Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение инновационной деятельности






На современном этапе развития общества задача обучения и подготовки кадров для производственной инновационной деятельности решены. Так, в России действуют российский государственный институт инновационных технологий и предпринимательства (1990) на базе государственного научного учреждения – центра содействия развитию научно-технического предпринимательства в высшей школе Министерства образования России. Этот институт является базовым элементом многоуровневой системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности научно-технической и промышленной сферах. Его деятельности осуществляется по принципу открытого образования через филиалы и представительства в целом ряде регионов России благодаря использованию дистанционного обучения, корпоративной информационной сети и региональных учебно-научных центров инновационного предпринимательства. Сегодня в России функционируют более 10 филиалов данного университета, таким образом главной ступенью в подготовке специалистов для инновационной производственной сферы выступает высшая школа. Здесь инновационное образование дифференцируется по направлениям:

1. Общее инновационное образование (входят программы подготовки любых специалистов, учитывая специфику их отраслевой ориентации). Формируетобщ0ее представление об инноватике и инновационной деятельности, их роли и направления развития.

2. Инновационно-технологическое (является техническим). В его основе находятся знания общей теории технологии в функциональном и предметном разрезах. Считается, что такой специалист должен овладеть методологией и навыками инновационного проектирования, обладать знаниями систем стандартов и методик управления качеством, экологических норм при проектировании новой техники и технологии.

3. Инновационно-менеджерское образование (обеспечивает подготовку менеджеров для науки, техники и инноватики). Такие специалисты должны владеть методикой функционально-стоимостного проектирования, знать общие основы и особенности финансового менеджмента в сфере инноваций, методологию и методику организации маркетингового обеспечения инновационной деятельности.

Субъектами инновационного образования являются:

1. Лица, получившие первое высшее образование

2. Лица, получившие второе высшее образование

3. Лица, проходящие подготовку к лицензированию для работы в инновационной сфере

4. Лица, пользующиеся блоками специализированных курсов для повышения квалификации

Для каждой группы должен быть разработан специализированный учебный план. Первые 3 группы лиц в большей степени могут быть ориентированы на практическую инновационную деятельности. Соответственно в плане предусматриваются курсы практической направленности.

В РБ в БНТУ ведется подготовка специалистов по двум специальностям: «Инновационные технологии», «Экономика организации и управления инновационной деятельностью». В рамках первой подготовка осуществляется по специальным знаниям соответствующим укрупненным отраслям народного хозяйства (машиностроение и металлообработка, приборостроение и радиоэлектроника, транспорт, связь и др.). В рамках второй специальности подготовка осуществляется по следующим специализациям: «экономика инновационной деятельности», «Менеджмент инновационной деятельности». Учебные планы для подготовки менеджеров по инновационной деятельности формируется на основе пяти блоков:

1. общеобразовательные дисциплины: высшая математика, философия, психология, этика, информатика и инженерия и т.д.)

2. общеинженерные дисциплины: основы технологии, безопасность инновационных технологий и др.)

3. экономика управленческой дисциплины: науки об управлении персоналом

4. подготовка по профилю специализации: углубленное изучение отраслевых технологий

5. дипломное проектирование

Специалисты библиотечной отрасли считают, что ближайшее время подготовка специалистов в области инноватики библиотечного дела будет набирать силу, так как изменяющийся стандарт образовательной деятельности на всех уровнях образования, с том числе библиотечном.

В России в 2002 году утверждена новая специальность высшего профессионального образования «Библиотечно-информационная деятельность» (вместо существующей ранее «Библиотековедение и библиография»). Срок обучения – 5 лет. В соответствии с данной специальностью выпускнику присуждается следующая квалификация – «Библиотекарь- библиограф – преподаватель», «Технолог автоматизированных информационных ресурсов», «Референт – аналитик информационных ресурсов», «Менеджер информационных ресурсов».

Анализ нормативно-методических материалов образовательного стандарта позволил специалистам определить, какие инновационные задачи могут решать выпускники ВУЗов и какие курсы могут обеспечивать подготовку к их решению.

