Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образов-е феод.гос-ва в Японии. Кодекс Тайхоре.






Становление феодальной экономики. Археологические данные свидетельствуют о том, что Японские острова стали заселяться в VIII-VII тысячелетиях до н.э. Но особенно активная миграция на эти земли началась в IV-III тысячелетиях до н.э.: тогда на острова переселились племена восточных монголоидов, а также различные алтайские и малайские племена, из которых впоследствии сформировалась японская нация. До V-IV веков до н.э. на островах существовала неолитическая культура дзёмон (керамическая культура). Население занималось охотой, рыболовством, собирательством. В родоплеменных отношениях господствовал матриархат, постепенно уступавший место патриархату.

В V-IV веках до н.э. начался исторический период культуры яёи, ознаменовавший переход к бронзовой и железной стадии производства. Появилось поливное земледелие, животноводство, в хозяйствах стали использовать металлические орудия. В этот период на Японию оказывали хозяйственное и культурное влияние мощные миграционные потоки из Южного Китая, Индокитая, Маньчжурии, Кореи и других азиатских регионов.

В III-V веках н.э. на территории современной Японии начался процесс разложения родоплеменных отношений и формирования сельской общины, внутри которой периодически производился передел земельных участков между большими семьями. У племенных вождей имелись так называемые царские поля, обрабатывавшиеся обедневшими членами общины и рабами. Племенные вожди требовали от общины расширения своих властных полномочий. Они окружали себя не только чиновниками, но и собственной дружиной, состоявшей из профессиональных воинов, поскольку постоянно сталкивались с необходимостью защиты своих земель и завоевания новых. Во второй половине III века был создан племенной союз Ямато, к середине IV века объединивший почти всю страну, кроме северо-восточных территорий. На основе этого союза стало складываться японское государство, главой которого был провозглашен император. В V веке на Японские острова проникла китайская иероглифическая письменность, в VI веке получил распространение буддизм.

В это же время представители древнего и могущественного племени (семейства) Сога получили высшие должности при дворе императора и стали проводить политику, направленную на поддержку зарождающегося феодализма. Большое распространение получил натуральный оброк, который свободные общинники должны были выплачивать в пользу государства и разбогатевших землевладельцев. Общинники также должны были участвовать в строительных и ирригационных работах.

В начале VII века заметно усилился процесс укрепления централизованной власти. В результате сложных интриг придворные круги во главе с принцем Наканоэ свергли власть семейства Сога, и главой государства стал император Тайка. С его именем связаны реформы Tайка (645-654), ознаменовавшие переход к феодальным порядкам и формирование раннефеодального централизованного японского государства. Окончательное завершение реформ произошло в 701 году, когда был оформлен кодекс Тайхорё, по которому все общинные земли были конфискованы в пользу государства, а крестьяне становились лишь держателями государственных наделов. Эти наделы через каждые шесть лет перераспределялись между семьями в пределах общины. Земельный надел на мужскую душу был на треть больше, чем на женскую, а на долю раба приходилась треть надела свободного крестьянина. Крупные земельные наделы выделялись за особые заслуги чиновникам, военным, родственникам и фаворитам императора. Большие земельные угодья находились в собственности императорского дома и монастырей.

Государство охотно поощряло захват и освоение новых земель крестьянами, за которыми в таких случаях специальным указом закреплялось право на частное владение. Эти же крестьяне на определенный срок освобождались от налогов. Налоги в пользу государства в основном уплачивались в натуральной форме: рисом, шелком и др. Крестьяне также должны были трудиться до 100 дней в году на государственных работах. От 50 дворов следовало выставлять одного рекрута в армию. Одной из форм закабаления крестьян служили рисовые ссуды, выдававшиеся в случае неурожая или стихийных бедствий из специальных государственных амбаров. За полученный рис приходилось выплачивать 30-50%, а то и 100% от общего объема кредита, и многим крестьянам было не под силу расплатиться по ссудам.

Следует отметить, что в средневековой Японии рабство не стало преобладающей формой хозяйствования, хотя в VIII веке рабы составляли здесь до 10-15% населения. Они принадлежали в основном государству и монастырям и выполняли тяжелые работы на строительстве огромных императорских дворцов, буддистских храмов, при прокладывании дорог и др. К концу VIII века рабский труд почти исчез. Оставался он лишь в домашнем хозяйстве, где рабы использовались в качестве слуг по дому или на подсобных работах.

В VIII веке стала зарождаться новая форма хозяйствования - частновладельческое поместье, или сёэн. Этому способствовало повсеместное возделывание риса, которое требовало долговременных трудозатрат и полностью исключало периодические переделы земельных угодий в рамках общины. Земельные участки, или " именные поля", закреплялись за отдельными лицами в частную собственность. К середине X века сёэн стало преобладающим субъектом хозяйства в земледелии. " Именные поля" превратились в наследственные владения, насчитывавшие от нескольких десятков до нескольких сотен гектаров.

