Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нервные педагоги.






Таких хороших и близких взаимоотношений с детьми не бывает у педагогов неуравновешенных, неустойчивых, нервных, истеричных и т. п. Среди школьных работников не так редки заболевания неврастенией, нервностью и истерией. Нервные педагоги создают в группе или даже во всей школе неприятную атмосферу нервного напряжения, они хотят, не считаясь с условиями, блистать своею деятельностью, торопятся с прохождением программы, излишне обременяют учеников, весьма вспыльчивы, неровны по отношению к детям. Истерией страдают среди педагогического персонала большей частью, как показывает опыт, малокровные, честолюбивые, чрезмерно работающие и занимающиеся онанизмом молодые люди. Среди важнейших причин заболевания следует также указать на недостаточные сон и питание. В силу странностей, резкой смены настроения, повышенной раздражительности, ненормального реагирования на раздражители, крайнего эгоизма они представляют серьезную опасность для учащихся. Им свойственна большая склонность обращать на себя внимание вычурностью одежды, характером речи, манерами. Здесь имеют место вспышки, нервирующие детей, а также непосредственное психическое заражение и угнетение, вызываемые постоянной боязнью вспышек обиды, гнева, досады. Попутно заметим, что раздражительность больных, смену настроений, подавленность; наблюдаемую во время менструаций, незаслуженно относят к истерии; в этот период подобные явления присущи почти всем женщинам.

«...Педагог не должен обладать ни одной из форм возбудимости нервно-психической сферы и выявлять отрицательных эмоций...» (СНОСКА: Забугин Ф. Д. Труд педагога и требования психогигиены//. Педагогическая квалификация, —1928, —№ 4—5.—С, 17,).

Опубликованные материалы по профессиональной вредности и профессиональным заболеваниям (патологии) педагогов дают возможность судить о нервно-психическом состоянии современных школьных работников. Из 93 педагогов опытно-показательных школ Наркомпроса, всесторонне обследованных по определенному плану, половина имела повышенное утомление, сказывающееся на их работе. Хотя авторы этих обследований считают, что утомление не играло роли ни единственного, ни даже главного фактора в происхождении нервности педагогов, однако они отмечают, что указанное утомление ложится на истощенную и травматизированную другими факторами почву, значительно отягощая общее нервное состояние испытуемых и часто служа той последней каплей терпения, за которой следует потеря ими бывшего до того только неустойчивым психического равновесия и как следствие этого — развитие невропатических симптомов.

Далее больше половины из обследованных педагогов страдало раздражительностью, происходящей из общей нервности. Наряду с этим у большинства из них отмечается изменчивое и подавленное настроение, обусловленное, главным образом, переутомлением, истощением и нервной травмой. Треть из обследованных просвещенцев жаловалась на более или менее постоянные и частые головные боли.

По особенностям своего характера обследованные 93 педагога делились на следующие четыре группы.

59 человек из них относятся к астеническому типу: самолюбивые, обидчивые, тревожные, неуверенные в себе, часто мнительные или же нерешительные, с сильно колеблющимся настроением. Педагогами они сделались по влечению к этой профессии; любят свое дело и детей, являясь ввиду этого весьма ценными работниками. При условии внимательного и заботливого к ним отношения они сулят большие достижения, тогда как холодная пренебрежительность, с одной стороны, и превышающая их силы рабочая нагрузка, с другой, заставляют их замыкаться в себе, делаться небрежными и давать работу значительно худшего качества, чем им свойственно.

Ко второй группе авторы причисляют 22 человека, которые могут целиком и легко отдаваться своей школьной работе, подчас сливаясь с детским коллективом и получая здесь непосредственное удовольствие; и вообще они общительны, отзывчивы, любят жизнь со всеми ее положительными и отрицательными сторонами, созвучны среде.

5 человек сухих и черствых составляют третью небольшую группу; при их умственной ограниченности им свойственно сосредоточивать интересы преимущественно на себе. К своему делу они не проявляют никакого живого увлечения, довольствуясь только казенно-чиновничьим отношением к нему.

Последняя, также незначительная, группа в 5 человек состоит из людей с крепкой нервной системой, физически сильных, всегда принимающих активное участие в общественной работе и постоянно выдвигаемых другими в качестве организаторов, чувствующих себя особенно хорошо на педагогической работе, умеющих подчинять себе других и, как выразились авторы обследования, властных, активных, решительных, твердых.

Педагоги описанных четырех групп, естественно, неодинаково реагируют на условия работы, и особенно сильная издерганность нервной системы будет у лиц первой группы.

Нам зачастую приходилось констатировать, что педагоги-невропаты вредно действуют не только на подрастающее поколение, но и на товарищей сослуживцев, создавая своими сумбурными мыслями, действиями и подчас интригами нервно-напряженное состояние всего педагогического коллектива.

Раз нервные педагоги могут быть так опасны для нормальной школы, то легко представить себе их еще более вредное влияние на исключительных по характеру детей. А это обстоятельство категорически требует от молодого человека, желающего сделаться дефектологом, не браться за эту профессию, если он нервен или психопатичен.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.