 

Квалификация Задачи профессиональной деятельности Специальная дисциплина
1. Библиотекарь-библиограф-преподаватель   2. 2. Технолог автоматизированных ИР     3. Референт-аналитик информационных ресурсов     4. Менеджер информационных ресурсов 1. Формирование и хранение документных фондов, аналитико-синтетическая переработка информации, обслуживание пользователей различных учреждений в системе данных коммуникаций.   2. Подготовка и решение задач проектирования, создание и эксплуатация автоматизированных информационных систем; определение основных технико-экономических требований к автоматизированным ресурсам.     3. Оценка современного состояния и выявления тенденций развития объекта на основе анализа и синтеза известной информации об объекте, создание информационных продуктов и услуг аналитического характера.   4. Стратегическое, тактическое и оперативное управление персоналом структурными подразделениями библиотечно-информационных учреждений и направлениями библиотечно-информационной работы. 1. Библиотечный менеджмент, библиотечное обслуживание, СПА библиотеки, библиографическая деятельность.     2. Автоматизированные библиотечно-информационные технологии, информационные сети и системы, проектирование автоматизированных проектных библиотечно-информационных систем, программно-техническое обеспечение АБИС.   3. Информационно-аналитические технологии, информационно-аналитические продукты и услуги, организация информационно-аналитической деятельности.     4. Менеджер библиотечно-информационной деятельности, маркетинг библиотечно-информационной деятельности, управление библиотечной деятельности, экономика библиотечно-информационной деятельности, инновационно-методическая работа библиотеки, документационное обеспечение управления.

В РБ в БГУКИ в рамках специализации маркетинг библиотечного дела для ФИДК осуществляется подготовка студентов по проблемам инновационной деятельности библиотек РБ.

2. Переобучение и повышение квалификации персонала библиотек в контексте инновационной политики

Наибольшее значение в подготовке иннов. менеджеров имеет система поствузовского обучения. За пределами библиотечной сферы этой деятельностью сегодня занимаются: вузы, иннов. организации (на заказ выполняют разработку инновационной идеи). В библиотечной сфере данную работу осуществляют структуры повышения квалификации библиотечных и информационных работников, разнообразные «школы» профессионального повышения квалификации библиотекарей, ориентированное на получение специальных знаний в русле выполняемых ими функций.

Вместе с тем специальных образовательных программ, посвященных инновациям в библиотеках мало. В то же время реализация данных программ не всегда дает положительные результаты на практике. Среди причин этого явления можно выделить:

1. Неразработанность вопросов реализации инновации и управления изменениями в библиотечной науке и практике.

2. Отсутствие квалифицированных педагогов и действенных структур повышения квалификации библиотечных кадров.

3. Неразработанность организационных вопросов повышения квалификации кадров, условий отбора претендентов.

4. Отсутствие инициативы в повышении своей квалификации обусловлено:

5. Решением руководителя (методиста другого лица, кому необходимо повышать свою квалификация). Эта причина лишает библиотекарей активности в познании новых форм работы.

6. Отсутствие системы льгот и доплат для тех, кто стремится повышать свой культурный и профессиональный уровень.

Ученые (в области инновационной деятельности) выделяют следующие подходы, которые должны находиться в основе обучения персонала методикам инновационной деятельности:

1. Получение новой информации

2. Приобретение опыта в результате выполнения необходимых действий по достижению положительного результата

3. Приобретение навыка и наработка умений гарантировано получать положительный результат независимо от разнообразных внешних условий.

Особое значение при обучении инновациям придается выбору педагога «мастера» - консультант, инструктор, тренер. Обучение инновациям должно осуществляться в процессе решения инновационной ситуации. В ходе занятий мастер должен создать ситуацию, «подвести» участника к осознанию проблемы и осмыслению собственных возможностей для ее решения, должен сформировать навыки решения проблемы.

Существуют следующие варианты решения проблемы:

1. Работа вместе с мастером: считается самым медленным и информационно бедным способом. Действует принцип «смотри, учись, запоминай…1-2-3 повторяй». Этот способ реализуется в форме как стажировка в инновационной организации (ВУЗ, методический центр, библиотека-школа передового опыта). В этом случае сама среда побуждает стажирующегося к изменению представлений и получению новых знаний.