Владельцы таких поместий постепенно стали претендовать на значительную независимость от государства. Прекращая платить налоги в казну, они объявляли о неподчинении государственным законам и о своем иммунитете, т.е. о том, что представителям государственной власти запрещается появляться в их владениях. Поместья сёэн приобретали определенную привлекательность в глазах крестьян, и это приводило к их массовому самовольному уходу с государственных земель под покровительство помещиков, которые, в свою очередь, давали им земельные участки. Взамен крестьяне прекращали платить государственные подати и переходили на оброчную систему в пользу помещиков, что превращало их в феодально зависимых людей.

Владельцы сёэн, стремясь к экономической независимости, создавали свои военные дружины для охраны поместий и пресечения попыток зависимых крестьян перейти в другие хозяйства. Постепенно дружинники превратились в особое замкнутое сословие воинов - самураев (буси) - со своим кодексом чести, нормами поведения, основанными на принципе верности своему господину. Усиление экономической независимости сёэн приводило к феодальной раздробленности и, как результат, к бесконечным жестоким междоусобным войнам, еще более ослаблявшим централизованную власть в стране.

67) Средневековое право Японии. Свод законов Тайка, Тайхорё. Сегунат. Бакуфу

В III- -VII веках на японских островах шел активный процесс разло­жения первобытнооб­щинных отношений и формирование ранне­классового общества. По­явление первых пле­менных союзов на терри­тории Японии относят к IV в., а их объединение произошло в V в. Родо­вая община, развиваясь, постепенно уступала ме­сто общине соседской. Наряду со свободными крестьянами-общинни­ками появились полусво­бодные члены общины (бэ, или бэмин) и рабы, но последних было незначительное количество.

В отличие от западноевропейской средневековой государственности Япония в своем государственно-правовом развитии прошла три стадии:

1. раннее средневековье (VII- -XII вв.), когда феодальные отношения лишь начинали складываться;

2. развитое средневековье (XIII- -XVII вв.), когда в Японии сложи­лась феодальная сеньори­ально-вассальная структура, со специфической военно-самурай­ской окраской и со все­властием сёгуна - - «великого воеводы. по­корявшего варва­ров»;

3. позднее средневековье (XVIII-XIX вв.), когда феодальные отношения сёгуната переживали кризис и распад.

Общественная структура в Японии приобретает четкие очертания примерно к XII в., когда в результате освоения пустошей и захвата общинных земель феодалами, а также получения ими императорских земельных пожалований за службу образуется сёэн - - частновладельческое поместье японского феодала. С XII в. феодалы условно подразделяются на две основные группы:

· гокенин - - непосредственные вассалы правителя-сёгуна;

· хигокенин - - иные вассалы, принадлежавшие другим сеньорам, как светским, так и духовным.

Ко времени развитого средневековья (XV в.) в Японии выделяются влиятельные князья (даймё), владельцы крупных феодальных хозяйств. К XVII в. даймё подразделяются на 2 категории:

1) непосредственные вассалы императора, занимавшие высшие должности в государстве;

2) «внешние» даймё, не участвовавшие в делах управления, но сохранявшие титулы и привилегии.

В 1615 г. издаётся книга «18-ти законов», в которой регламентируются правовые статусы 4 основных сословий японского общества:

1) самураи - си;

2) крестьяне - но;

3) ремесленники - ко;

4) торговцы - сё

Особняком стояла японская аристократия - - кугэ, получавшая в качестве вознаграждения за службу рисовые пайки от сёгуна. Вне общества стояли социальные изгои, именовавшиеся париями - - эта (рис. 8).

Крестьяне-общинники фактически находились в поземельной кабале, поскольку им запрещалось покидать общинную землю. Подушная подать - - рисовая рента зависимых крестьян доходила порой до ½ собранного урожая. Но в наиболее тяжёлом положении находились японские холопы - - они фактически были рабами.

Реформы Тайка 645 г. имели для Японии значение политической революции. Они знаменовали собой утверждение раннефеодального государства во главе с наследственным монархом - - императором, сыном богини Солнца - - согласно древней японской религии синто («путь духов»). В эру Тайка появилось Министерство императорского двора, которое просуществовало до конца второй мировой войны XX в. Министерство состояло из одного особого управления, четырех главных и тринадцати простых управлений и являло собой сложнейшую структуру, целиком направленную на обслуживание потребностей императорского дома.

Впоследствии с ростом благосостояния и одновременно клановых распрей в Японии возрастает политическое влияние буддийских иерархов. Поэтому к концу XI в. в стране фактически возникают три центра политического притяжения: Императорский двор; домоуправление правящего клана и буддийские монастыри. По достижении совершеннолетия император, как правило, принудительно постригался в монахи, а на престол возводился его малолетний наследник - - послушное орудие в руках правящего клана и буддийских иерархов. Так постепенно складывалась традиция двоевластия.

Высшая государственная власть в Японии, как и в Китае, принадлежала Большому Государственному совету, разрабатывавшему общие направления государственной политики. Возглавлял Государственный совет канцлер или «старший министр».

