Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внушение во врачебной практике и в воспитании.






С явлениями внушения мы встречаемся всюду: в педагогике, в общественной деятельности, в семейной жизни, в различных профессиях, особенно во врачебной, в литературе, искусстве и т. п. во все времена эпохи и при всяких обстоятельствах. Наибольшим применением и наибольшей продуктивностью область внушения пользуется в практической, лечащей медицине и педагогике. Почти всякая физическая болезнь сопутственно производит нарушение правильного течения и психической деятельности: заболевший орган дает себя чувствовать; он останавливает на себе внимание больного, вызывает необычные представления; с этими представлениями начинают ассоциироваться нередко такие, которые ничего логически родственного с ними не имеют; отсюда появляется общая тревога, затем страх, еще более нарушающий правильное течение мышления. Страх немедленно передается окружающим, таким образом появляется как бы психическая зараза, нередко доходящая до паники. В результате обычно получается следующее: больной страдает не столько от самой болезни, сколько от ее преувеличения; он страдает не только физически, но и психически; причем страдают вместе с ним окружающие его лица, и врач, прибывающий к больному, должен иметь дело не с одним больным, а с целым рядом психически зараженных лиц. Здесь задачей врача является прежде всего прекратить эту психическую заразу, при которой нередко бывает невозможно добиться никаких нужных сведений о характере заболевания; далее приходится успокоить самого больного и, наконец, по выполнении всех этих предварительных мероприятий приступить к выполнению основной задачи: исследованию и лечению физического заболевания. Таким образом, уже с первых шагов у постели больного врачу приходится прибегать к систематическому внушению, без чего он не может выполнить своих профессиональных обязанностей.

В течение болезни нервно-психическое состояние больного неизбежно дает периодические колебания. К этому присоединяются текущие дела, к выполнению которых больной не может приступить; отсюда повышенная раздражительность, растущая в своей интенсивности. Чтобы успокоить больного и заставить его правильно мыслить, без преувеличения оценивать свое нездоровье и тем самым не ухудшать свою болезнь, врач снова прибегает к приемам внушения. Эти обстоятельства могут повторяться неоднократно в течение болезни, особенно если она затягивается и если основные черты характера больного носят в себе элементы неустойчивости, малодушия, трусливости.

Бывают случаи, когда больной, теряя терпение и, так сказать, выскакивая из-под влияния авторитета данного врача, начинает бросаться от одного врача к другому, не веря уже никому, не слушая никого, тревожась все более и более и доходя до полного отчаяния. Именно в таких случаях и может блестяще проявиться талант врача, несмотря на все, следует взять больного в свои руки, внушать ему столь необходимые для его здоровья мысли, влиять на него. В руках такого врача все средства нашей латинской кухни нередко превращаются почти в чудодейственные, и самые невинные лечебные мероприятия начинают обладать какою-то удивительной целебной силой. Само появление такого врача в комнате больного несет с собой душевное спокойствие, уверенность, терпение.

Так обстоит дело во многих случаях физического заболевания. То же самое мы видим и в области нервных и психических болезней, с тою только разницей, что здесь это все проявляется с еще большею силой и рельефностью. Под влиянием умелого разговора с врачом, одаренным способностью внушать, могут стихать нервные боли, на которые не действуют никакие болеутоляющие средства, может исчезать бессонница, стихать тревога и опасение за будущее, исчезать тоскливые взрывы настроения и т. д. При коррекции недостатков характера детей и подростков внушение, применяемое врачом, занимает большое место и играет значительную роль.

Всякий воспитатель и педагог, имеющие дело с исключительным в отношении характера ребенком, в своей работе пользуются внушением гораздо шире, и потому процесс внушения приобретает здесь неизмеримо большее значение. Одна из особенностей детской психики — легкая внушаемость—дает педагогу возможность вводить внушение в свою систему воспитания как один из важных факторов влияния на ребенка и получать эффективные результаты в выравнивании поведения искривленной личности и больше того—прививать своему воспитаннику нормальные черты характера, желательные в его настоящей и будущей общественной деятельности. Примером такого симпатичного и сильно влияющего на детей педагога, «у которого в самих глазах было что-то говорящее юноше: вперед» (это словцо, знакомое русскому человеку и производящее чудеса над его чуткой природой), может служить гоголевский Александр Петрович, воспитатель Тентетникова (СНОСКА: Герои 2-го тома «Мертвых душ».— Ред.).

Подробное изложение методики подобных внушений, необходимой как для педагогов, так и врачей, совершенно невозможно. Здесь все зависит от заинтересованного и чуткого отношения внушающего, значения его личности в глазах внушаемого, знания и правильного анализа тех илииных дефектов характера, симпатии и доверия к внушающему со стороны ребенка или юноши и, главное, от умения облекать в живую образную речь и просто, понятно излагать все те детали, которые требуются обстоятельствами, При этом важно помнить о двух существующих видах внушения: прямом и косвенном, причем эффект от последнего иногда сильнее, чем от первого.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.