Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Послесловие. Главное, чем все эти годы был озабочен мой ум и чем болела душа,—это проблема ребенка






Главное, чем все эти годы был озабочен мой ум и чем болела душа, —это проблема ребенка. На глазах моего поколения совершались титанические общественные события, происходили радикальные экономические, культурные и социальные преобразования. В их бурном потоке ломались и преображались судьбы миллионов людей, возникали и укреплялись новые отношения между ними, происходило становление и развитие нового жизненного уклада. Все это накладывало свою печать на самый чуткий и пластический материал общества—на нашу молодую смену. Трудные дети, детская исключительность, умственная, психологическая, физическая недостаточность— такова плата за противоречия исторического прогресса, за несовершенства общественной организации, за дефекты в образовании и воспитании взрослых людей. Никогда еще эта проблема заботы об исключительном ребенке не стояла так остро и никогда не была так осознана, как ныне. И заметим, что нигде она не находила столь широких социальных мероприятий, как у нас, в условиях советской власти. Создаются учебные заведения и факультеты для подготовки педагогов-специалистов, способных ее решать, созываются специальные съезды, открываются медико-педагогические учреждения, проводится научно-просветительская работа среди населения, издается соответствующая литература. Во все это автор в меру своих сил внес свою лепту и счастлив сознанием того, что его вклад принес известную пользу, что брошенные им семена дали всходы и жизнь, всецело отданная высшим побуждениям, прожита не напрасно.

Когда я пишу эти строки, то вижу глаза не только сегодняшних читателей, но и тех, кто раскроет мой труд завтра, и отдаю себе полный отчет в том, что многое на страницах выцветет, потребует уточнений, а то и совершенной замены. Новое время потребует новых песен. Ведь педагогическая наука и практика не могут остановить своего движения вперед, и многое из сегодняшних наших достижений окажется преходящим. Но кто из моих коллег претендовал бы на абсолют?.. Я вспоминаю, с чего мне приходилось начинать самому, и ныне не могу без улыбки смотреть на некоторые мои представления и действия. Такова жизнь. И тем не менее я не сомневаюсь, что вдумчивый читатель и в будущем извлечет из написанного мною поучительный смысл.

Чего бы я ему более всего пожелал, так это понять сложнейший и многообразнейший в своих чертах и проявлениях объект, именуемый ребенком, во всей его полноте, а также — целостности педагогических усилий. Мой коллега профессор М. Н. Гернет говорил: «Любить детей — этого мало: надо знать их, а этому надо учиться». Знать в норме и в отклонениях от нее, чтобы быть действительно ваятелем полноценной личности, какого бы качества исходный «материал» ни достался. Если моя книга окажет в этом хоть малую услугу, я считал бы свой долг выполненным.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.