Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние меньшинства и большинства в группе. Модель влияния группового меньшинства С. Московичи.






Процессы влияния большинства и меньшинства отл-ся формой проявления. Большинство проявл. сильное влияние на принятие решения его позиций индивидом, при этом круг возможных альтернатив для него огранич-ся предлагаемых большинством. В этой ситуации индивид не ищет других решений, более правильных. Влияние меньшинства происходит менее сильно, но при этом стимулируется поиск различных точек зрения, дающих возможность к проявлению оригинальных реш-ий и повышает их эффективность. Влияние меньшинства вызывает большую концентрацию, познавательную активность членов группы. При влиянии меньшинства во время расхождения взглядов, возникающая стрессовая ситуация сглаживается за счет поисков оптимального решения. Важным усл-м влияния меньш-ва явл-ся послед-ть его поведения, уверенность в правильности своей позиции, логической аргументации. Восприятие и принятие точки зрения меньшинства происходит значительно медленнее и трудней, чем у большинства. В наше время переход от большинства к меньшинству и наоборот, происходит очень быстро, поэтому анализ влияния меньшинства и большинства более полно открывает особенности группового динамизма. С. Московичи разработал дескриптивную модель влияния меньшинства. «Блоки» анализа: 1. расшатывание этого согласия. 2. устойчивость, уверенность индивида в правоте своей позиции, изложение и структурирование соответствующих аргументов. 3. социальное изменение и инновация, меньшинство способно «выдвинуть» свою норму и взять верх над консервативным большинством. 4. преодолением конфликта, возникающего между наличным мнением индивида и тем, что ему предлагают (или навязывают) другие. 5. «эффект ореола». Утверждается, что успешная деятельность социальной группы зависит от согласия ее членов относительно каких-то фундаментальных жизненных принципов. А усилия меньшинства могут быть направлены на расшатывание этого согласия. В этом случае группа старается оказать давление на меньшинство, чтобы восстановить имевшееся ранее единообразие взглядов. При этом какие-либо жесткие санкции к инакомыслящим, такие, как их изгнание, не столь уж часты. Поэтому большинство членов группы вынуждено какое-то время смиряться с упорствующим в своем мнении меньшинством, и это оказывается ключевым для оказания влияния по направлению, ведущему от меньшинства к большинству. Влияние меньшинства проявляется в виде сложного, многогранного социального и психологического процесса. С. Московичи исходит из того, что пришедшее к согласию меньшинство: 1. разрушает устоявшуюся норму и порождает сомнение и неуверенность у представителей большинства; 2. проявляет себя, привлекает к себе внимание; 3. доказывает, что существует альтернативная и понятная точка зрения; 4. демонстрирует уверенность, последовательность и приверженность этой точке зрения; 5. показывает свою решимость не идти на компромисс и отстаивать свою позицию; 6. убеждает большинство в том, что единственный способ восстановить стабильность - пойти навстречу меньшинству. Особенно важны такие характеристики стиля, как его устойчивость, уверенность индивида в правоте своей позиции, изложение и структурирование соответствующих аргументов. Малейшее ослабление этих характеристик ведет к снижению влияния меньшинства.

37. ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ: СУЩНОСТЬ, ПРОЯВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ.

Сплоченность групповая — один из процессов групп. динамики, хар-щий степень приверженности к группе ее членов. В качестве конкретных показателей групповой сплоченности, как правило, рассматриваются: 1) ур-нь взаимной симпатии в межличн-х отнош-х — чем большее кол-во членов гр-ы нравятся др. др-гу, тем выше ее сплоч-ть; 2) степень привлекат-ти (полезности) гр-ы для ее членов — чем больше число тех людей, кто удовлетворен своим пребыванием в гр-е, то есть тех, для кого субъективная ценность приобрет-х благодаря группе преимуществ превосх. значимость затрачиваемых усилий, тем выше сила ее притяжения и сплоченность. Согласно представлениям родоначальник-в концепции групповой сплоченности — амер. псих-в К. Левина, Л. Фестингера, Д. Картрайта, А. Зандера, групп-я сплоч-ть явл. «результирующей» тех сил, кот-е удерж-т людей в группе. Считается, что группа удовл-т чел-а до тех пор, пока он полагает, что «выгоды» от членства превалируют в большей степени, чем это могло бы быть в какой-либо другой группе или вообще вне ее. К числу основных факторов групп-й сплоч-и чаще всего относят: сходство базовых ценностных ориентаций членов группы, ясность и определенность групповой цели, демократический стиль лидерства (руководства), кооперативную взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности, относительно небольшой объем группы, ее престиж. Одна из важн-х форм прояв-й сплоч-ти в коллективе — эмоц-е приобщение личности каж. к коллективу как целому, с кот-м личность сознательно или неосознанно себя идентифицирует. Для настоящего коллектива хар-ны отнош-я сопереживания при успехах и неудачах, эмоциональной теплоты и сочувствия, радости и гордости за достижения каждого. Методический аппарат измерения групповой сплоченности представлен в основном социометрической техникой в различных модификациях, а также другими разновидностями процедуры опроса. В отечественной психологии существует трактовка групповой сплоченности как ценностно-ориентационного единства и предметно-ценностного единства.

