученик, например шестилетний первоклассник, будет известно лишь спустя 12-15 лет. Оправдал ли надежды талантливый ученик, учитель узнает только много лет спустя.

В этой особенности заключена и своя благоприятная сторона: учитель живет в благодарной памяти, отзывчивых душах своих бывших учеников. Картофелевод не может сказать, что его жизнь продолжается в клубнях. Здесь уместно обратиться к идее, которой, пожалуй, не одна тысяча лет и о которой в своих работах напоминают психологи А.В. и В.А. Петровские[35]: у людей есть потребность запечатлеть себя в других. Чаще всего учитель и не ставит перед собой специальную задачу запечатлеть себя в своих учениках. Но это происходит само собой, независимо от сознания учителя. И неудивительно, что молодожены приглашают любимого учителя на свадебное торжество; молодая мать спешит поделиться с любимым учителем своей радостью по случаю рождения первенца. Студент-первокурсник, обучающийся вдали от родного дома, на первых же каникулах торопится к своему бывшему классному руководителю, учителю, чтобы рассказать об успехах в университете. Подобные невыдуманные примеры можно многократно продолжать. Во всех случаях, как и вообще в профессиональной деятельности педагога, феномен, отмеченный А. В. и В.А. Петровскими, проявляется непреднамеренно и непредвзято: учитель естественно продолжается в своих учениках.

7. Учитель не имеет права на ошибку — в его руках — судьба человека. Образно говоря, работа учителя сразу, без репетиций выполняется набело, без черновиков (например, в отличие от театральных постановок), потому что воспитанники — это неповторимые личности, живущие не в будущем, а сейчас, сегодня. Конечно, было бы идеально, если бы в никакой деятельности ошибок не было. К сожалению, так не бывает. Но во многих случаях ошибку без серьезных последствий можно исправить, устранить брак. Другое дело, педагогическая деятельность: нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то, не проявившийся талант— это вина учителя. Недопустимо подозревать ребенка в каких-либо плохих делах, не имея на то достаточных оснований: он станет скрытным, обидчивым, недоверчивым ко всем и в первую очередь — к учителю. Ошибка учителя в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, не сложившейся жизнью, разочарованием во всем. Тогда ошибка будет на совести педагога.

8. Особенностью профессии педагога является также гуманизм: вера в доброе начало в каждом ребенке, уважение к личности, любовь к людям, желание помочь другим в разных сложных жизненных ситуациях.

9. Учитель-профессионал не только учит других, но и сам постоянно учится, совершенствуя мастерство. Если он не будет пополнять свои знания, то наступит время, когда нечего будет отдавать другим. Непрерывное образование, таким образом, является характерной особенностью педагогической профессии.

Таковы существенные особенности педагогической профессии. Некоторые особенности педагогической профессии, о которых только что говорилось, присущи и представителям некоторых других профессий. Так, гуманизм свойственен и педагогу, и врачу; многофакторность деятельности — агроному; отдаленность результатов деятельности во времени — лесоводу. Не случайно профессию педагога сравнивают со многими другими, например, профессией архитектора, садовода, артиста, инженера, капитана дальнего плавания и т.п., подчеркивая отдельные черты и некоторые особенности, в чем-то их сближающие. Но это лишь подтверждает мысль о разностороннем и, меж тем, — специфическом, самобытном характере педагогической деятельности. И все эти сравнения есть не что иное, как художественный образ многогранной профессии педагога, учителя.

В России 2010 год был объявлен Годом Учителя, поэтому приоритетными задачами являлись: повышение престижа профессии учителя, развитие творческого и профессионального потенциала педагогов.
Этот год стал временем подведения промежуточных итогов, а также временем начала работы новых программ и проектов. Уже сегодня разработаны и утверждены планы проведения, будут продолжены конкурсы на получение денежных поощрений педагогов, традиционные конкурсы «Учитель года», «Воспитатель года», «Классный руководитель года», «Сердце отдаю детям» и многие другие.

«Профессия педагога должна быть престижной и уважаемой»[36], такое мнение высказал 5 апреля этого года, депутат Государственной Думы РФ от Приморья, заместитель руководителя Межрегионального координационного совета партии «Единая Россия» в ДФО Р. Кондратов. На модернизацию образования в целом государство планирует выделить значительные средства. За пять лет, с 2011 и по 2015 годы на мероприятия в рамках федеральной целевой программы развития образования будет направлено 137 миллиардов рублей. В этом году на реализацию приоритетного нацпроекта «Образование» в федеральном бюджете заложено порядка 44 миллиардов рублей», - сообщил Кондратов.

Эксперты обеспокоены тем, что в большинстве школ преподают исключительно женщины. Заниматься благородным делом за маленькие деньги с полной отдачей могут себе позволить те, у кого мужья имеют хорошо оплачиваемую работу. Среди учительниц немало пенсионерок. Работая и получая пенсию, они в состоянии обеспечить себе относительно пристойное существование. «В нашем городе очень большой дефицит педагогов-мужчин, – признался начальник управления образования города Кирова В. Кощеев. – В основном не хватает учителей физкультуры, информатики и технологии. Многим приходится работать по совместительству сразу в нескольких школах»[37]. Стоит отметить, что в России до революции в городских гимназиях преподавали исключительно мужчины, молоденькие выпускницы педагогических училищ ехали в сельские школы. Преобладание мужчин в учительской профессии продолжалось до войны, с которой многие из учителей не вернулись, и женщинам пришлось занять их место. Сегодня ничего не делается для того, чтобы мужчины вели те предметы, которые им сам бог велел вести.

В последние годы идет старение педагогических кадров, каждый десятый учитель — пенсионер. Чтобы удержать молодежь в учебных заведениях, предпринимается ряд мер, к примеру, для начинающих педагогов предусматривается 20% надбавка в течение трех лет. Кроме того, молодые специалисты, пришедшие в школу после ВУЗа, получают единовременное пособие в размере четырех окладов. Несмотря на это, все же около 20% начинающих учителей в первый год уходят из школ, причин этого много, среди них — не решаемая жилищная проблема, неготовность работать с современными детьми.

От личности учителя, его квалификации, профессионального опыта, житейской мудрости зависит, каким вырастет ученик – человек, которому предстоит строить будущее нашей страны. И сегодня нужно сделать все, чтобы в российскую новую школу приходили и оставались работать здесь самые лучшие, самые грамотные кадры. Поэтому государство ставит задачу модернизировать школы, улучшать материально-техническую базу, повышать уровень комфорта и обязательно – поднимать зарплату учительству.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.