Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гипнотерапия в детском и юношеском возрастах.






В ненормальных, болезненно выраженных, патологических явлениях или стоящих на рубеже между нормой и патологией гипноз следует использовать как метод лечения, и он там действительно дает известный полезный эффект. Вопреки мнению академика В. М. Бехтерева, это будет уже не педагогический гипноз, принципиальность которого мы совершенно отвергаем, а обычная гипнотерапия. Французский психолог и педагог Пижо (Pigeau), основательно изучавший проблему гипноза в воспитании, и другие авторы также не придавали широкого педагогического значения гипнозу и отводили ему небольшую вспомогательную роль при коррекции тех или других недостатков поведения детей.

Некоторыми авторами, как, например, уже цитированным нами Шульцем, и такое вспомогательное значение гипноза умаляется требованием соединять его с одновременным воспитанием. Он писал, что, в то время как раньше гипнотическое внушение направлялось на устранение какого-нибудь симптома, теперь все представители гипнотерапии сходятся на том, что в большинстве случаев, пригодных для гипноза, результат лечения будет продолжительным и хорошим только тогда, когда одновременно с гипнозом идет и педагогическая работа.

При коррективном воспитании гипноз имеет своей задачей облегчить достижение результатов исправления. При этом мы лично прибегали к такой помощи в тех тяжелых случаях, где коррективное воспитание не давало должного успеха, где наступало некоторое нетерпение и некоторая разочарованность со стороны, скажем, юноши в проводимых мероприятиях.

Гипноз оказывал нам хорошую услугу также в практике семейного воспитания, когда нельзя ждать и надо оказать неотложную помощь. Вспоминаю много подобных казусов. Один из них особенно показателен: 12-летний мальчуган Саша чрезвычайно пристрастился к кокаину и имел все признаки хронического, сильно выраженного отравления своего организма и, в частности, нервной системы—он весьма осунулся, побледнел, исхудал, стал вялым, апатичным, с полным отсутствием каких бы то ни было нормальных интересов, свойственных его возрасту; его мысли, желания и воля—все было направлено исключительно к одному—быть у своего приятеля и снова получить от него порцию кокаина. Здесь нужно было экстренное содействие, и моя задача состояла в том, чтобы отрезать Саше путь к этому товарищу. Заметим, что никакие доводы, увещания не действовали, всевозможные же физические преграды он весьма искусно обходил. Мне удалось путем нескольких гипнотических сеансов внушить Саше сильное отвращение к кокаину, после чего его не стало влечь к товарищу по несчастью.

Посредством гипноза мы не в состоянии действовать на умственное развитие ребенка, повышать и улучшать его память, его общую одаренность или какие-либо специальные дарования, мы не можем отсталых детей делать одаренными, превратить моторно-недостаточного в циркового акробата. Кратко выражаясь, невозможно путем гипноза сделать из глупца гения. Но возможно с помощью гипноза устранить у нервных неспособность сосредоточиваться, а у неуравновешенных детей — неуверенность в себе. И это, понятно, будет вести к меньшей утомляемости и к более интенсивной трудоспособности.

Если у подростка с раздражительной слабостью нервной системы создать гипнозом некоторое общее спокойствие, то ясно, что он сделается более терпимым и в школе, и в клубе, и в мастерской, там и здесь будет проявлять меньше разбросанности, более нормально (функционирующую установку и вследствие этого свое поведение поставит под некоторый самоконтроль. Трудно поддающиеся и неизлечимые обычными логопедическими приемами тяжелые функциональные расстройства речи (заикание, афония, беззвучная речь и прочее) дают недурные результаты при лечении гипнозом; эту мысль особенно ярко проводил в своей работе Отто Грабе (Otto Grabe)(СНОСКА: См.: Grabe О. Die functionellen Sprachstorungen und ihre Bahandlung in der Hypnose. — Berlin, 1927.).

Лунатизм (иначе называемый ноктамбулизмом, естественным сомнамбулизмом) иногда приобретает у психопатов юношеского возраста такую форму и степень, что приходится вести с ним борьбу, причем лучше всего—путем гипноза.

И., 14 лет, среди глубокой ночи просыпается, кое-как одевается и лезет по лестнице на крышу, по которой и расхаживает. Один раз она проделала это летом и два раза зимой, причем очень быстро, смело, с явным нарушением чувства самосохранения, с несомненным для себя риском. Я два раза вызывал у нее глубокую фазу гипноза и внушал ни в коем случае не выходить во время сна из своей комнаты Через 5 месяцев мною снова было проделано гипнотическое внушение. Так как этот случай редкий и интересный, то я за ним внимательно слежу. За полтора после того прошедших года у этой девочки пока не было лунатических выходов из комнаты.

Вообще надо заметать, что применительно к данному возрасту гипноз успешно используется в довольно разнообразных случаях и с различными задачами. При коррективном воспитании исключительных детей часто приходится иметь дело с привычками, которые приобретают у них такую силу, что, сделавшись необходимостью, не могут быть подавлены собственной волей. К ним относятся об-грызание ногтей, облизывание пальцев, гримасы, тики, ложь, воровство. Во всех подобных трудных случаях весьма целесообразно использование гипнотического внушения. Болезненное влечение к наркотикам (алкоголь, морфий, кокаин, табак), навязчивые мысли и действия, ненормальные страхи (фобии), половые дефекты и извращения, упорная ипсация (онанизм), стойкое недержание мочи— все это чрезвычайно трудно поддается обычным коррективным мерам, гипноз же дает несравненно больший результат. И тут задача врача-гипнотизера будет—извлечь гипнозом болезненные привычки и болезненные стремления из подсознательного и подавить их.

Немецкий профессор А. Штромайер рекомендует своеобразный способ гипнотизирования, занимающий промежуточное место между гипнозом и естественным внушением. Он только делает вид, что хочет гипнотизировать. «Я велю детям лечь на диван, закрыть глаза, успокаиваю их, кладу руки на лоб и говорю с ними серьезно, внушительно и медленно. Таким путем ослабляются представления, окрашенные страхом, и восстанавливается психический тормоз. Некоторые будут говорить, что это комедия. Но я могу вас уверить, что у детей — конечно, при известной их интеллигентности — я таким путем достигал лучших результатов, чем электрическим током, ваннами и железистыми пилюлями»(СНОСКА: Штромайер А. Психопатология детского возраста/Пер, с нем.; Под ред. А, С. Грибоедова, — М.; Л., 1926.—С. 67.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.