Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологическая концепция фирмы. Технологический подход к определению границ (размеров) фирм






 

Данный подход превалирует, так как роль фирм в экономике заключается в производстве товаров, услуг, выполнении работ.

Согласно технологическому подходу фирма – структура, оптимизирующая издержки при данном выпуске.

Оптимизация издержек обусловлена особенностями технологии производства. Минимальные издержки на единицу продукции обеспечиваются при выпуске, соответствующем минимальному эффективному выпуску (МЭВ) для данной отрасли.

Размер фирм связан с эффектом масштаба (зависимостью долгосрочных средних общих издержек от роста масштаба производства), с эффектом сети (разнообразия).

Выделяют технологическую границу фирмы, горизонтальную и вертикальную границы роста фирмы.

Указанные границы определяет динамика издержек (формы кривых долгосрочных средних общих издержек, отражающие зависимость издержек от выпуска).

 

Технологическая граница фирмы определяется ростом издержек на единицу выпуска при увеличении масштабов производства.

 

Горизонтальная граница понимается в двояком смысле:

· как объем выпуска одного продукта (определяют пределы роста однопродуктовой фирмы);

· как товарное многообразие в рамках одной фирмы (устанавливают пределы диверсификации фирмы).

В первом случае (фирма производит один продукт) имеют в виду простой положительный эффект масштаба – снижение долгосрочных средних общих издержек (AC) по мере роста масштаба производства (Q). При этом наращивается объем выпуска одного продукта (q1).

Положительный эффект имеет место, если соотношение

 

S(q)= > 1, т. е. AC( q) > MC( q). (3.5)

 

Во втором случае (фирма многопрудоктавая) также имеют в виду положительный эффект масштаба – снижение AC по мере роста Q. При этом наращивается объем выпуска нескольких разновидностей товара (q1, q2, …., qn).

Эффект масштаба увеличивается, если соотношение

 

S (q) = > 1. (3.6)

 

Кроме того, рассматривают положительный эффект разнообразия–сокращение средних издержек производства одного товарного вида при увеличении количества товарных марок, выпускаемых одной фирмой.

Положительный эффект разнообразия имеет место, если соотношение SC > 0.

Для производства двух видов продукта эффект разнообразия увеличивается, если соотношение

 

SC = > 0. (3.7)

 

С эффектом масштаба, эффектом разнообразия связана субаддитивность издержек.

Издержки субаддитивны, если они меньше при совместном выпуске нескольких товаров, чем при их отдельном производстве в различных фирмах.

Издержки субаддитивны, если производство некоторого определенного продукта одной фирмой требует меньших затрат, чем в случае изготовления этой продукции несколькими фирмами.

Горизонтальный рост фирмы приостанавливается в результате сокращения степени субаддитивности издержек.

Преодолеть рост средних общих издержек в рамках одной фирмы можно путем выделения внутри фирмы нескольких относительно независимых подразделений, которые действовали бы как квазифирмы, т. е. путем изменения внутренней организации фирмы. В этом случае однозаводская фирма становится многозаводской.

Горизонтальные размеры фирмы тем больше, чем больше продукции какого-либо вида производит фирма и чем разнообразнее производимая ею продукция.

Горизонтальные границы фирмы определяются, в основном, издержками. Однако, согласно эмпирическим данным, точно установить горизонтальный размер фирмы, основываясь только на издержках, невозможно. Кривая средних общих издержек блюдцеобразна, имеет плоское основание. Отсюда следует, что существует несколько объемов выпуска, при которых средние общие издержки минимальны.

Вертикальные границы фирмы (степень вертикальной интеграции фирмы) определяются выбором фирмы между покупкой на рынке или производством внутри фирмы продуктов последовательных стадий переработки.

Вертикальный размер фирмы определяется субаддитивностью издержек, т. е. товары будут производиться внутри фирмы (фирма станет вертикально интегрированной), если издержки их совокупного производства меньше, чем при их покупке.

TC(q1; 0) + TC(0; q2) > TC(q1; q2), (3.8)

 

где q1, q2 – продукты последовательных стадий переработки.

Уменьшение субаддитивности издержек ограничивает вертикальный рост фирмы.

Вертикальная интеграция может создать проблему качества (как правило, качество комплектующих дочерних компаний ниже качества комплектующих независимых поставщиков).

Варианты решений проблемы качества:

· ослабленная интеграция (ввозимые извне ресурсы приобретаются у дочерней компании-поставщика и у независимого поставщика);

· франчайзинг (франчайзинг сочетает в себе преимущества вертикальной инеграции< специфические инвестиции производятся головной компанией> и преимущества вертикального разъединения (большая часть извлекаемой прибыли остается у франчайзи. У франчайзи возникает устойчивый стимул для эффективной работы);

· японская модель контрактных отношений с поставщиками (установление между фирмой и поставщиками долгосрочных неформальных отношений. Эти отношения способствуют возникновению у поставщиков мотивации вложения средств в специфические активы).

 

Технологический подход позволяет установить производственные ограничения распространения фирмы вширь и вглубь, естественные границы ее размеров, определить технические условия эффективности функционирования фирмы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.