2. Лекции и семинары, групповые консультации (преподавание большой аудитории теории и методики инновационной деятельности, практика здесь не рассматривается) в результате формируются только теоретические знания. А отсутствие практических навыков в дальнейшей работе создают трудности из-за их отсутствия.

3. Сочетание теоретических знаний и практической наработки умений (тренинг-семинары). Здесь обучение осуществляется не индивидуально с мастером в реальных условиях, а с однородной группой в учебной аудитории. Данный способ позволяет усвоить алгоритм действий, но к сожалению далек от реальной действительности. В библиотечной деятельности данный способ признается специалистами как самая действенная форма повышения квалификации персонала библиотеки (например, международная школа директоров «Искусство результативного управления современной библиотекой», семинар-тренинг «Виртуальное обслуживание пользователей», разработка и внедрение проекта или же мастер-класс «Управление знаниями в библиотеке: технология построения системы и др.».

Тема 6: Основы инновационного библиотечного менеджмента

1. Содержание и функции инновационного библиотечного менеджмента

Инновационный библиотечный менеджмент (ИБМ) представляет собой самостоятельную область экономики библиотечной науки и профессиональной деятельности, направленный на формирование и обеспечение достижения любой библиотекой инновационных целей. ИБМ представляет собой одну из разновидностей библиотечного менеджмента. В современных условиях использования научных методов и подходов ИБМ является важным фактором, как экономического развития библиотеки, так и прогресса и коммерческого успеха любой библиотеки.

Содержание понятия инновационный библиотечный менеджмент можно рассматривать в трех аспектах:

- Как науку и искусство управления библиотечными инновациями. Базируется на теоретических понятиях и положениях библиотечного менеджмента. Ранее этому понятию соответствовали такие категории, как: организация, технология и управление библиотечной работой.

- Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений. ИБМ представляет собой совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему проведения и управления библиотечными инновациями в библиотеке. В зависимости от уровня инновационной структуры в библиотеке и условий функционирования ее звеньев состав функций управления и последовательность выполнения их может быть различна. Как вид деятельности ИБМ предполагает распределение задач управления и их закрепление за конкретными исполнителями – руководителями библиотек, отделами, библиотекарями.

- Как аппарат управления библиотечными инновациями. Предполагает структурное оформление инновационной сферы и включает:

- систему управления библиотечными инновациями, которая обладает иерархической структурой и состоит из специализированных отделов/секторов управления высшего звена (разного рода специализированные учреждения, непосредственно заняты разработкой и реализацией библиотечных инноваций. В РБ таких структур нет);

- «институт» библиотечных менеджеров (управленцев) – руководителей различных уровней, которые выступают в качестве субъектов управления, наделены определенными полномочиями в принятии и реализации управленческих решений и несущих ответственность за результаты функционирования инновационного библиотечного учреждения.

Цели и задачи ИБМ

Основная и конечная цель ИБМ состоит в обеспечении долговременного функционирования библиотеки как инновационного учреждения на основе социальной результативности и прибыльности (частично). Это подразумевает эффективную организацию инновационных процессов и обеспечение высокой конкурентоспособности инновационной библиотечной продукции. Без обеспечения эффективного и внутренних элементов библиотеки как инновационного учреждения, т.е. без гармонизации функций библиотеки как инновационного учреждения, такой цели добиться невозможно. Именно поэтому гармонизация составляет основную задачу ИБМ.

Различают эндогенный и экзогенный аспекты гармонизации деятельности библиотеки как инновационного учреждения. Эндогенная гармонизация означает согласование всех структурных элементов библиотеки как инновационного учреждения, а экзогенная – предполагает согласование элементов библиотеки как инновационного учреждения с системами окружающей внешней среды. Она реализуется посредством специальных процедур целевой ориентации инновационной библиотечной деятельности и учета ограничений внешней среды.

