Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение В Исследования по стратегии спеллинга Н ЛП






Во многом НЛП-ориентация на «ментальное программи-1 рование» облегчает возможность адаптировать эффектив-1 ные стратегии обучения к автоматизированным командам. В самом деле, я (Дилц) перевел базисную стратегию спел-1 линга в компьютерную программу. Программа следует основному формату, описанному в главе 6. Она показывает учащемуся спеллинг слова в цвете, выбранном учащимся. Ученик инструктируется смотреть вверх и влево, представ-1 ляя слово мысленно. После набора слова слева направо ученик должен напечатать спеллинг, начиная справа и дви-1 гаясь влево. Программа вполне проста, но демонстрирует существенные результаты.

В самом деле, эта программа исследовалась в Универ-1 ситете Монктон в Новом Брунсвике, в Канаде (см. резю-1 ме), по основным догматам стратегии и модели НЛП. Ис-1 следование началось с отбора 44 средних спеллингистов по их показателям на предварительном тесте, составленном на основе придуманных ничего не значащих слов. Все эти ученики при грубом подсчете показали одинаковый результат.

Процедура исследования состояла в использовании че-1 тырех вариаций автоматизированной стратегии спеллинга (чтобы избежать различий во влиянии экспериментаторов при подаче команд). Первая версия — показать различные слова спеллинга и дать команду, чтобы представить слово, глядя вверх и влево (VUL). Вторая версия — представить слова и смотреть вниз и вправо (VDR) — положение, ассо-1 циируемое по модели НЛП с чувствами вместо образа. Тре-1 тья версия — представить слова без ссылки на любую пози-1 цию наблюдателя (VIS). Заключительная версия — изу-1 чить слово, чтобы выучить его (STU),.используя любую стратегию, которую они уже использовали. Ученики были разделены случайным образом—на четыре группы по один-1 надцать человек. Каждая группа использовала одну из раз-

личных компьютерных программ, чтобы выучить искусст-1 венные ничего не значащие слова (чтобы не было сомне-1 ний, что они уже знали слово). Затем их тестировали по словам, которые они выучили (постгест).

Результаты показали увеличение на 2025% правильно-1 го спеллинга учеников, смотревших вверх и влево и визуа-1 лизировавших (VUL), увеличение на 10% у тех, кто только визуализировал (VIS), а ученики, просто изучавшие слова (STU), остались с теми же средними показателями, как это и ожидалось. Те же ученики, кто смотрел вниз и вправо (VDR) при визуализации (то есть в сторону, HecooTBeTCTBy-1 ющую команде вызова программы доступа), ухудшили поп казателина 15% (см. диаграмму).

Эффект расположения глаз при орфогра фическом запоминании

Франсуа Луасел ь (Fran cois Loiselle)

Faculte des sciences sociales Universite deMoncton

Резюме. После рассмотрения исследования по ментальному вообра^ жению и движению глаз Ф. Луасель (1985) представил модель нейролинг-вистического программирования (Гриндер, Бэндлер, Дилц) и одно из ее применений в области образования — стратегию спеллинга, полученную на основе поведенческой разработки (Дилц), использующую расположен ние глаз для облегчения визуализации. Используя вариации этой страте^ гии и контрольную группу, Луасель изучает отношения между расположен нием глаз, инструкциями на представление зрительного образа и способ^ ностью к орфографическому запоминанию незначащих слов.

Сорок четыре субъекта были разделены на четыре группы по следую^ щим командным версиям: первая версия — показать различные слова спеллинга и дать команду, чтобы представить слово, глядя вверх и влево (VUL). Вторая версия — представить слова и смотреть вниз и вправо (VDR) — положение, ассоциируемое по модели НЛП с чувствами вместо образа. Третья версия — представить слова без ссылки на любую позицию наблюдателя (VIS). Заключительная версия — изучить слово, чтобы выу^ чить его (STU), используя любую стратегию, которую они уже использо^ вали.

Результаты указывают на существенное взаимодействие, а анализ простого эффекта (Кирк) показывает, что группа VUL была единствен^ ной, которая существенно увеличила количество правильных слов спел^ линга на непосредственном тесте (посттест) и тесте с краткосрочным от^ ставанием (завершающий тест). Группа VUL также сделала больше дви^ жений глазами в сторону позиций 1, 7 и 8 (вверх и влево, вверх и вправо, вверхпо центру) относительно других групп. Наконец, группа VUL не ис-1 пользовала больше учебного времени, чем другие группы, подвергшиеся обучению.

В заключение надо сказать, что результаты, по-видимому, указывают, что верхняя позиция глаз, в частности, вверх и влево, облегчает орфогра^ фическое запоминание.

к которому их принуждали. Конечное различие в закреп-1 лении между контрольной группой и группой, использую-1 щей визуальную стратегию спеллинга, равнялось 61%. Тут легко подсчитать, удался ли тест.

