Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование слов






Задание. Образовать новые слова с помощью суффиксов. Объяснить, какое значение придает словам данный суффикс.

-к-

Образец: голова — головка.

Лапа —..., спина —..., голова —..., пила —..., кровать—..., дверь—....

-еньк-

Образец: белый—беленький.

Голубой —..., чёрный —..., красный —..., белый —..., жёлтый —....

Круглый —..., новый — …, старый — …, бледный —..., рыжий — …, смирный -..., зелёный —..., худой —..., весёлый — ….

-очк-

Образец: юбка - юбочка

Кофта —..., полка —..., палка —..., вилка —..., мама —..., папа —..., лодка —..., сумка —..., кисть —..., сетка —..., лента —..., курица —....

-ущ; -ющ-

Образец: большой—большущий.

Худой—..., злой—..., бледный—..., грязный—....

Задание. Образовать прилагательные от данных существительных, т. е. ответитьна вопрос ч е и? или какой?

а) Образец: лиса — лисий, жара — жаркий.

волк — медведь — заяц — белка — лиса —

лес — вода — поле — сад — огород —

жара — холод — мороз — ветер — вьюга —

 

б) Образец: лопата из железа — железная лопата.

перо из стали — дом из кирпича — баба из снега —

ложка из дерева — дверь из фанеры — ручка из кости —

ваза из стекла — плита из чугуна —

 

Задание. Образовать существительные от данных прилагательных.

Образец: черный — чернота, бедный — бедность.

а) Черный —..., красный —..., чистый —..., пест­рый—..., добрый—..., простой—..., красивый—...;

б) бледный —..., сухой —..., вялый —..., жадный —...., серый —..., новый —..., глупый —..., скупой —....

Задание. Образоватьпоследовательно прилагательные и глаголы от данных существительных.

Образец: боль — больной — болеть.

Жар —..., шум —..., смех —..., радость —..., гро­за —..., соль —..., звон —..., свет —..., пыль —...,, гладь —..., печаль —..., горе —....

Задание. Образовать новые слова с помощью приставок под-, при-. Устно составить с ними предложения.

Образец: воз — привоз — подвоз.сказка — ставка — ползти — плыть — водить — вёл —

 

Задание. Списать упражнение, вместо точек вставляя подходящие по смыслу слова из слов для справок.

Машина... мимо дома. К нам в гости... бабушка. Самолет сделал.... Пассажиры делают.... С деревьев... листья.... на юг птицы.... самолета отложили из-за непогоды.... пионе­ров состоится в апреле. Мы... дорожки от снега. Малышу... ботинки. Пионеры... яблони. Жука мы... под яблоней.

Слова для справок: приехала, проехала, пересадку, посадку, облетают, улетают, слет, вылет, начистили, очистили, окопали, закопали.

Задание. Самостоятельно подобрать приставки к данным словам, об­разуя новые слова.

Жарил, тащил, бежал, тянул, кормил, бил, пил.

Задание. От данных ниже глаголов образовать новые слова с помощью приставок на-, до-, под-, при; пере-, за-, ем-, с-.

Устно дополнить по образцу.

Образец: Написать (диктант), приписать (букву), допи­сать (упражнение), подписать (заявление), переписать (задачу),. записать (адрес), списать (примеры), выписать (слова) и т. д.

Ехать, рисовать, лепить, петь, клеить, рубить, мазать, вя­зать, ходить.

Задание. Прослушать стихотворение. Указать в тексте: а) родственные слова; б) сложное слово, образованное из двух корней.

ПАР И ХОД

Жил да был на свете пар.

С виду был он сед и стар,

Но с кипящею водой

Он плясал, как молодой.

Он из чайников струился,

Над кастрюлями клубился,

Никаких полезных дел

Делать вовсе не умел...

Жило-было слово ход

В слове выход, В слове вход.

В слове ходики стучало

И в походе вдаль шагало.

Так и жили пар и ход.

Жили врозь они, но вот

Вместе их соединили,

По воде они поплыли.

Паром ходит пароход,

В паре ходят пар и ход. Е. Измайлов.

Задание. Прослушать стихотворение. Назвать: а) слова с одинаковыми корнями; б) сложные слова.

СКЛАДНО — НЕСКЛАДНО

Через рельсы – переход,

А на рельсах – пароход,

Через речку - перевоз

А на речке - паровоз.

Поменяем все местами.

Что теперь мы видим с вами?

Вот на речке - пароход,

Через речку - переход.

Вот на рельсах - паровоз,

Через рельсы - перевоз. Г. Сапгир.

Все ли стало на свои места после перестановки? Исправьте текст.

Задание. Подчеркнуть в упражнении сложные слова. Объяснить, из каких корней они образованы.

На Волге начался ледоход. Вчера был большой снегопад. Осенью будет листопад. Пчеловод показал нам пасеку. Уже на­чался сенокос. Лесорубы и дровосеки заготовляют дрова на зиму. Рыболовы вернулись домой. Слышу шум водопада. Пе­шеход прошел пять километров. Мореплаватель открыл новый остров. Путешественники рассказали о дальних странах.

Задание. В данных ниже словах подчеркнуть корни и соединительную гласную.

Полотер, паровоз, самолет, ледокол, сталевар, пулемет, мы­шеловка, водопровод, пылесос.

Задание. Образовать от данных ниже пар слов прилагательные по образцу. Подчеркнуть соединительные гласные.

Образец: русые волосы — русоволосая.

Белый ствол. Голубые глаза. Прошлый год. Красные щеки. Черные брови. Длинные ноги. Белый снег. Крутые рога. Слад­кие речи. Черная земля. Бледное лицо. Чистое сердце. Слабый характер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.