Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологическая характеристика процесса принятия группового решения.






Осущ-ый группой выбор из ряда альтернатив в усл-х взаимного обмена инф-й при реш-и общей для всех членов гр-ы задачи. Процедура гр-го принятия реш-й предпол. обяза-е соглас-е мнений членов гр-ы в отл. от гр-ой дискуссии, кот-я рассматривается как фаза, предш-я гр-му принятию реш-й. В отдельных случаях групп-ое принятие реш-й исп-ся в усл-х ограниченного обмена инф-ей, когда члены гр-ы могут только сообщить о своих первонач-х решениях. От гр-го принятия реш-й сл-ет отл-ть переход от индивид-х решений к групп-м без взаимоде-я участников. Эксперим-е изуч-е процесса гр. принятия реш-й было начато К. Левином, рассматривавшим влияние гр-ой дискуссии на хар-р приним-х решй. В рамках этого направл-я были уста-ны феномены сдвига к риску и групповой поляризации, свидет-щие о том, что гр. решения не могут сводиться к сумме индивидуальных, а явл. специфическим продуктом группового взаимодействия. Были выявлены две важные закономерности: 1) групповая дискуссия позволяет столкнуть противоп-ые позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации; 2) если решение инициировано группой, то оно является логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, так как оно превращается в групповую норму. Широко практикуемой формой являются различного рода совещания, что – в терминах социально-психологического анализа – явл. своеобразной формой групповой дискуссии. Имеются данные о более высоком качестве групповых реш-й по сравнению с индивидуальными. В то же время отмечается, что в проц. дискуссии могут возникать некот-е деформации, снижающие кач-во групп-х решений. Процесс принятия гр. реш-я тесно связан с проблемой лидерства и руководства, т.к. принятие решения — одна из важных функций руководителя. Тот факт, что групповые решения во многих случаях являются более эффективными, чем индивидуальные, отмечался неоднократно.

42. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОЙ ГРУППЫ. ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Факторы: всединамические процессы, сплоченность, стиль руководства, способ принятия групповых решений, характер деятельности, удовлетворенность трудом(эмоциональная удовлетворенность группой и удовлетворенность самой деятельностью), стадия развития группы, общественная значимость деятельности, сверхнормативная активность.

Расшифровка факторов:

Что такое эффективность деятельности (и дальнейшее описание факторов): Когда малая группа понимается прежде всего как лабораторная группа, эффективность ее деятельности означает эффективность деятельности по выполнению конкретного задания экспериментатора. Поэтому, большинство экспериментальных работ по данной проблеме выполнены как лабораторные эксперименты. Множество работ по эффективности было проведено на рабочих бригадах. Эффективность деятельности группы оказалась сведенной к производительности труда в ней. В действительности же производительность труда группы лишь один показатель эффективности. Другой, показатель – это удовлетворенность членов группы трудом в группе. Проблема удовлетворенности присутствовала в исследованиях, однако интерпретация ее была весьма специфичной: имелась в виду, как правило, эмоциональная удовлетворенность индивида группой. Результаты экспериментальных исследований были довольно противоречивыми: в некоторых случаях такого рода удовлетворенность повышала эффективность деятельности группы, в других случаях – нет. Эффективность связывалась с таким показателем, как совместная деятельность группы, а удовлетворенность – с системой преимущественно межличностных отношений. Проблема удовлетворенности, между тем, имеет другую сторону – как проблема удовлетворенности трудом. Логично предположить, что группы, находящиеся на разных стадиях развития, должны обладать различной эффективностью при решении различных по значимости и трудности задач. Группа, находящаяся на ранних этапах развития, не в состоянии успешно решать задачи, требующие сложных навыков совместной деятельности, но ей доступны более легкие задачи, которые можно как бы разложить на составляющие. Наибольшую эффективность от такой группы можно ожидать в тех случаях, когда задача в минимальной степени требует участия группы как целого. Следующий этап развития группы дает больший групповой эффект, однако лишь при условии личной значимости групповой задачи для каждого участника совместной деятельности. Если все члены группы разделяют социально значимые цели деятельности, эффективность проявляется и в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят непосредственной личной пользы членам группы. Возникает совершенно новый критерий успешности решения группой стоящей перед ней задачи, Это – критерий общественной значимости задачи и " сверхнормативная активность " (стремление членов группы добиваться высоких показателей сверх необходимого задания).

43.ТИПЫ ГРУППОВЫХ ЗАДАЧ И ГРУППОВАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ.

Какой-то универсальной классификационной схемы групповых задач пока что не существует. Речь может идти скорее лишь об отдельных частных типологиях, охватывающих те или иные аспекты групповой задачи и обладающих относительной обобщающей силой. В самом элементарном выражении такие типологии могут классифицировать задачи на две взаимоисключающие категории: например, простые и сложные, или конъюнктивные (требующие кооперации усилий и координации действий) и дизъюнктивные (антитеза конъюнктивным). Несколько более сложная классификация разработана Д. Хакменом и Ч. Моррисом и включает следующие типы групповых задач: ♦ продукционные (их решение ведет к получению оригинальных, творческих продуктов, например к генерированию новых идей), ♦ дискуссионные (требуют от членов группы дискуссии по поводу конкретного вопроса и выработки согласованного решения), ♦ проблемные (требуют спецификации процесса, развертываемого с целью решения некоторой проблемы). Аналогичная по числу выделенных вариантов типология групповых задач, или, по иной терминологии, моделей совместной деятельности, предложена Л. И. Уманским. Описываемые им разновидности моделей совместной деятельности характеризуются как совместно индивидуальная, совместно последовательная и совместно взаимодействующая деятельность. Наиболее развернутую типологию групповых задач сконструировал Д. Макгрет. Он положил в основу классификации представление о группе как системе, которая осуществляет четыре функции (реализация каждой из них сопряжена с выполнением двух типов соответствующих задач): генерирует (задачи порождения замыслов и выдвижения оригинальных идей); выбирает (задачи поиска правильного ответа и поиска предпочитаемого ответа); решает (задачи в области когнитивного конфликта и в ситуациях взаимодействия со смешанными мотивами); выполняет (задачи как соревновательными-состязательными, так и противоположного им свойства, в обоих случаях, однако, предполагающими физическое взаимодействие).

