Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. авторы-сЬсга'вйтелй, 2007 © Издательство «Учитель», 2007 © Оформление






ISBN 978-5-7057-1608-1

© Говорксф'Н. Б., кукушкина Г. Г.,

авторы-сЬсга'вйтелй, 2007 © Издательство «Учитель», 2007 © Оформление. Издательство «Учитель», 2007

Издание 2008 г.


ВВЕДЕНИЕ

Иногда успеха добиваются те, кто этого хочет. Чаще те, кто хочет и талантлив. А всегда - те, кто не может жить без работы, в которой пытается добиться успеха.

Проблема подготовки обучающихся к жизни в новом соци­ально-экономическом и культурном пространстве обретает осо­бую актуальность в связи с возникающими в последние годы дискуссиями об эффективности начального этапа обучения.

Психологи утверждают, что если человек в первые 10 лет своей жизни терпит неудачи (а именно эти годы приходятся на обучение в начальной школе), то к 10 годам от его уверенности в себе не останется и следа, мотивация пропадает, человек сми­ряется с неудачами.

Возраст от 5 до 10 лет считается, с этой точки зрения, крити­ческим. Неудачи, с которыми надо бороться в течение всего времени обучения в школе, легче всего предотвратить именно на этом этапе. Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть шансы на успех в жизни.

Адаптация человека в новых условиях жизни и деятельно­сти, как правило, связана с напряжением его душевных и физи­ческих сил. Чем младше человек, чем меньше его социальный опыт, тем более неадекватным будет это напряжение - либо ма­лым, либо чрезмерным.

Учителю начальной школы, обучающему первоклассников, приходится одновременно контролировать и вопросы общения детей друг с другом и с другими взрослыми, и психофизиологи­ческое самочувствие детей, и течение учебного процесса, и мно­гое другое.

Адаптация – сложный многофакторный процесс включения человека в новые условия жизнедеятельности, в новую систему требований и контроля, в новый коллектив.

В нашем понимании адаптация - это часть сложного, проти­воречивого, динамичного процесса, этап самореализации лично­сти, направленный на освоение социальных норм и ценностей.


 


Переход ребенка из разряда дошкольника в разряд перво­классника - серьезное испытание и для самого малыша, и для его родителей. Такой же ответственный момент переживает учитель, встречающий ребенка в школе. Каким бы опытом рабо­ты и педагогическим мастерством он ни обладал, каждый класс новоявленных школьников требует от педагога новых подходов, новых решений. Того же требует от учителя время. Школа жи­вет ожиданием новых стандартов в образовании, полный пере­ход на которые планируется к 2013-2014 годам. Главной зада­чей образовательного учреждения становится не вооружение школьника определенным набором знаний, а формирование умений эти знания добывать. Объем информации, необходимой для жизни, стремительно увеличивается, поэтому невозможно за период обучения снабдить учащегося знаниями на всю жизнь. Совершенно очевидно, что человеку придется непрерывно учиться, переучиваться, повышать квалификацию. Школа долж­на подготовить ученика к будущей жизни, сделать его членом общества. Много внимания следует уделять таким формам обу­чения, где востребованы активность и инициатива ребенка, где поощряются поиск и творчество.

Адаптация ребенка к школе может успешно реализовываться при учете ряда условий психологической поддержки. Это:

- развертывание преемственной связи начала обучения с решением жизненных и теоретических (мировоззренческих) проблем, волнующих вчерашнего дошкольника;

- сохранение имеющего место в дошкольный период интереса к индивидуальным суждениям каждого ребенка;

- обеспечение активного личностного диалога всех участников образовательного процесса (сам ученик, педагоги, одноклассники);

- декларирование права на ошибку как естественного и закономерного условия совершенствования человека.

В первой части пособия рассказывается, как возможно обес­печить эти условия в рамках гуманистической парадигмы обра­зования. Учет условий, способствующих адаптации первоклас-


сников, и условий их психологической поддержки позволил сформулировать пути, которыми следует двигаться педагогу, обучая первоклассников в первые месяцы учебного года.

Во второй части пособия содержатся рекомендации, предна­значенные для учителей начальных классов и воспитателей групп продленного дня и направленные на включение перво­классников в свободную самостоятельную учебную деятель­ность в период адаптации к школе.

Под свободной самостоятельной деятельностью подразуме­вается предоставление ребенку свободы в выборе содержания и способов учебной деятельности. Свободная самостоятельная учебная деятельность первоклассников в группе продленного дня может стать вариантом закрепления пройденного мате­риала и самостоятельного знакомства с новой темой.

Учащимся предоставляется право работы в автономном ре­жиме. Каждый ученик самостоятельно выбирает для себя цель деятельности, напрямую связывая ее с усвоением предметных знаний, осуществляет планирование своей деятельности и дает оценку полученным результатам. При этом доминируют методы самостоятельной работы со специально разработанным дидак­тическим материалом при минимальной консультационной по­мощи учителя.

Свободная самостоятельная деятельность преследует следующие цели:

— повышение уровня самостоятельности при выполнении учебных действий;

- самостоятельное частичное прохождение программного материала;

- опережающее знакомство с программным материалом

- развитие основ самообразования: писать, читать в нужном темпе, уметь концентрировать свое внимание, видеть главное при чтении, работать с учебной и справочной литературой;

- создание положительной мотивации к учебной деятельности;

 


- развитие способности сознательной дисциплины и саморегуляции поведения;

- развитие познавательного и творческого потенциала учащихся;

- формирование рефлексивно-оценочной деятельности и навыка самопроверки.

Предложенные занятия позволят показать детям возможно­сти самостоятельной учебной деятельности; заложить основу для формирования опыта свободной самостоятельной учебной деятельности; выработать правила самостоятельной работы.

Вниманию учителя начальных классов предложены разра­ботки нестандартных классных часов (в форме рефлексивных кругов), которые можно провести для первоклассников в адап­тационный период.

В процессе превращения дошкольника в ученика важна каж­дая минута, проведенная ребенком в школе. Организовать досуг первоклассников помогут игры, предложенные в пособии.

Пособие поможет учителю научить ребенка учиться и полю­бить этот труд. Д. С. Лихачев в своих «Письмах о добром и пре­красном» писал: «Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлече­ний выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни». Хо­чется верить, что данное пособие поможет учителю и ребенку найти радость в своем труде, а, значит, вчерашние дошколята станут самыми настоящими школьниками, пытливыми, стремя­щимися к знаниям, успешными.

Удачи вам и радости творчества!


Часть I

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ПОДДЕРЖКЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД*

ЭТАПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.