Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация учебного процесса, способствующего сохранению здоровья детей






При организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы необходимо учитывать многие факторы, но, прежде всего, это создание учебной среды, способствующей со­хранению здоровья.

Предельная наполняемость классов для шестилетних перво­классников - 25 человек, оптимальная - 20 человек. Классы це­лесообразно располагать не выше второго этажа, площадь учеб­ного помещения обеспечивается из расчета 2, 5 кв. м на одного учащегося.

Продолжительность учебного года для первоклассников четырехлетней начальной школы - не более 30 недель, канику­лярное время (в течение учебного года) - не менее 37 дней. Оптимальное чередование учебного и каникулярного времени в годовом календарном плане таково: 5-6 недель заня­тий сменяются недельными каникулами. Занятия проводятся < только в первую смену. Не рекомендуется шестидневная неделя. Если школа имеет полный день, то во вторую половину дня не допускается проведение уроков, не рекомендуются также заня­тия по чтению, математике, письму. Лучше всего это время от­дать играм, занятиям искусством, физкультурой, театром, а так­же прогулкам и экскурсиям.

Недельная нагрузка первоклассников не должна превышать 20- часов, то есть ежедневно проводится 4 урока, а в адаптацион­ный период (сентябрь - октябрь) рекомендуется проводить только три урока в день, четвертый урок заменяется экскурсией, играми, спортивными развлечениями и пр.

Важно соблюдение продолжительности перемен в школе. Обычно устанавливаются 10-минутные перемены между урока­ми с большой переменой (динамической паузой) в 45-60 минут после третьего урока.

Продолжительность урока - 35 минут с обязательным про­ведением 1-2 физкультминуток. Они могут быть естественным


структурным элементом урока. Целесообразно подбирать физ­культминутки с учетом изучаемой темы, проводить под музыку и делать не слишком кратковременными, так как в противном случае они не выполняют своего назначения: действительно, за 20-30 секунд, которые часто отводятся на физкультминутки, утомление не снимается. Поэтому учитель, готовясь к уроку, продумывает и этот структурный элемент, который может зани­мать 2-3 минуты.

Для того чтобы правильно скомпоновать упражнения во время физкультминутки, нужно четко представлять, на что они направлены. Скажем, приседания с подъемом рук вверх стиму­лируют мозговое кровообращение, потряхивание кистями рук препятствует утомлению мелких мышц кисти, различные на­клоны и повороты снимают излишнее напряжение мышц туло­вища, а сочетание круговых движений головой, глазами и туло­вищем активизируют, кроме того, чувство общей координации в пространстве. Если возможно, хорошо проводить бег на месте, так как он снимает многие симптомы утомления.

Для расслабления (релаксации) полезны дыхательные уп­ражнения, которые тоже можно провести во время физкультми­нуток: в течение 1-2 минут считать выдохи, стараясь вызвать легкое дыхание. Завершить паузу следует в покое, с закрытыми глазами, вызывая образные представления (лес, море, прикосно­вение к чему-то приятному). Показателем снятия утомления яв­ляется улучшение самочувствия, ощущение возникшей в классе бодрости, легкости в дыхании.

После второго урока по расписанию следует динамическая пауза, которую целесообразно проводить при максимальном ис­пользовании свежего воздуха. Активный отдых, подвижные иг­ры на воздухе во время перемен вызывают гораздо больший по­ложительный эффект в функциональном состоянии организма, чем перемены, проводимые в помещении школы. Кроме того, систематический отдых на открытом воздухе оказывает закали­вающее, оздоровительное влияние на организм школьников. Ес­ли выход на улицу по каким-либо причинам невозможен, преду-


 


смотрите двигательную активность в хорошо проветриваемом помещении. Позаботьтесь о том, чтобы в рекреациях имелось простое физкультурное оборудование: маты, стенки, обручи, кегли, шары и др.

Дети седьмого года жизни быстро утомляются. Чтобы этого не происходило, необходимо учитывать особенности динамики работоспособности в различные периоды урока.