Под началом Государственного совета было 8 министерств (Министерство императорского двора, «общих дел», финансов, юстиции и др.) которые, в отличие от Китая, были тесно связаны с императорским домом. Палата цензоров, с огромным штатом разъездных цензоров-контролеров, следила за «чистотой обычаев и нравов» и проводила расследования по моральным нарушениям в государстве.

С установлением первого сёгуната Минамото (1192-1333) двоевластие в Японии приобретает законченное выражение. Минамото стремился преодолеть раздробленность страны, подавить распри, укрепить государство в целом и свою власть, в частности. Характерной чертой первого сёгуната было сохранение императора как номинального главы государства, который обладал некоторыми представительскими функциями. Император пользовался традиционными ритуальными почестями, но ни он сам, ни его двор уже не играли при сёгунате сколь-нибудь заметной роли. С начала XIII в. императорский двор становится центром феодальной оппозиции.

Сёгунату не сразу удалось создать постоянную политико-административную систему своего режима, однако сразу же возникает правительство сёгуна - бакуфу, которое символизировало самостоятельность политики «верховного воеводы, покорявшего варваров» - сёгуна.

Черты военно-абсолютистского режима сёгунат приобретает довольно поздно - - к XVII в. (третий сёгунат Токугава, с 1603 г.), когда происходит ужесточение методов правления военно-самурайской верхушки и создается разветвленный полицейский аппарат. Именно тогда политическая воля императора не учитывается вообще, а в императорской столице (г.Киото) вводится новая должность наместника сёгуна - - сёсм-бая, который следил за настроениями придворного окружения. Тогда же, в XVII в. (1635 г.), сёгунат вводит систему заложничества, при которой все даймё должны были попеременно проживать в доме сёгуна, а, возвращаясь в свои владения, оставлять в Эдо, столице сёгуната, свои семьи. Эта же система распространилась и на сыновей императора.

По аналогии с системой управления императорским двором прежних времен сёгунат Токугава ввел должности старших советников, входивших в Государственный совет сёгуна (что-то наподобие узкого «кабинета министров») и контролировавших одну из пяти коллегий бакуфу: внутренних дел, иностранной, военной, военно-морской, финансовой. Младшие советники правительства Токугава ведали гвардией сёгуна, охраной его дворца, полицейским аппаратом и осуществляли слежку за вассалами.

Поскольку в средневековой Японии суд не был отделен от администрации, то судебные дела обычно находились в ведении того ведомства, к которому относились проблемы. В ведении министерства юстиции, например, были два управления - - взысканий (конфискация имущества и сбор штрафов в пользу казны) итюремное управление (надзор за подследственными, за принудительными работами заключенных, за исполнением приговоров). Наиболее сложные дела направлялись для рассмотрения в Государственный совет, который с помощью специальных законоведов мог проводить расследования либо прекращать судопроизводство. Правильность судебных решений на местах Государственный совет проводил также с помощью своих специальных инспекторов.

Высшей апелляционной инстанцией в стране выступал император, который также рассматривал наиболее сложные дела, каравшиеся смертной казнью, бессрочной ссылкой либо исключением чиновников из списков.

Такая система военно-феодальной диктатуры просуществовала в Японии до второй половины XIX в., когда в ходе буржуазной революции - - реставрации Мэйдзи - - была восстановлена власть японского императора.

Источники права средневековой Японии. Первые памятники японского права относятся еще к ранней эпохе Тайка (конституция Сётоку-тайси 604 г.). Право в то время еще не выделялось из религиозных и этических норм, если не считать отдельных понятий о наказаниях, связанных с представлениями о «грехе», «каре», о «божьем суде» и с концепцией «справедливости».

Нормы поведения, схожие с правилами конфуцианства в Китае, назывались гири: в Японии выделялись гири отца и сына, мужа и жены, старшего и младшего братьев; вне семьи существовали гири торговца и покупателя, хозяина и служащего и др. Гири отчасти заменяли собой право, а в отдельных случаях и мораль. Соблюдались они автоматически, под страхом осуждения со стороны общества в случае неподчинения конкретным гири.

Военная каста (букэ, самураи) жила согласно собственному обычному праву (букэ-хо). Действовавший внутри касты «кодекс рыцарства» был основан на идее абсолютной преданности вассала сюзерену: вассал не имел никаких гарантий против произвола своего сюзерена. В 1232 г. был составлен Сборник обычаев военной касты, содержавший нормы уголовного права и «кодекс чести» самураев.

В целом обычное право того времени содержало главным образом предписания, которые давались высшими чинами низшим. Каждая социальная группа должна была выполнять в государстве строго определенные функции, причем обязанности каждого уточнялись в сборниках рицу-рё, где репрессивно-наказательные нормы обозначались термином «рицу», административно-применительные - - термином «рё».

Из наиболее известных правовых сборников Японии раннего средневековья известны Тайхо-рё (701 г.) и Ёро-рё (718 г.). Тайхо посвящен большей частью регулированию земельных отношений в японском обществе, а Ёро - - уголовным и административным предписаниям. Естественно, что ни в одном, ни в другом сборнике не содержится деления права на публичное и частное, как и вообще нет деления на отрасли права.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.