38. АСПЕКТЫ ГРУППОВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ: ТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ; ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО; ЭКОЛОГИЯ. ЛИЧНОСТЬ В ГРУППОВОМ ПРОЦЕССЕ.

Территориальность - занятие личностью или группой опред-го физического (географического) пространства и контроль над ним и находящимися в нем объектами. Принято выдел. индивидуальную и групповую территориальность, но, что при изуч-и гр-го поведения нередко в равной мере учитываются оба типа территор-сти. Признаки: установл-е групой терр-ных прав и защита занимаемого простр-ва от вторжения; контроль над значительно большей, нежели в случае индивидуального поведения, территорией. Личное пространство - область непоср-го окруж-я личности, активно ею охраняемую, вторж-е в кот. выз-т сост-е дискомфорта. В отл. от территор-ти лич. простр-во не связ. с какой-либо физической (географической) обл., а имеет непоср-ое отнош-е лишь к телу субъекта. Его границы строго не фиксированы меняются в зависимости от психоло-х и соци-х отнош-й субъекта с др. людьми. Вторжение одного из чл-в гр-ы в ходе внутригруп. общения в лич. простр-во кого-либо может вызвать негативные реакции со стороны потерпевшего и в конечном счете сказаться на эффект-ти групп-го функц-я. Измен-е личного простр-ва по величине дистанции взаимод-я, обусл-но целым рядом факторов: степень знакомства и симпатии, пол, статус, культурные особенности, возраст, некоторые ситуационные моменты. Экология. В кач-ве целостной сист. малая гр-а вписана в опред- среду: физическую, техническую, социальную. Экол-е факторы обусл-т многие повед-е эффекты индивид-го и групп-го хар-ра, в ряде случаев (например, в экстремальных условиях) значительно обостряя их проявления и отражаясь на эффективности функционирования группы. Личность в групповом процессе. М.Шоу выделяет следующие личностные черты, важные для внутригрупповой активности: 1) межличностная ориентация; 2) социальная сензитивность; 3) стремление к власти; 4) надежность; 5) эмоциональная устойчивость. Межличностная ориентация включает в себя направленность личности в трехаспектном варианте ориентации на: а) личное достижение, б) выполнение задания, в) межличностные отношения. Соц-я сензитивность (чувствительность) характ-т способ-ть личности к отраж-ю сост-й др. людей и вкл.: эмпатия, социальное понимание, социабельность. Стремл-е к власти соотв-т повед-ю чл-в гр-ы, направл-му на достиж-е престижных внутригрупповых позиций. Одна из наиболее значительных переменных этого порядка – доминантность, положительно коррелирующая с актами лидерства, лидерским статусом, межличностным взаимодействием и отрицательно связанная с конформностью. Надежность проявл. как ответств-ть, уверенность в себе, самоуваж-е. Эмоц. устойчивость вкл в себя оптимальный ур-нь тревожности и личное приспособление. 39. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ В ГРУППЕ. ФЕНОМЕН МЕЖЛИЧНОСТНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ.

Знач. число иссл-й межличностного восприятия посвящ. изуч. формир-я первого впечатления о человеке. В них выясняются законом " достраивания" образа др. чел-а на основе огранич-й инф-и о нем и при выявл-и актуал-х потребн-й воспринимающего субъекта, фиксир-я действие механизмов, приводящ. к искаж-ю межличностного восприятия (Эффект недавности, Эффект ореола: дефицит информации о человеке, общего оценочного впечатления). Важной особ-ю межличн-го воспр-я явл. воспр-е чел-а во взаимоотн-х с др. людьми (воспр. предпочтений в группе, структуры группы и т. д.). Механизмы межличностного восприятия: 1) идентификация — поним-е и интерпр-я др. чел-а путем отожд-я себя с ним; 2) социально-психол-я рефлексия — поним-е др-о путем размышл-я за него, 3) эмпатия —поним-е др. чел-а путем эмоции-го вчувствования 4) стереотипизация — воспр-е и оценка др. путем распростр-я на него хар-к какой-либо соци-й. Совместимость межличностная — взаимное приятие партнеров по общению и совместной деят-ти, ocн-е на сходстве или взаимодополнительности цен-х ориентаций, соц-х установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофиз-х реакций и др. значимых для межличн-го взаимоде-я индивид.-психол-х хар-к. Критерий межличн. совм-ти - высокая непоср-ая удовле-ть партнеров рез-м. Межличн-я совмест-ть сопровожд-ся возникн-м взаимной симпатии, уважения, уверенности в благоприятном исходе будущих контактов. Особое знач-е межличн-я совмест-ть приобретает в сложных усл-х совместной жизнедеятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.