В результате проведенного дименсионального анализа М. Шоу получил следующие измерения групповой задачи: трудность (величина усилия, требуемого для выполнения задачи); множественность решения (сложное измерение, включающее набор возможных приемлемых решений, альтернативы выполнения задачи, степень верификации приемлемых решений); ♦ внутренний интерес к задаче (степень, в которой задача сама по себе представляет интерес для членов группы, побуждая их активность); требования кооперации (степень интеграции действий членов группы для выполнения задачи); интеллектуально-манипулятивные требования (диапазон требований к решению задачи от чисто умственного до чисто двигательного характера); популяционное знакомство (та степень, в которой члены группы уже сталкивались с подобной задачей в жизни).

Д. Хакменом и Ч. Моррисом исследовалась зависимости эффективности группового поведения типов (продуктивные, дискуссионные, проблемные) задач. Аналогом эффективности группового поведения служила его продуктивность (представлена параметрами: ориентация на действие, оригинальность решения, оптимизм, включенность в дискуссию, продолжительность и качественность решения). Было обнаружено, что решение проблемных задач характеризовалось сильной ориентацией на действие, продукционных задач — значительным уровнем оригинальности выдвигаемых идей, а дискуссионных задач — высокой степенью включенности испытуемых в обсуждаемый вопрос. Кроме того, было установлено, что лидеры экспериментальных групп проявляли наибольшую активность в решении проблемных задач. Эти же авторы описали три основные «итоговые переменные», влияющие на групповую эффективность в процессе решения групповых задач: ♦ усилия, которые члены группы прилагают к решению групповой задачи; ♦ стратегии решения задачи, используемые членами группы для решения задачи; ♦ знания и умения членов группы, которые должны быть эффективно применены ими к решению. Уманский установил, что при переходе деятельности ее от совместно индивидуальной модели (отдельно от других выполняет свою часть) к совместно взаимодействующей модели (каждый выполняет свою часть общей задачи во взаимосвязи), возрастают положительные проявления межличностного общения (позитивные речевые реакции партнеров, кооперативными действия членов группы, чувством причастности к общему делу). Шоу: Что касается трудности задачи, то данные указывают на увеличение времени решения задачи и ухудшение группового продукта по мере роста трудности задачи. НО рядом исследований установлено, что трудность задачи может усиливать мотивацию членов группы и вести к большей самоорганизации последней путем развития в ней процесса лидерства, влияя тем самым на рост эффективности групповой деятельности. Кроме того, важной переменной, обратная связь в процессе группового функционирования (позитивная, способствует продуктивности решения групповой задачи вне зависимости от степени ее трудности). Б. Равен и Д. Риетсм (ясность цели): члены групп, действующих в четко определенных условиях (высокая степень ясности достижения цели), демонстрируют большую сплоченность и мотивацию к деятельности, нежели испытуемые, находящиеся в ситуациях значительной неопределенности (низкая степень ясности достижения цели). 44.МОТИВАЦИОННЫЕ ПОТЕРИ ГРУППОВОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ

Социальная леность – мотивационные потери в том, случае, когда невозможно идентифицировать вклад каждого члена группы и оценить его (основную причина – обезличенность). Когда человек входит в группу, он может почувствовать, что его индивидуальность как бы растворяется. По своей природе групповые задания — соединительные, требуют объединения усилий всех членов группы для достижения результата одного на всех. В них не представляется возможным определить, какой именно вклад внес конкретный участник группы. Если один из членов группы решает не прикладывать больших усилий для выполнения такого задания, то это пройдет незамеченным для группы. Степень анонимности отчасти возрастает при увеличении размера группы: чем больше людей вносят свой вклад в достижение общего результата, тем сложнее определить процессуальную потерю конкретного члена группы).

«Безбилетный проезд» - мотивационные потери связанные с тем, что ситуация в группе такова, что отдельный член группы может не использовать свои резервы по максимуму, поскольку есть другие члены группы, которые могут выполнить необходимую работу (в групповой работе ответственность лежит на всех членах группы - члены группы считают, что их работа не обязательна для достижения группой положительного результата (или не поможет избежать неудачи), так как от их усилий мало что зависит, а эти усилия стоят определенного труда, то менее вероятно, что они будут стараться ради группы. Человек считает, что снижение прилагаемых усилий не играет большой роли для достижения группой успеха.

Мотивационные потери, основанные на несправедливости – человек уменьшает собственный вклад в групповую работу вследствие переживания им чувства несправедливости, т.к. он «поймал» кого-то на «безбилетном проезде или социальной лености. Есть доказательства того, что при оценке вклада человека с точки зрения нормы справедливости мы используем «правило средств»: когда мы решаем, справедливо что-либо или нет, мы учитываем не просто объективный уровень, на котором наш партнер выполнил задание, но и средства, позволяющие ему быть производительным (например, способности, навыки). «Эффект простофили» - частный случай потерь, основанных на несправедливости: например, если ваша квалификация намного выше, чем у вашего коллеги по работе, который получает столько же, сколько и вы, вы можете почувствовать, что с вами обходятся несправедливо и решите уменьшить прилагаемые усилия; полагая, что в результате общий вклад (включая сюда и квалификацию, и затрачиваемые усилия) более сопоставим с вкладом коллег.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.