Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории лидерства. Механизм влияния в лидерстве.






Наиболее ранней социально-психологической теорией лидерства, возникшей в начале XX в., явилась «теория черт» лидерства: человек может стать лидером (или руководителем), лишь при наличии у него некоего универсального набора биосоциальных характеристик: от роста и веса до интеллекта и собственно личностных черт. Считалось, что эти характеристики врожденные, не подвержены изменению и пригодны для многих ситуаций. Однако эта теория во многом была опровергнута. Во-первых, не удалось выявить какой-либо универсальный набор лидерских черт. Во-вторых, провалились попытки прогноза реального поведения людей с помощью психологических тестов, имевших своей идейной основой «теорию черт».

«Имплицитная теория» лидерства: люди воспринимаются в группах как лидеры в той мере, в какой их характеристики (интеллект, черты личности, ценности) соответствуют представлениям других о лидере. Первыми к ней обратились Е. Холландер и Д. Джулиан. Люди действительно формируют некие обобщенные представления о лидерстве, которые обычно используют для оценки лидерского потенциала незнакомцев - прототипы лидерства. Прототипы лидерства могут быть расклассифицированы по трем иерархическим уровням. Наивысший из них представлен наиболее общими категориями (например, лидер в сравнении с нелидером). Средний уровень содержит более дифференцированные категории в зависимости от соответствующих сфер деятельности лидеров (например, лидеры в спорте, сфере бизнеса, в вооруженных силах и т.д.). Низший уровень классификации предполагает дифференциацию лидеров в рамках конкретной предметной области (например, дифференциация военных лидеров по званию).

Пятифакторная модель личностных черт -«Большая Пятерка». « Большая пятерка» – теория личности, в которой полагается, что личность человека включает в себя пять общих и относительно независимых черт: экстраверсию, доброжелательность, добросовестность, нейротизм и открытость опыту. В результате проведенных исследований был сделан вывод о том, что по меньшей мере 4 фактора модели «Большой Пятерки» могут рассматриваться в качестве детерминантов лидерства: экстраверсия (напористость, энергичность, активность); невротизм (низкий уровень эмоциональная стабильность, уверенность); сознательность (организованность, ответственность, надежность, настойчивость); доброжелательность (высокий уровень–склонность к сотрудничеству, неэгоистичность, доброта)

Механизм влияния в лидерстве – влияние через феномен идентификации. Идентификация - следование поведенческим или личностным характеристикам другого лица, как реальное их воспроизведение либо в сходных поведенческих актах, либо в символических эквивалентах поведения. Но, согласно материалам исследований, идентификация очень часто проявляется как парциальный феномен. Иными словами, уподобление значимому другому, в том числе и лидеру, носит не тотальный («во всем!») характер, а осуществляется избирательно, по отдельным личностным и поведенческим характеристикам модели — объекта идентификации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.