Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива






Наряду с выработкой нового самосознания, одним из оснований системы отечественной педагогики является принцип коллективизма.

Вспомогательная школа — органическая часть нормальной школы. Лечебная педагогика входит в систему общей педагогики, поэтому коллективизм важен и для нее. Следует сказать, что он играет здесь, может быть, более существенную роль, особенно в отношении детей, исключительных по характеру. В самом деле, посмотрите, какие стороны личности может коллектив корригировать у ребенка с трудным характером.

У деспотичных детей условия коллективной жизни и труда, как показывает наша практика, исцеляют свойственные им недостатки; рельефно это выступает у детей-одиночек, единственных детей. Попав в атмосферу коллектива, такой ребенок сталкивается с личностями товарищей, предъявляющими к нему требования взаимного уважения и взаимной помощи. Когда такой маленький деспот не подчиняется законным требованиям своих товарищей, он много теряет, так как перестает быть полноправным членом коллектива. Коллектив никогда не мирится с тем, чтобы кто-нибудь держался в нем антиколлективно, антисоциально. Разумеется, в таких случаях требуется чрезвычайно внимательное отношение педагога, чтобы вхождение ребенка с деспотическими чертами характера в коллектив не было бы связано с еще большим усилением конфликта между ним и коллективом. В результате длительного, планомерного влияния коллектива на трудного ребенка он постепенно избавляется от своего недостатка: придя в школу деспотом и тираном, он возвращается домой с нормальными социальными эмоциями.

Вторым результатом воздействия коллектива на ребенка является повышение у него общей активности и формирование навыков организованной работы.

Далее коллектив прививает исключительному в отношении характера ребенку целый -ряд недостающих ему социально ценных эмоций: например, развивает дружбу, взаимопомощь, сочувствие и т. п. Здесь сглаживаются контрасты, пробуждается нормальное честолюбие, выравниваются как эмоциональные, так и активно-волевые недостатки характера. В коллективе эти дети скорее улучшаются, чем в семье.

Каждому педагогу приходится исключительного ребенка наблюдать постоянно и констатировать колоссальное влияние коллектива на слабохарактерных и безвольных детей, которые благодаря ему изо дня в день приобретают активность, решительность, настойчивость, твердость, стремление доводить до конца начатое дело, умение систематически работать и тем самым увеличивать свою продукцию, и умственную, и физическую.

Коллектив также приучает ребенка к законным формам взаимной конкуренции, что так часто отсутствует у подобных детей и что особенно нужно будет в их дальнейшей общественной жизни.

Наконец, что касается детей с дефектами характера, которые одновременно являются слабоодаренными, коллектив служит одним из источников их общего развития (понятно, если он стоит выше этих детей в умственном развитии). Здесь ребенок, находясь в коллективе, подражает своим более развитым товарищам и тем самым усваивает те навыки, которые ему как изолированному индивидууму были бы недоступны.

Факт хорошего влияния товарищеской среды на исключительных детей, среды их коллективной жизни привлекает к себе внимание не только у нас, но и за рубежом. Это отмечалось, например, в сообщении, сделанном Эйфертом (Eyferth) на IV Конгрессе по лечебной педагогике в Лейпциге (1928). Хотя речь шла применительно к условиям буржуазной школы, автор дал картину развития коллективизма в среде исключительных детей и выяснил некоторые его характерные моменты.

Замечу мимоходом, что Эйферт работает в одном из крупных и хорошо поставленных лечебно-воспитательных учреждений. Это учреждение мне лично давно известно; в последнюю свою научную командировку также пришлось посетить его. Могу сказать, что в данном учреждении преимущественно находятся дети с дефектами характера и со средним, или выше, умственным развитием. Ввиду малого количества опубликованных работ по вопросу о коллективном воспитании ненормальных детей Эйферт Предпринял изучение различных детских группировок, детских коллективов именно в этом институте. Мысли Эйферта сводятся к следующему.

Соответственно социальному развитию ребенка у ненормальных детей и подростков отмечаются определенные ступени готовности к коллективизму. Относительно маленьких детей в этом отношении не было сделано достаточных наблюдений. Наоборот, формы коллектива в школьном возрасте ясно отличаются от коллективов периода полового созревания и подготовительных к нему ступеней.

Так же как и у нормального раннего детства, коллективная жизнь ненормальных детей до наступления половой зрелости очень непрочна и недолговременна, зависит от изменяющихся внешних условий и случайных влияний. Длительная крепкая привязанность между детьми пока отсутствует; воспитатель как руководящий член группы имеет поэтому огромное значение.

В дальнейшем коллективная жизнь дифференцируется, ее формы и содержание становятся богаче, разнообразнее, прочнее. Здесь жизнь коллектива освобождается от руководства взрослых; коллектив делается более самостоятельным, в нем устанавливается известная иерархия и резко обозначается верховенство вожака.

Роль вождя принимают на себя дети, обладающие наиболее сильным социальным честолюбием, физической силой и ловкостью, импонирующие смелостью поведения. Большая часть руководимых пассивна, желает, чтобы ею руководили, так как этим путем необходимость инициативы и ответственности для них отпадает. Отношение вожака к остальным слишком авторитарное, даже тираническое, а сам вожак редко принимает на себя какие-либо обязательства в отношении коллектива. Более часты и в большинстве случаев более безобидны конфликты, прорывающиеся в каждой группе, по-видимому, без всякого повода. Иногда причины конфликта— ворчуны или очень несдержанные, раздражительные, слишком резко реагирующие на малейшее затрагивание товарищей. Однако на этой почве не возникает длительной, как у нормальных детей, вражды, и дело легко кончается компромиссом или подчинением одной части детей другой.

По аналогичным причинам очень редки случаи настоящей дружбы. Существуют общность интересов, симпатии, антипатии, но верная дружба требует более глубоких и устойчивых характеров, чем можно ожидать у невропсихопатичных детей. Глубоко чувствуется привязанность лишь сексуального вида.

Часть исключительных по характеру детей, сравнительно большая, чем у нормальных, живет одиноко среди группы: это пассивные, ушедшие в себя, сторонящиеся других, страдающие от своих недостатков, наконец, выключенные из коллектива дети. Некоторых из них лишь с трудом можно ввести в коллектив, других — только через привязанность к лицу другого возраста (воспитателя). Все они вместе взятые составляют тяжелый балласт для развития коллективной жизни.

Непосредственное тяготение к коллективу, осознание и ответственность за него у невропсихопатичных детей развиты слабее, чем у здоровых.

В заключение сделаем указание на то, что педагог-дефектолог должен всячески стремиться к всемерному развитию коллективистических навыков у детей с трудным характером. Опыты проделаны, и теперь несомненно положительные их результаты необходимо углублять и детализировать. Методика детского и молодежного движения должна и здесь найти широкое поле применения, так как эти формы являются неотъемлемой составной частью всей нашей жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.