Для обеспечения эндогенной гармонизации необходимо создание специальной системы внутрибиблиотечного управления инновациями. Эта система решает следующие задачи:

– выработка стратегической инновационной библиотечной концепции;

– определение тематики направлений деятельности и формирование инновационных проектов и программ;

– построение организационной структуры и структуры управления библиотечными инновациями;

– планирование производственных процессов и процессов реализации инновационной библиотечной продукции;

– подбор и расстановка кадров;

– календарное распределение работ и контроль за их исполнением;

– создание творческой атмосферы и высокой мотивации интеллектуального труда.

Экзогенная гармонизация предусматривает решение следующих задач:

– формирование долго- и краткосрочных целей инновационной деятельности библиотеки;

– организация и проведение маркетинговых исследований;

– учет экологической ситуации и планирования прироохранных мероприятий;

– оценка и использование прогрессивного опыта и передовых технологий и достижений конкурентов;

учет потребительского спроса и объективных тенденций НТП;

– организация кооперации в инновационных библиотечных программах и проектах.

По времени и содержанию различают две формы гармонизации:

стратегическая – способствует долгосрочному выживанию библиотеки как инновационного учреждения и обеспечивается библиотечным маркетингом и менеджментом, направленными на формирование стратегических инновационных целей, проектов и организацию стратегического планирования;

оперативная – выступает средством реализации выбранной стратегии развития и обеспечивается системами оперативного менеджмента в библиотеке как инновационном учреждении.

Система функций ИБМ

Содержание ИБМ определяется составом функций и процессов управления, осуществляемых в ходе подготовки и проведения инновационных мероприятий.

Под функциями ИБМ понимается состав общих задач управления, решаемых при осуществлении инноваций.

Специалисты выделяют 2 группы функций ИБМ:

I. Основные (предметные). Являются наиболее общими для всех видов и любых условий осуществления инноваций. К ним относится:

1) формирование целей деятельности библиотеки (при этом цель должна соответствовать следующим требованиям:

– измеримость и конкретика (т.е. конкретная цель и отражение ее в определенном виде инновации);

– непротиворечивость и взаимоувязка (т.е. большое количество целей требует расстановки приоритетов в их выполнении);

– достижимость (четкая стратегия, ее достижение);

– ориентированность (цель д.б. строго ориентирована во времени, например, краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные цели).

2) планирование инноваций. Д.б. решены следующие задачи при планировании:

– структуризация целей инновационной деятельности и доведение их до исполнителей;

– формирует программы мероприятий;

– оценка матриальных, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для реализации принятых инновационных программ;

– регулирование хода выполнения работ по инновационным проектам.

3) организация инноваций. Заключается в обеспечении выполнения установленных плановых задач с целью реализации принятой стратегии развития библиотеки как инновационного учреждения.

4) Контроль и его обеспечивающие функции учета, отчетности и анализа.

II. Обеспечивающие функции. Включают управленческие процессы и инструменты, способствующие эффективному осуществлению основных функций управления в библиотеке как инновационного учреждения (перечисленных выше). В состав обеспечивающих функций входят функции:

1) социально-психологические – связаны с характером производственных отношений в коллективе (делегирование полномочий и распределение работы, мотивация (система поощрений и наказаний);

2) процессуальные (технологические) функции ИБМ выделяют два вида деятельности, которые относятся к труду библиотекаря-библиографа (это решения и коммуникации). По сути, процессуальные функции ИБМ являются средством реализации основных (предметных) и социально-психологических.

Таким образом, рассмотренные функции управления инновациями и порядок их осуществления отражают общую технологическую схему ИБМ, в которой они осуществляются попарно – «цель – планирование», «планирование – организация», «организация – контроль».

 

Тема 7: Приемы инновационного библиотечного менеджмента

 

1. Сущность и основные приемы ИБМ

2. Приемы, воздействующие только на производство библиотечных инноваций.

3. Приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и диффузию библиотечных инноваций.

4. Приемы, воздействующие только как на производство, так и на реализацию, продвижение и диффузию библиотечных инноваций.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.