Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни






Учебный год в первом классе делится на адаптационный (2 месяца) и основной периоды. Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (приспособления) к школьной жизни. Трудность первого года обучения определяется новыми условиями жизни, новыми усло­виями деятельности, новыми требованиями к ребенку. Особенно трудными физиологически и психологически являются первые три-четыре недели обучения, и поэтому введение ребенка в школьную жизнь должно проводиться постепенно.

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Зна­чительная часть детей (их обычно 50-60 %) адаптируются в те-


чение первых 2-3 месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к учителю, коллективу, приобретает дру­зей, старается проявить себя (предлагает помощь, принимает поручения, участвует в коллективной деятельности). У этих де­тей обычно хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу.

Другим детям (их примерно 30 %) требуется больше време­ни для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до кон­ца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу соглашаются выполнить требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными ме­тодами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих де­тей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 14 % детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибав­ляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами пове­дения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно эти дети становятся в классе изгоями: с ними не хотят дружить, сотрудничать, что вы­зывает новую реакцию протеста - они задираются, мешают про­водить урок, передвигаются по классу и т. п.

Учитель строит свою деятельность с учетом степени и дли­тельности адаптации шестилетних детей к школе, причем осо­бенно внимательным нужно быть в период так называемой «острой» адаптации, то есть в первые четыре недели. Особенно важны такие качества педагога, как доброжелательность, сдер­жанность, спокойствие, терпение, желание наладить отношения с любым ребенком. Нецелесообразно в первые месяцы обучения вызывать к доске детей, трудно адаптирующихся к школьной жизни, неуверенных, стеснительных, нельзя демонстрировать перед всем классом неуепешность деятельности ученика, его ошибки и недостатки.


 









© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.