Вначале в течение некоторого времени наблюдается посте­пенное улучшение количественных и качественных показателей труда. Это первая фаза работоспособности - врабатывание, ко­торая связана с формированием рабочей доминанты, когда орга­низм настраивается на определенную деятельность. Обычно эта фаза длится 5-7 минут. Учитель должен следить, чтобы эти дра­гоценные минуты детской активности не тратились впустую -на ненужные замечания, формальные инструкции (о позе детей, порядке на столе), а быстро, спокойно настроить учеников на урок.

Когда ученик настроился на деятельность, развертывается вторая фаза - оптимальной работоспособности. Все системы ор­ганизма работают взаимосвязанно и согласованно, обеспечивая высокую активность ребенка при наименьших психофизиологи­ческих затратах. Именно в это время ученик лучше всего усваи­вает значительный объем учебной информации.. Продолжитель­ность этой фазы на уроке зависит от напряженности труда, со­стояния учеников, от гигиенических условий в классе, но не превышает для младшего школьника 15-20 минут, после чего наступает третья фаза работоспособности - компенсированного, то есть преодолеваемого утомления.:

Внешне эта третья фаза работоспособности хорошо заметна f ребенок начинает проявлять двигательное беспокойство (двига­ет руками, вертится и т. п.) и явно отвлекается. Учитель должен помнить, что наступление такого поведения связано не с лич­ными качествами ученика (невнимателен, не сосредоточивается, не может себя заставить), а с тем, что дальнейшее поддержание высокой работоспособности в этой фазе становится теперь воз-

• 24


 


можным только за счет нервно-психического, эмоционального и волевого напряжения. Первые признаки утомления очевидны, однако работу можно продолжить, если изменить ее организа­ционно: например, провести активную физкультминутку, изме­нить характер учебных заданий (ввести игру, провести упраж­нения стоя или передвигаясь по классу и т. п.).

Сделаем очень важный вывод: младший школьник, особенно первоклассник, может активно и полноценно работать в течение не более 15 минут, после чего обязательна смена деятельности, иначе наступает четвертая фаза работоспособности - некомпен­сированного утомления. Это - предел результативной работы и сигнал к ее прекращению. Попытки педагога продолжить работу (без смены характера деятельности) могут привести к резко вы­раженным формам утомления и переутомления. Внешние при­знаки этой фазы - вялость, сонливость, потеря интереса к работе (ребенок отказывается ее продолжать, часто отвлекается). Дети ищут дополнительные точки опоры (ложатся на парту, подНи-рают голову руками, вертятся и пр.).

Изменяется работоспособность школьников и в течение учебного дня. Сниженные показатели работоспособности отме­чаются в начале первого урока, затем наблюдается подъем до оптимального уровня и закономерное их снижение, начиная с третьего урока. При этом у большинства детей наивысшая ак­тивность - от 10 до 12 часов, затем следуют ее спад (особенно к 14 часам) и некоторый подъем в 16-18 часов.

Необходимо обратить внимание и на изменение работоспо­собности учеников на протяжении недели. Так, в понедельник ребенок достаточно трудно входит в рабочий ритм, работоспо­собность несколько снижена, поэтому-в этот день целесообразно начать уроки с физкультуры или музыки, так как; движения спо­собствуют подъему работоспособности школьников и облегча­ют их вхождение в рабочий ритм.

Вторник и среда - наиболее благоприятные для учебной ра­боты дни. У первоклассников /лень наивысшей работоспособно-


сти - вторник. Начиная с четверга уровень работоспособности снижается, причем в пятницу весьма значительно.

С учетом этого нужно строить расписание занятий: дни наи­большей нагрузки - вторник, среда, а остальные дни должны предоставлять ребенку возможность несколько «расслабиться»: заняться физкультурой, музыкой, больше играть, рисовать, кон­струировать.