Есть ряд важных заключений у этого исследования. В дополнение к демонстрации значения визуализации как наиболее тгодходящей познавательной стратегии для спел-1 линга (у вех визуализирующих групп показатели оказались лучше, чем у контрольной группы) это показало значение отношений между доступом к командам вызова програм-1 мы и лежащим в основе ментальным процессам. Тонкие психологические процессы могут поддерживать или запре-1 щать определенную мысленную работу. В самом деле, одно из важных значений этого исследования состоит в том, что худшее место, куда ученик должен смотреть при прохожде-1 нии теста, — это, вероятно, на бумагу перед ним (то есть вниз, а не вверх), как его обычно и учат. В самом деле, уче-1 никам, пытающимся визуализировать, часто делаютчвыго-вор или замечание: «Вы думаете, что ответ написан на по толке? Опустите глаза на бумагу перед собой». Исследова-1 ние, описанное выше, показывает, что это может на самом деле закрыть доступ к информации, которую ученик на са-1 мом деле знает.

Очевидно, принципы НЛП имеют важное значение в изучении того, как процесс образования происходит в нашем обществе.

Другое исследование, проводившееся в Университете Штата Юта (см. резюме), сравнивает более полную версию стратегии НЛП по спеллингу с контрольной группой (у ко-1 торой не было вообще никакой стратегии) и группой, использующей стратегию, основанную на фонетических правилах. В тесте, как и прежде, задействованы были люди со средними способностями к спеллингу. Как и в предыду-1 щем исследовании, ученики, использующие визуальную стратегию спеллинга, улучшили показатель на 20—25% (а некоторые и того больше) с почти 100%-м закреплением. Это вывод ученика из троечников в отличники. Группа, ис-1 пользующая фонетическое правило, стратегию, которая на самом деле отличается от «выговаривания звуков», улуч-1 шила показатель на 15%, но показала снижение результата закрепления на 5%. Контрольная группа, как ожидалось, не показала каких-либо отклонений (см. диаграмму).

Группы также испытывались по новым наборам слов, но им не предлагались какие-либо инструкции на то, как изучать слова, чтобы увидеть, насколько стратегии срабо-1 тают автоматически. Еще раз визуальная стратегия спел-1 линга показала более существенное преимущество при обучении новым словам, чем фонетическая стратегия. Эти результаты снова демонстрируют превосходство метода спеллинга, основанного на принципах моделирования НЛП.

Познавател ьн ые стратегии и школьная процеду ра для обучения спеллингу

Томас И. Мамой (Thomas E. Malloy)

Кафедра психологии Университета штата Юта

 

Резюме. Используя метод НЛП, Роберт Дилц разработал стратегию спеллинга с визуализацией в качестве основного элемента. Доктор Мал-лой адаптировал эту стратегию в познавательную методику спеллинга для класса. В эксперименте, оценивающем эффективность познавательной методики спеллинга, одну группу учили спеллингу через методику спел^ линга, вторую группу — через стандартные правила спеллинга, а третью группу не учили совсем. Обе обучающиеся группы показали существен^ ное улучшение спеллинга по сравнению контрольной группой. Группа методики спеллинга показала самые высокие показатели среди всех групп. Полезность параллельных визуальных и фонетических стратегий спеллинга обсуждается. Методика спеллинга используется, к примеру, чтобы обсудить несколько общих теоретических принципов в проектиро^ вании методов обучения познавательным стратегиям.

Люди часто жалуются, что нет исследований в поддер-1 жку основных положений НЛП. Исследования, приведен-1 ные выше, характеризуют не просто правильность отдель-' ного приложения НЛП для улучшения спеллинга, но также и фундаментальных принципов доступа к командам вьво-1 ва программ, репрезентативным системам и стратегиям.

Приложение Г Математическая стратегия

Математическая стратегия использует взаимодействие между позицией глаз и памятью, чтобы научить эффектив-1 ной стратегии для запоминания основных функций ело-1 жения, вычитания, деления и умножения. Люди, хорошо запоминающие и считающие, используют мысленный взор, чтобы представить ясный мысленный образ своих уравнений. Математическая стратегия покажет, как изу-1 чать уравнения, формируя их ментальное изображение.

1. Разместить перед собой правильное уравнение, чтобы его легко было видеть.

2. Закрыть глаза и подумать о чем-то, в чем уверен, с чем знаком, что не напрягает. Когда чувство сильно, от-' крыть глаза и посмотреть на правильное уравнение.

3. Переместить глаза вверх и влево и представить правиль-1 ное уравнение мысленно. (Еслиу вас возникнут трудно^ сти, воспользуйтесь полезными подсказками на следую^ щей странице.)

4. Посмотрите на мысленный образ и запишите числа и символы, которые увидите. Сверьте, что у вас получи-1 лось, с правильным уравнением. Если какие-либо чис-1 ла отсутствуют или неверны, вернитесь и проделайте этап№1.

