Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура этики






Структура этики включает в себя широкий спектр проблем теоретического, историко-философского и прикладного характера; отражает динамику развития этической мысли от древности до наших дней.

Структуру этики как науки выражают исторически закрепившиеся за ней функции:

• определение границ нравственности в системе человеческой деятельности;

• теоретическое обоснование нравственности (ее становления, сущности, социальной роли);

• критически ценностная оценка нравов (нормативная этика).

Данная структура очерчивает круг главных проблем, исследуемых этикой:

• этические взгляды, идеал (т. е. этическое знание);

• разработка и раскрытие нравственных категорий этики;

• выявление взаимосвязи, отношений этического сознания к объективной реальности, влияния их друг на друга.



В самом общем плане этика делится на теоретическую и прикладную.

Теоретическая этика направлена на исследование системы нравственности вообще. Она включает в себя учение о сущности, специфике и функциях морали, о ее связи с другими сторонами человеческого бытия, об отдельных элементах нравственного сознания и поведения (справедливости, долге, ответственности, достоинстве и т. п.), о происхождении и историческом развитии морали и т. д. Самостоятельными ее разновидностями являются

история нравственности;

история этических учений.

Прикладная этика изучает функционирование нравственности в отдельных сферах человеческой жизни. Современными ее разновидностями являются:

биомедицинская этика;

предпринимательская этика;

педагогическая этика;

профессиональная этика;

этика науки;

политическая этика и т. п.

Появление прикладной этики обусловлено тем, что в некоторых сферах общества нравственная жизнь приобретает особую интенсивность. Это происходит по разным причинам.

Во-первых, характер нравственных отношений может существенно меняться из-за чрезмерного усиления каких-то других, внеморальных факторов. Например, в хозяйственной деятельности особую роль приобретают соображения материальной пользы, прибыли, рентабельности и т. д. Это вмешательство меркантильных соображений вынуждает проводить грань между добром и злом как-то иначе, чем принято, скажем, для дружеских или бытовых отношений. То же касается и политической сферы. В период войны, к примеру, резко возрастает значение эффективности тех или иных действий, поскольку цена успеха или провала военных операций выражается множеством человеческих жизней, не говоря уже о разрушении материальных ценностей. В этих условиях преобладающую роль получает государственный интерес и государственная целесообразность, тогда как интересы отдельно взятого человека оттесняются на второй план. Поэтому конфликты решаются иначе, чем в мирное время.

Во-вторых, характер нравственных отношений может существенно обостряться в связи с изменением субъектов или объектов этих отношений. Люди, которые оказываются в пограничных ситуациях между жизнью и смертью чувствуют и ведут себя иначе, чем в повседневной жизни. Поэтому возникает необходимость особых нравственных ограничений в отношениях между врачами и пациентами, здоровыми и больными людьми. На этой основе сложилась биомедицинская этика, исследующая проблемы эвтаназии (искусственного прекращения жизни неизлечимо больного, испытывающего непереносимые страдания), трансплантации органов, врачебной тайны и т. п.

В-третьих, содержание нравственной жизни кардинально меняется в тех точках социального пространства, где происходит соприкосновение людей высокого или среднего морального развития с людьми, моральный уровень которых крайне низок. Преступная среда, например, создает особую «субкультуру» с нормами и ценностями, отличными от норм и ценностей всего общества. Конструктивный диалог с подобными лицами возможен только в том случае, если, по крайней мере, одна из сторон — представляющая интересы всего общества — свободно ориентируется в нравах другой и ведет себя с учетом имеющейся информации. Отсюда необходимость в разработке особой отрасли прикладной этики — криминологической.

В-четвертых, исходное неравенство субъектов нравственных отношений бывает обусловлено тем, что одна из сторон находится на стадии становления и поэтому обладает нравственностью лишь в зачаточной форме. Такими являются отношения между воспитателями и воспитанниками. Особую трудность для воспитательной практики представляет проблема оптимального соотношения между самостоятельностью и внешней регламентацией поведения воспитуемых. Степень оптимальности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Широкий спектр подобных проблем изучается педагогической этикой.

Прикладная этика тесно взаимодействует с социально-политическими науками.

Подводя итоги, следует отметить, что этика призвана помочь современному человеку осмыслить жизнь во всей ее многозначности, глобальности, расширить горизонты индивидуального восприятия мира, вводя в него широкие социоморальные, гуманитарные критерии оценки всего происходящего, показать связь современности с прошлым и будущим.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое этика, каков ее предмет и основные задачи?

2. Как соотносятся между собой философское и этическое значение?

3. Дайте определение нравственности.

4. Как взаимосвязаны понятия «этика», «мораль», «нравственность»?

5. В чем отличие морали от других форм общественного сознания?

 

Литература:

1. Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность / В. С. Библер. - М.: Мысль, 1990. - 196 с.

2. Гуревич П. С. Этика: учеб. пособие / П. С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 351 с.

3. Гусейнов А. А. Этика: учеб. пособие / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1999. - 208 с.

4. Золотухина-Аболина И. Л. Современная этика / И. Л. Золотухина-Аболина. - Минск, 2003. - 243 с.

5. Разин А. В. Этика: учебник для вузов / А. В. Разин. - М.: Академический проект, 2006. - 624 с.

6. Шрейдер Ю. Лекции по этике: учеб. пособие / Ю. Шрейдер. - М.: Мирос, 1994. - 135 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.