Физиологами и психологами доказано, что дети шести-семи лет не могут в течение целого урока заниматься только одной деятельностью, например, читать или писать. Поэтому целесо­образно проводить уроки, в которых одной теме (одной идее) подчиняются разные виды деятельности. Сейчас в методиках разработано достаточно много вариантов уроков, в которых со­четаются разные умственные и практические деятельности (слушание, наблюдения, решение математических задач, расска­зывание, чтение, письмо и др:). Методики, построенные на ос­нове сочетания разных знаний или деятельностей, являются в наибольшей степени эффективными и сохраняющими здоровье. Установлено благоприятное воздействие на умственную ра­ботоспособность школьника таких предметов, как физкультура, музыка, изобразительное искусство, окружающий мир, поэтому их следует использовать как «компенсаторные» - для снятия напряжения и усталости. Если учитывать это при составлении расписания, то исключается возможность излишнего умственно­го напряжения и утомления. Например, в пятницу можно прово­дить уроки окружающего мира, музыки, физкультуры, которые способствуют восстановлению активности детей. Не стоит пла­нировать на пятницу самостоятельные работы по математике,

диктанты.

Ограничение двигательной активности учащегося (гиподи­намия) - одна из самых острых проблем начальной школы. Учи­тель должен учитывать, что неподвижная поза гораздо утоми­тельнее для организма, чем движения. В соответствии с особен­ностями детей этого возраста время, в течение которого школьник способен удерживать статическую позу, очень неве-


 


лико и тем короче, чем меньше возраст. Отсюда вытекает важ­ное педагогическое условие организации процесса обучения младшего школьника: избегать длительного, непрерывающегося сидения за партой.

При организации школьного дня необходимо помнить, что ежедневный объем двигательной активности учащихся дол­жен составлять не менее 2 часов. Как добиться этого? Можно предусмотреть гимнастику перед началом уроков (хорошо бы под музыку), продумать тематические физкультминутки (об этом уже говорилось выше), подвижные игры на переменах, спортивные часы после уроков и др. Целесообразно, чтобы школа организовала дополнительные занятия (например, круж­ки, спортивные секции) ритмики, хореографии, бальных танцев, национальных спортивных игр и т. п. Проводимая ежедневно динамическая пауза также вносит положительный вклад в дви­гательную деятельность ребенка.

Хорошо, если на переменах звучит музыка: дети танцуют, занимаются аэробикой и т. п. Интересен и такой опыт школ: к стенам прикрепляются грифельные доски, во время перемен дети, стоя (что очень важно!), рисуют на них мелом, играют в «крестики-нолики», «небылицы», составляют кроссворды и пр.

Учитель должен видеть состояние детей и при необходимо­сти корректировать его быстро и умело. Например, чрезмерный уровень возбуждения, скажем, после урока физкультуры или динамической паузы можно спокойно снизить, попросив детей принять стойку на одной ноге. Перевозбужденному ребенку сделать это чрезвычайно трудно. Как только состояние устойчи­вости достигнуто — учащийся готов к продуктивной деятельно­сти. Учитель может пойти и на другие «педагогические хитро­сти»: постоять около ребенка, положить ему руку на плечо («снять» возбуждение), разрешить пососать леденец (это тоже способствует уменьшению напряженности), наконец, о чем-то пошептаться с ним. Важное значение имеют динамические и статические физические упражнения: ходьба на носках, при которой массируются подушечки пальцев ног; стойка на одной


ноге до состояния устойчивого равновесия; в положении сидя и стоя - максимальное последовательное напряжение ступней, голеней, бедер, ягодиц, живота с последующим медленным рас­слаблением; в положении сидя ~ подбирание подушечек пальцев ног.

; Полезное действие на функции организма оказывает изме­нение рабочей позы во время урока. Многие исследователи предлагают урок проводить в системе «динамической смены поз», то есть организованно переводить учащихся от одной ра­бочей позы (сидя) в другую (стоя). Продолжительность работы стоя может быть от 3 до 7 минут, и смена поз происходит 2-3 раза в течение урока. При этом важно Fie столько продолжи­тельность стояния, сколько сам факт смены положения детского тела. Естественно, для этой позы нужно подобрать соответст­вующие виды учебной работы. Например, стоя, дети могут за­дать друг другу вопросы, провести небольшую беседу, игру или прослушать небольшой рассказ учителя. Хорошо, если в классе стоят несколько конторок. Дети по очереди, по 5-8 минут, рабо­тают за конторкой. У школьников, занимающихся в таком ре­жиме, значительно снижен уровень напряженности при выпол­нении учебных заданий. Для них характерны раскрепощенность, свобода движений, хорошая осанка и значительное уменьшение искривлений позвоночника.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.