5. Посмотрите на мысленный образ и считайте числа и символы в обратном порядке (запишите уравнение справа налево). Проверьте уравнение. Если неправильно, вернитесь на этап №3.

Полезные подсказки

A. Изобразите уравнение в вашем любимом цвете.

Б. Разбейте уравнение надвое. Если вам ясно видятся числа и символы с одной стороны от знака «=», тогда приба-1 вьте числа с другой стороны.

B. Выделите любые неясные числа и символы каким-то
образом — например, сделайте их больше, ярче, ближе,
цветистее
и т. д.

Г. Поместите числа и символы на знакомом фоне. Изобра-1 зите что-то вроде знакомого объекта или сцены из ки-1 нофильма, а затем поместите туда числа и символы, ко-1 торые нужно запомнить.

Д. Если это длинное уравнение, уменьшите величину чи-1 сел так, чтобы можно было видеть все уравнение цели-1 ком.

Е. Пальцем по воздуху отслеживайте числа и мысленно ри-1 суйте их.

Приложение Д Программа письменных кубиков

ккрограмма письменных кубиков — это мультисенсорная практическая программа, которая стимулирует творческое и созидательное письмо. Разработанная Робертом Дилцом и Кайманом Корентайром программа письменных куби-1 ков основана на стратегии творческого письма в динами-1 -ческом обучении, описанной в этой книге. Ядро программ мы включает ключевые слова, помещенные на гранях спе-1 циально разработанных кубиков. Цель кубиков — помочь сконцентрировать внимание, а затем стимулировать и свя-1 зать мыслительные процессы через движение и сенсор-1 но-двигательную активность. Ученик использует слова и кубы, чтобы генерировать предложения и идеи при пись-1 ме. Ключевые слова на кубиках могут быть организованы в особые последовательности, чтобы выдать специфиче-1 ские пути ассоциаций, или же они могут быть выбраны случайным образом, чтобы усилить спонтанность.

Программа письменных кубиков была разработана комбинированием принципов динамического обучения с функциональным интеграционным процессом Фельден-крейса. Функциональный метод Интеграции Фельденк-рейса, разработанный Моше Фельденкрейсом, исследует воздействие тела и движения на ментальные процессы творчества и обучения. И Метод Фельденкрейса, и дина-1 мическое обучение подтверждают значение мульгисенсор-ного обучения, непрерывного развития и уникальности личности.

Связывая касание и движение с другими чувствами при обучении, программа письменных кубиков делает сущест-1 венный вклад в учебное переживание. Программа пись-1 менных кубиков позволяет ученикам учиться кинестетич-но, визуально и на слух, и помогает им обогатить многооб-1 разие экспрессии. Программа письменных кубиков «легка в управлении» и проста в обращении. Она способствует са-1 мообучению и независимости мышления и одновременно

хорошо подходит существующей образовательной про-1 грамме. Ее также можно использовать для помощи учени-1 кам с проблемами по письму или необучаемым индивидам.

Она была утверждена несколькими проектами, вклю-1 чающими программу письменных кубиков, проводившу-' юся в округе Санта Круз, Калифорния; одним — калифор-1 нийским письменным проектом, а также другим — проек-' том Ресурсного центра недееспособности Университета в Санта Круз.

Профессор Дон Ротман из Университета в Санта Круз, директор письменного проекта Центральной Калифорнии, комментирует:

«Эти кубики предоставляют творческое средство для учителей в работе с учениками по выработке предложен ний, а поэтому по созданию новых идей. Мой энтузиазм основан на реакции студентов Калифорнийскогоунивер^ ситета в Санта Круз, работавших с [Программой писъ^ менных кубиков] в студенческом офисе службы оказания помощи неспособным, включая моего студента по пись^ менности, у которого диагнознеобучаемый. Разрабо^ танная [программа письменных кубиков] весьма полезна... [Письменные кубики] предлагают положительную алъ^ тернативу стандартному материалу. Это игра, способ^ ствующаяразвитию языка».

Другой проект рассматривался в Ресурсном центре нен дееспособности в Университете Калифорнии в Санта Круз. В Центре прошло несколько учебных курсов для не-1 успевающих студентов колледжей. Проводилась работа и с отдельными учениками на индивидуальной основе. Вот что сказала Шэйрин Мартин, координатор программы в Ресурсном центре недееспособности:

«Все [ученики] восторженно отзывались о своих успехах в обучении навыкам письма. По единодушному мнению, этот подход коренным образом повлиял на способность выражать идеи и организовывать мысли. Кубики, генери^

рующие слова, постоянно упоминались как ключ к ихуспе^ хам в письме. Студенты говорили, что наиболее ценная часть переживания состояла в свободе самовыражения и

развития процесса мышления, когда они смогли «просто писать». Я полагаю, тут задожен большой потенциал на

университетском уровне для студентов, кому трудно да~

ется обучение». Для дополнительной информации по программе письмен-1 ных кубиков обращайтесь по адресу:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.